Учимся мастерству-2020, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2020/06/05/5464 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2020/09/20/3045 - итоги конкурса

из  статьи  http://stihi.ru/2020/09/21/2268

38. ДАЙ БОГ, ЧТОБ НЕ БЛАЖЬ! МАРИ ПОЛЯКОВА 

Скажите: кто выдумал утро?
Мобильника трель почему-то
звучит, как авральный набат.
И зная, что в зеркало взгляд,
где будет «ни кожи, ни рожи»,
тебя не обрадует… всё же
чирикает мысль воробьём –
а ну-ка, подъём!

Стоишь, просыпаясь, под душем,
а что-то заботливой клушей
кудахчет: быстрее давай!
И вот уже в чашечке чай
(а может быть, кофе с корицей)
и тост. Но уже не сидится,
а в мыслях, как в стае гагар,
крикливый базар.

И вовсе неважно, откуда,
приходит условное чудо –
ты тянешь истории нить.
За окнами фоном звенит
пташиная братия хором
под вечным кошачьим хоррором…
и вновь растворяется день
в стихах словно тень.

Вот так, в суете бестолковой,
как проблеск – мелькнувшее слово,
и краски, и парочка нот…
хватаешь потёртый блокнот,
забыв интернет с ноутбуком,
и в ритме капельного стука
бежит по листу карандаш –
дай Бог, чтоб не блажь!

Замечательные стихи! Не банальный, яркий и абсолютно литературный язык, выразительные зарисовки начала дня: «И зная, что в зеркало взгляд, где будет «ни кожи, ни рожи», тебя не обрадует… всё же чирикает мысль воробьём –а ну-ка, подъём!» или: «Стоишь, просыпаясь, под душем, а что-то заботливой клушей кудахчет: быстрее давай».

41. ТВОИ СИЗАРИ. НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ   

И, отодвинув проблемы с задачами,
вновь с излучающим счастье лицом
тропкой пройдусь и увижу за дачами
бабушкин дом и... окно с изразцом.
*
Время струится, лучами согретое,
тайны хранит запылённый сундук.
Как хорошо, что здесь солнечным летом я
гостьей была. А то всё  – недосуг.

Тихо в душе тишиною чердачною,
воздух полуденный ласков и тёпл.
На паутине паук – это значит, он
тонкое кружево памяти сплёл.
*
... Как же ты лихо справлялся с заколками
и повторял: "Золотое руно..."
Тесен чердак. Тем не менее, сколько мне
вспомнилось! И зазвенело струной.

Робких объятий, признаний подробности,
первые строки мои о любви.
В бурном восторге: "Какой бесподобный стих!" –
обнял и будто бы благословил.
*
В рамке красуется спелое яблоко,
шмель, стрекоза. Это было давно!
Брат рисовал. Интересно, а я бы так
тоже смогла? Не дано. Не дано.
 
Старые вещи, совсем не роскошные,
просто мне с ними по-детски легко.
Ландыши. Мой аромат... У окошка я
пробку кручу от флакона духов.

И растекается нежности патока,
и покрывает, что можно, внутри...
Я замерла, это просто "отпад!", пока
мирно воркуют твои сизари.

Поэтичные выразительные зарисовки воспоминаний, где присутствуют «Старые вещи, совсем не роскошные, просто мне с ними по-детски легко», где «тесен чердак. Тем не менее, сколько мне вспомнилось! И зазвенело струной». Красиво, дорого сердцу, талантливо. Слова «стих» вместо «стихи» не люблю, но попусту брюзжать не стану.

42. ОНИ ЖИЛИ ДОЛГО И... ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ 

На пыльных плитках тротуара
Бредущих двух супругов старых
Увидел снова из окна.
Щемит в душе от этой пары:
В них так пронзительно видна
Любви взаимная забота,
Клубок в две нити плотно смотан,
Ей в радость он, ему – она.

Своим сочувствием влекомый,
Представил я, что мы знакомы;
Сейчас зайдут они ко мне,
И погрузимся глубоко мы
В беседы о прошедшем дне,
О внуках, книгах, правде, фальши.
Но пара прошагала дальше,
И стало тягостно вдвойне.

Я вспомнил, как с женой когда-то,
До роковой прощальной даты,
Бродили в парке над рекой.
Теперь я, горечью объятый,
Прогулкам предпочёл покой,
А тех двоих, идущих рядом,
Печальным провожаю взглядом,
Смиряясь с бренностью мирской.

