Хватит питаться глянцем! 11. О Пушкине

Светлана Водолей
                Фотохудожник  Агнешка Лорек.



Национальным гением назначен.
Стал неподвижен он в литеретуре.
Традиционен в аббривиатуре*
мифологически завитых кратких тем.
Но сократив движенье до прямой,
до неподвижности владенья точным слогом,
не слэнгом, нет, он вышел "на постой".
Меняют лошадей. Вздремнуть немного?..

Ни грамма от опасных авантюр.
Таскался по гостиным сплошь и рядом.
Средь толстых барышень сидел и пил вино.
Одет он был, конечно, "от кутюр".
И провожал пришедших дам он взглядом
тех равнодушных дэнди, горло чьё
завязано атласным бантом или...
А впрочем, в довершении всего,
талант пылал писанием "флотилий"...

Он возвращалася зол и заведён,
и горничной пришлось бы успокоить
хмельной полёт желаний плотских. Вон
пошла б Луна! Её не может стоить
такая вольностьЮ, чтобы описать...
Но есть Перо, отличная бумага.
Всё изрисовано. Нет мыслей. Лучше встать.
Но скука — лучший адвокат для скуки, сага.

Откуда быть фантазии? Вдвойне,
он не был на войне... И как ЛермОнта,
от скуки в окна к Мэри при Луне
не лазил. Впрочем, может быть... До фронта
литературных дел, и дев, и тел
так близко, что заказывать карету,
чтоб ехать, где в желании созрел
её вчерашний взгляд в младые лета.

Достаток жизни сказывается.
Помещичье томление и скука.
О чём писать? Его дрожали руки,
хватая влёт Перо, чтоб записать.
Бурля, фантазия торила тропы... Спать
в такую ночь бредово и бездарно.
Так лучше уж писать, кромсая в клочь
бумагу белую рисунком лапидарным.

Он устарел, когда лишь появился.
А умер после Сада**, но его
писания жуют до сих, "близ ада",
где жизнь полов так трогала всего.
"Дворянская продукция гусарства",
его потоплен был "аэрофлот".
Традиционность вышколена царства
бумаги, изведённой наперёд.

Мог написать ведь кто угодно это.
Онегин скучен так, что скулы сводит.
Писанье складное, но Чайльд Гарольд при этом
его своей "культурой" превосходит.
Нельзя не согласиться, так и есть.
Но мы привыкли кушать этот глянец.
Официально признанный как лесть,
что устрашает "лук" обмоток оборванец.

Не в пользу "нашего" поэта бьют контрасты,
не в бровь, а в глаз! Мы тоже неподвижны
в своих оценках. Глаз замылен дважды.
Как будто жили мы при коммунизме.
"Метель" и "Выстрел", и "Смотритель станционный",
для времени писатель свой и в доску.
Но не ношу чужие я обноски.
Ведь было столько после!.. Новых лосков,

закроек, тканей, извержений страшных,
окрытий, заставляющих пугаться...
Клонируем, но чтём огнеопасных
в своей банальности, и не хотим придраться.
Довольно! Хватит нам писаться глянцем!
"Мы Пукины иль нет?" в опроверженье,
в сдвижении традиций с Мёртвой точки
и в направлении к Живой! Благодаренье

тому, кто смелость взял сказать, как Есть!
Но не повержена нац.гения ни честь,
ни память о "продукции дворянской".
Мешает глянец. С соусом испанским
и европейской изощрённостью "не в пользу
поэта нашего" накручивать "бергольцы"
Колец от Нибелунга** и других,
всё ж похвалив лукавый его стих.

Мы приговоров резких избежим.***
Дань отдадим "поэтам календарным".
И помпы приторность без грубых Насреддин-
умов,**** толпе плясать оставим!
Чиновникам банальность не опасна
ни века прошлого, ни нынешнего. Так же
ведь надо, чтоб держаться за что было.
История и этим нас снабдила.
Двух бронзовых фигурок, в коем разе
стоящих на Арбате, хватит нам.
Чтобы спокойно разогнаться по домам.

Запрещены сегодня нам дуэли.
И просто даже выйти, постоять
на митинге — боимся. Нет ни цели,
ни то, ради чего теперь дерзать!
Банальный Пушкин. Что ещё кромешней?!
Нелепость смерти. Непристойная жена.
Пошлейшая история "на мели"
раздутая как пошлость с целью "на

и получи".***** Но флёр историй
накрученных со временем живёт
своею жизнью вечных категорий
и отправляется с фантазией в полёт.
Но после смерти всё же не назло,
сам Достоевский поддержал фигуру!*****
А кто-то спорить не хотел, возможно сдуру.
А может, просто и банально повезло.