Рассказ в стихах классическим 5-и стопным ямбом, где перед глазами зримо встает  и пожилая пара супругов, в которых «так пронзительно видна любви взаимная забота», и присутствуют авторские воспоминания о его собственной преждевременно ушедшей супруге «Я вспомнил, как с женой когда-то, до роковой прощальной даты, бродили в парке над рекой». Понятные и добрые стихи, написанные легко и изящно - рукой мастера.

44. ПОТОМ... ПОСЛЕДНИЙ РАЗ. ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ 

Нельзя вернуть...к чему укоры, –
вздохнули Вы под стук колёс,
и мчался,
мчался поезд скорый,
дрожал букет любимых роз,
мерцала звёздами Шкатулка
в окне вагонном, в тёмный час,
и сердце билось гулко-гулко:
последний раз,
последний раз...

Потом заплачу. Глянут лица,
чужой насквозь
просверлит взгляд,
закроет выход проводница
под чей-то австралийский мат.

Потом забуду. Позвоните –
дежурный Ваш
привычный жест...
Зависнет лампочка в зените,
Шкатулку спрячет Южный Крест.

Хорошо передано внутренне состояние персонажа стихов и не обозначенный напрямую драматизм расставания людей с помощью рефренов: «и сердце билось гулко-гулко: последний раз, последний раз...», «Потом забуду».«Потом заплачу». Нравится, что сюжет здесь рассказан не прозаически - перечислением событий и объяснениями, а именно языком поэзии.

47. КОМАНДИРОВКА. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2   

Я приеду в этот  город, я приеду.
Доберусь без провожатых, налегке.
Он тихонько заведёт со мной беседу
на чужом, НА незнакомом языке.

Я скажу, что языка не понимаю,
я отвечу, что пришёл издалека,
я домашние удобства променяю
на казённое жильё холостяка.

Всё в гостинице опрятно и красиво -
образцово-показательный уют.
А у нас на даче жухлая крапива,
и нападавшие яблоки гниют.

…Скрежет щебня, словно грай вороньей стаи,
растревожит зачарованную тишь -
станционные пути пересекая,
ты к последнему автобусу спешишь.

Я тебя не провожу до остановки,
и корзину ты не дашь мне поднести.      
Я застрял в очередной командировке.
Ты меня уж, непутевого, прости.

Холодает… Впереди - ветра, метели…
Мне б вернуться ко Христову Рождеству.
В старом парке за воротами отеля
поджигают облетевшую листву.

Сизый дым висит, как занавес на сцене,
завершая водевиль дневных интриг.
Замирает в синих сумерках осенних
журавлиный удаляющийся крик.

Чуть похожая тема - тоже отъезд, командировка, прощание и тоже использование рефрена «я приеду... я приеду», «на чужом, НА незнакомом языке», но как раз это второе «на», мне кажется, здесь, в лирическом произведении, превращает лирику в слова для песни - немного портит стиль. А настроение хорошо передано. И все рифмы хорошо, не банально подобраны.

48. ЦЕЛУЯ НА НОЧЬ... АЛИНА АНАТОЛЬЕВНА КОПТЕВА

Целуя на ночь берега,
Река беспечно отражала
В худой руке хрусталь бокала,
Луна багровость берегла.
Вздыхала женщина устало,
Шептала с высоты моста,
Что жизнь пуста…
           уста,
               уста…
Слова летели и, шипя,
Неудержимых волн касались,
Прохладен воздух, ветер шквалист,
Деревья кланялись, скрипя,
Дрожало всё вокруг, оскалясь.
Беду накрыла тень крыла
И отвела…
           вела…               
               вела
Судьба незримо за собой.
Сопротивляться бесполезно,
Звено связующее – бездна,
И мысли с чувством вразнобой.
Не важен город затрапезный
В статичном холоде камней,
В душе тесней…
          о ней,
               о ней
Шептал, и думал, и молчал
Он, прежде вовсе не знакомый.
Так трепетно побыть ведомой,
Найдя единственный причал,
Едва очнувшись после комы…
И чувствовать, что крылья целы,
И целоваться…
          цело…
               цело…

Завораживающие - мастерские! - стихи, где рефрены, образованные основой предыдущего слова создают одновременно и работающую на передачу содержания мелодию, и нужное настроение. Стихи, где важны не столько конкретные слова, описывающие картинку, сколько их звучание, форма строфы, небанальные рифмы. «Сопротивляться бесполезно, звено связующее – бездна, и мысли с чувством вразнобой».
 
49. В ИСТОКЕ ВОЛХОВА. ДИПТИХ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА 

1.
Прислушиваясь к шепотам воды
На Волхове-реке, на диком пляже,
Ищу, былая Русь, твои следы,
Как будто это личная пропажа.

В песке видны куски известняка
Остатками заброшенной дороги.
Я вижу: Русь идет издалека.
В грязи болот ее девичьи ноги.
2.
Нынче здесь почти медвежий угол.
Но во глубине минувших дней
Путь торговый шел тяжелым плугом.
Было столько пущено корней...

Кто пришел из Невского похода –
Жизнь свою окончили в трудах.
Низкий берег – в дачах, огородах,
Пристанях, курятниках, садах…

Память ослабляла даль столетий.
Гибла летописная строка.
Только так же сказки любят дети
О героях, живших в те века.

С дочкой, завязав узлом подолы,
Тянем лодку в озеро с мели.
Путь воглубь времен тяжел и долог.
Свет наш – Александр* – в той дали.        * Александр Невский

Стихи на историческую тему, о родной земле - «Ищу, былая Русь, твои следы, как будто это личная пропажа». Читать стихи интересно, хотя я не в восторге от неологизма «воглубь» (вместо «вглубь») (остальной текст решен современным языком, где это "воглубь" кажется не родным), а остальное нравится - с любовью к тому, что в стихах описывается.

50. ГОНЕЦ СЕНТЯБРЬСКИХ МГНОВЕНИЙ. ИРИНА ЗУЕНКОВА 

 Сентябрь - художник написал панно,
Вдохнув в него умение и силу,
А Ветер обозвал его бревном,
За то, что нужных красок не хватило.

- Ну, что тебе ещё? - Сентябрь молил -
Вдали лесок, река... и деревенька.
А вот мосток, который тоже мил!
Опять тебе не в этой шапке Сенька!?

- При чём здесь Сенька? - Ветер отвечал,
- Здесь явно не хватает позолоты!
Узрив твоё панно, я заскучал.
Да будь хоть намалёвано болото,

А вкруг него пожухлая трава,
Но, чтоб от безысходности - светилась!
- Недаром о тебе идёт молва.
Оставь свой бред, Ветрище, сделай милость!

С натуры я писал своё панно!
А смешивала краски Дева-Осень.
Быть может, я б добавил охры, но...
Давай-ка, брат, мы у неё и спросим!

- Что я, дурной? Она всегда права!
Пожалуй, полечу срывать листочки.
От спора закружилась голова.
С тобой, Сентябрь, вмиг дойдёшь до точки.

Такой вот был подслушан разговор
При шуме ветра в мире ощущений.
Тот ветер был в порывах очень скор.
Он был гонцом сентябрьских мгновений...

Использован прием олицетворения персонажей - Ветра и Сентября с передачей их «подслушанного» диалога. Все бы было хорошо, если бы разговор этот был написан более литературным языком. Соединение поэтического сюжета с разговорным, по современному упрощенным, грубоватым языком персонажей мне показалась ошибочным. И концовка стихов - ни о чем: хочется там не очевидных пояснений, что ветер «был гонцом сентябрьских мгновений», а какой-то интересной авторской ассоциации, неожиданного наблюдения, яркой мысли.

51. ПЕРЧАТКА. ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2

Она оказалась одна на бульваре,
Совсем растерялась, лежала без сил.
Перчатка, с рожденья привыкшая к паре.
И было прохладно, и дождь моросил.

Внутри – ничего, лишь обрывок билета…
А может, хозяйка спохватится вдруг?
Перчатка промокла, озябла. Не лето…
Как жить ей без пары, без дела, без рук?

Хозяйку считала своей королевой,
Перчатка служила ей третий сезон:
Была на подхвате, не Правой, а  Левой.
Теперь – неизвестность и мокрый газон.

Кленовый листок помахал ей ладошкой,
И дальше за ветром вперёд полетел.
Перчатка в ответ шевельнулась немножко,
Но – мокрые пальцы и силы не те.

Потом ненадолго опять потеплело,
И солнце играло, сверкая в ветвях.
Перчатка просохла, расправила тело,
Взмахнула мизинцем, подпрыгнула, ах!..