Влияние Европы — налицо,
заимствовал из Шиллера, из Байрона
/"восточный экзотизм"/. Писать "в лицо"
ведь не о чем из жизни той убогой,
помещичьей. Неразвита культура!
И перекрой на русский лад шедевров
из кладов европейских — вот и всё.
Заимствован сюжет за всё про всё,
и стала вдруг атлантовой Фигура!

Вселенная несложная его.
О человеке знаний было мало.
Но уже были и Вольтер, и Сад,
Жан Жак Руссо и многое другое...
Использовал, заимствовал благое.
И это хорошо, как Меримэ
мотивы, прораставшие из плоти
литературных доблестных сюжетов,
в каких бы ни были, ярчайшею щепотью.

Преувеличен, и великостью надушен
до приторности, кто б ни говорил.
Перилами моста он не обрушен,
держаться надо же за что-то. Возлюбил
себя как враг тебя, но против правил
пытаться сделать, став оригинал,
заманчиво для всех! Он нас заставил
сей изучить архивный матерьял.

Неистощима плоть календаря!
Преувеличенность парит и испаряет
оторванные листики. Заря
известным слогом утра величает.
Сей испарённый йод и спирт — в архив!
Ах, Медный всадник, он велик! Не тает.
И о Свободе лик напоминает,
хотя о ней сегодня лишь курсив...

Съедает Время. Многого и не было.
Но остаётся память и свидетельство
из жизни Девятнадцатого века.
Оно нам ценно. С плотью человека
пусть разбираются грядущие века.
На набережной Памятник, строка
из самых Медных и тягучих строк.
И каждому в Истории свой срок!
Да будет не забыт и сей урок.

29 января 2021 года

*Аббревиату;ра (итал. abbreviatura от лат. brevis «краткий») — слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него.
**«Кольцо; нибелу;нга» (нем. Der Ring des Nibelungen; Nibelung — «дитя тумана») — название цикла из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Цикл эпических опер Рихарда Вагнера.
***"Приговор мой будет звучать резко: ленивый, не очень любопытный, модный Пушкин никак не тянет на национального гения. Его двухсотлетие, отмеченное с приторной помпой федеральными и московскими чиновниками еще лишнее доказательство этого. Пушкин так банален, что даже не опасен чиновникам. Он был банален и в свое время." Э. Лимонов.
****"Его нелепая смерь на дуэли, проистекшая из непристойного поведения его жены, достойна двух бронзовых дутых фигурок , стоящих на Арбате у телеграфа. Здесь пошлость заказа московского правительства конкурирует с пошлостью этой истории: жена шепталась, хохотала и обжималась с -французом, а муж, защищая честь этой жены, получил пулю в живот и умер от этого на диване." Э. Лимонов.
*****"Пушкину всего лишь хорошо повезло после смерти. В 1887 его поддержал большой литератор Достоевский, выпихнув в первый ряд. Позднее еще несколько высоких арбитров поддержали Достоевского. Так был сделан Пушкин. Гением его объявили специалисты. Как и Энштейна. Объявили потому, что надо иметь национального гения. К 1887 году было ясно, что России насущно необходим национальный гений. У всех есть, а у нас нет, - так, по-видимому, рассуждал короновавший его Достоевский. Выбрали Пушкина." Э. Лимонов.
_______________________

*Роман в стихах: "Аквариум Духа".

*Аквариум духа. 1.
http://stihi.ru/2021/01/15/5762

Загар веков.2.
http://stihi.ru/2021/01/15/6066

В театре "Одеон".3.
http://stihi.ru/2021/01/15/6902

Взмах рукава Василисы.4.
http://stihi.ru/2021/01/16/4335

Геометрий звёздных рокот. 5.
http://stihi.ru/2021/01/17/3047

В Преодолении!6.
http://stihi.ru/2021/01/17/4638

Largo аppassionatа.7.
http://stihi.ru/2021/01/18/4415

С оттенком Индиго.8.
http://stihi.ru/2021/01/21/2992

Из сказки Андерсена...9.
http://stihi.ru/2021/01/28/3823

Como el cido... 10. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/01/28/6884

Хватит питаться глянцем! 11. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/01/29/3765

На Чёрной под снегами.12. А.С. Пушкину.
http://stihi.ru/2021/02/06/4013

Ораторы Небытия. 13. О Маяковском.
http://stihi.ru/2021/02/03/4713

Дилемма личности. 14. О Маяковском
http://stihi.ru/2021/02/03/6818

_______________________________________
=======================================

ПредиСловие в середине. Дом у подножья вулкана
http://stihi.ru/2021/04/09/3134

Слова дорогая Померань.16.
http://stihi.ru/2021/04/09/6079

Джекпот из 19-го столетия.17. О Пушкине.
http://stihi.ru/2021/04/17/3187

Свет из окна Бодлера.18.
http://stihi.ru/2021/04/30/3792

Бодлера новый эстетизм.19.
http://stihi.ru/2021/05/02/3002