Она улетала от старого дома,
От правой двойняшки, от левой руки…
И было парение ей незнакомо,
Но  не было страха и смертной тоски.

Перчатка подумала: «Нет, невозможно!
В траве я истлела, летаю в раю…»
Но стриж на лету обогнал осторожно
И принял перчатку уже – за свою.

 «Куда вы летите?»,  – несмело спросила.
Стриж выпрямил крылья, ответил: «На юг!»
Откуда взялась в ней волшебная сила?
Перчатка летела свободно, без рук.

Забудется всё: и перчаточный мастер,
И милый комод на седьмом этаже…
Останется запах руки на запястье,
Бескрайнее море, и стая стрижей.

Очень нетривиальный, отлично придуманный сюжет, написанный легким и точным литературным языком. Единственно, что здесь хочется еще чуть-чуть доработать - это изменить разбивку предложений в первой строфе: «Перчатка, с рожденья привыкшая к паре. И было прохладно, и дождь моросил». Если стихи написаны в форме повествования - рассказа, то эти предложения в самом начале текста выглядят  фрагментарно, они не закончены по составу и смыслу - в первом не хватает сказуемого, во втором добавлены  не нужные по смыслу союзы "И", не связанные с предыдущим предложением.

52. И КОГДА ТЫ УСНЁШЬ... АНДРЕЙ ТЮНИН

И когда ты уснёшь, и твой сон отлетит
в невесомый ромашковый рай,
души всех неулыбчивых кариатид
упорхнут в солнцеликий сераль...
Я останусь один, неземную печаль
убаюкав в тщедушной груди,
я останусь один и коснусь невзначай
обжигающих вечностью льдин...
И когда ты проснёшься, неся на устах
ароматы цветущих лугов,
ты меня не узнаешь, как будто я стал
холоднее бесстрастных веков...

Прекрасная поэтическая зарисовка на тему любви, с точными интересными рифмами, небанальными и выразительными образами. Хорошая работа!

53. В ОЖИДАНИИ. ВОРОНКОВ СЕРГЕЙ   

Три дня стонал стволами лес,
качался и скрипел.
Выл ветер в чаще, перелез
осинник, засопел
в низовьях. Плакала река,
ломая тонкий лёд
в излучинах. Издалека,
навстречу, в свой полёт
иные ветры, устремясь
с Мезеней и Онег,
морозом сковывали грязь...
А после выпал снег...

Еще одна выразительно выполненная пейзажная зарисовка. Вот только сочетание "перелез осинник" меня смущает. Не хватает предлога "через", а без него - рождается привкус разговорного языка в лирическом описании. Как и при употреблении "после" вместо "потом". Допустимо, но... это из другого стиля речи...

54. ГЛАЗА. ЕЛЕНА ТРАНКОВСКАЯ   

Чуть рассвет - и глаза открылись:
Жизнь проснулась, простынку сбросив;
за спиной появились крылья,
распрямилась легко и просто
и вспорхнула... Летит над миром,
улыбаясь садам и скверам,
принимая любовь и веру,
растворяясь душою с лирой.
А в полях васильков цветенье
и ромашек белы ресницы,
облаков голубые тени -
Жизни это ночами снится!..
Над рекою склонились ивы,
что-то тихо им шепчет ясень,
а у Жизни глаза красивы:
синевой их Господь раскрасил.

Красивая, не банально написанная зарисовка природы и утра - «Жизнь проснулась, простынку сбросив; за спиной появились крылья, распрямилась легко и просто  вспорхнула...». Очень точно передано позитивное настроение автора, которое передается и читателю.

55. АМУЛЕТ... СВЕТЛАНА ГРУЗДЕВА 

У моих потаённых краёв есть особого рода
Неразменная тайна… тихонько вдоль края пруда
Ты пройди – и тебе приоткроется глубже Природа
И невиданной синью блеснёт прямо в очи вода…

Кромка очень тонка… глубина не для аквамарина:
Мотыльково-индиговый синий насыщенный свет…
А подальше пройдёшь – ждёт тебя отражений картина…
Стройных елей, и сосен, и ломких берёз силуэт…

Где-то леший играет стеклянного глаза пятнашкой,
Лихо впрыгнула жабка на сломанный сук у воды…
Я пришла не за тем, чтоб себя пожалеть: ах, бедняжка!
А затем, чтоб себя научить не бояться беды…

И, когда я пойму, что мой жизненный срок мне отмерен,
Я тебя попрошу: напоследок меня приголубь
И ступи здесь, со мною,  на тихий ухоженый берег,
И мы вместе вглядимся  в маняще-бездонную глубь…

Как сегодня, подсвеченный нежно шафраном заката,
Мы б увидели столб неприкаянно прожитых лет,
Исходящий оттуда, где все ещё не виноваты…
И тебе на плечо опустился бы луч-амулет…
..........
...приезжай же, родной...прилетай на два дня, на минутку:
   мне б хотелось успеть вместе эту испить красоту...
   у тебя всё дела...очень важные, да, не на шутку...
   но нельзя ощутить проявленье любви на лету...

Прекрасная мастерская лирика, где и природа великолепно описана, и настроение, и... все о любви. Нравится, что в стихах не просто дано описание красот, а есть авторские размышления, которые читателю близки и интересны: «Я пришла не за тем, чтоб себя пожалеть: ах, бедняжка! А затем, чтоб себя научить не бояться беды…» Или: «Мы б увидели столб неприкаянно прожитых лет, исходящий оттуда, где все ещё не виноваты…». Или: «...но нельзя ощутить проявленье любви на лету...». Отлично!

56. НУ ЧТО, МАТЬ... ИРИНА-СОВА 

Ну что, мать, на стол накрыла?
Да знаю, уже пора.
Смотреть нет ни слов, ни силы
на празднующий парад.

Рушник-то поправь на Кольке,
а то не дай Бог спадёт.
Нам выпало горя сколько
с тобой в сорок первый год.

Война пятерых сжевала.
Полгода - и нет сынов.
А ей всё казалось мало -
Житомир, Одесса, Псков,

Ростов, Севастополь, Киев -
начало лихой войны...
Эх, парни какие были!
За Русь полегли сыны.

Давай наливай. Помянем
погибших.  Им несть числа.
Как жаль, что девчонок, Маня,
ты в люльку не принесла...

Здесь, как и у автора 50, народный, а не литературный язык, но в данном случае абсолютно уместный, потому что и тема стихов другая - не пейзаж, а рассказ о простых людях, переживших войну, и слова эти принадлежат не автору, а персонажу, являясь характеристикой его художественного образа. Этот монолог героя стихов производит сильное впечатление, особенно последние строки. Нравится, что автор не делает за нас выводы, не вмешивается в рассказ, а на сердце у читателя щемит. «Война пятерых сжевала. Полгода - и нет сынов». «Эх, парни какие были! За Русь полегли сыны...»

57. ПОЛНОЛУННОЕ КОЛДОВСКОЕ... НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8

...Колдовская ночь. Луна по-над рощицей,
круглобокая  небесная всадница.
Ритуалам и обрядам потворщица,
в приворотах «на любовь» - соучастница.

От настойчивой волны берег морщится.
Мягким пологом туман окрест стелется.
Я в чудну;ю ночь с Луной - заговорщица,
Царь-краса, зеленоглазая де;вица...

От свечи незримый луч мчится к милому...
Над водицей нашепчу заговорный код,
доверяюсь я ему, многосильному -
непростые в нём слова - чудотворные...

Напою водой того, кто мне по; сердцу.
В полнолунье. В ночку звёздопадения...
Утро доброе в окно счастьем просится.
Сновидение летит в край забвения…
***
Сон привиделся волшебный, таинственный...
Ни к чему мне приворотные снадобья
Рука об руку со мной ты -  единственный,
Богом послан дорогою наградою.

Я и ты, как две стихии, созвучные.
Не поранимся от чувств. Не обманемся.
«И как звёздочки с Луной - неразлучные,
так и мы с тобой вовек не расстанемся...»   

Стихи написанные в стиле народно-песенного творчества в составной ритмике логаэда  2-пеон3, 1-пеон2 (0010 0010 0100) с дактилическим окончанием рифм во всех строках. Ритмика вполне подходящая для данного жанра. Есть удачные строки, например, «От настойчивой волны берег морщится. Мягким пологом туман окрест стелется». А вот современное слово "код" в 3-ьей строфе мне показалось инородным по отношению к остальному  стилю речи стихотворения.

                Далее см. - http://stihi.ru/2020/09/22/2824