Учимся мастерству-2020, ч. 3

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2020/06/05/5464 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2020/09/20/3045 - итоги конкурса

из  статьи - http://stihi.ru/2020/09/21/4464

58. В НОВОЙ КВАРТИРЕ НА СТАРОМ АРБАТЕ. ГЕРА ШТОРМ

В новой квартире на Старом Арбате
пыльный истёртый паркет.
Стены бледны, рамы окон лущатся
и подоконник щербат.
В глиняном рыжем горшке у кровати
фикуса жухлый скелет.
Хрупкий гербарий на блюдечном плаце –
комнатных мух – листопад.

Небо размыто в стекольных проёмах,
будто безумный Ван Гог
в сепию – охру и жженую умбру
щедро вмешал, грубый флейц
взяв гениальной рукой, и ведомый
высшими силами смог
парой мазков ржаво-пепельный сумрак
в солнечный втиснуть елей.

Мне бы взять тряпку и мыльную воду,
уничтожая шедевр.
Я же стелю пожелтевшую "Правду",
на подоконник садясь.
… Здесь мне закаты встречать и восходы.
Там, вон, с собакою в сквер…
Тянется музыка уличных бардов,
путаясь в шторную бязь.
10010010010
1001001

Квадратная рифмовка (АбВгАбВг) при длинной строке с чередованием 4-х стопного и 3-х стопного дактиля, к сожалению, трудно воспринимается на слух - слишком большое расстояние между рифмующимися словами! Автор очень тщательно и интересно подобрала рифмы - честь ей и хвала!- но стихи почти не воспринимаются как рифмованные, и это обидно. Содержание стихов - описание интерьера и вида из окна московской квартиры, в которой персонажу стихов выпало "закаты встречать и восходы". То ли реальная это обстановка, то ли это стихи по картине (экфрасис), точно сказать не могу, описание получилось выразительное, яркое, но о чем эти стихи? В чем их главная мысль? Возможно, мое мнение субъективно, но я плохо воспринимаю стихи по заданию, в которых не могу разглядеть авторской мысли.

62. НИЩИЙ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20

Грязный нищий копается в мусорном баке,
Он живёт свОй жизнью, наивной и странной:        РУ
Разгребает очистки, обрывки бумаги
И считает себя открывателем тайны.

Ужимаясь от холода и от безумства,
Целый мир помещается в стареньком баке.
Безобидного нищего любят собаки,
Его радуют банки и старая люстра.             РУ

Он отыщет на дне для умершей подруги
Среди прочих сокровищ такое лекарство,
Что оно исцелит немоту и недуги,
И подруга проснётся, как прежде, прекрасной.

Он прочёл в старых книгах, когда был не болен,
Не боялся людей и от горя не замер,
Что родных оживляют живою водою,
Молодильными яблоками и слезами.

Слёз давно уже нет, впрочем, это неважно,
В баке есть для неё НАИлучшие платья,
Первосортные туфли, перчатки и пряжа.
Нужно только суметь это всё отыскать ей.

Жизнь устроена кем-то великим и мудрым,
Хоть и выглядит часто дурной и зловещей,
Бог пошлёт им лекарство, ведь каждое утро
В Его баке рождаются новые вещи.                РУ

Я учился с ним в школе до третьего класса.
Он был тихим мальчишкой, почти незаметным.
Не хватал с неба звёзд, не был трусом и плаксой.
Переехал, исчез, растворился бесследно.

А потом, здравый ум потеряв, в одночасье
Объявился в обманчивом мире двумерном...
Старый мальчик найдёт всё, что нужно для счастья.
Он же будет стараться, он будет усердным.

В этих стихах интересно их содержание, которое запоминается, язык литературный, правильный, но это не язык поэзии, а язык рассказа - информирующий. В трех местах есть ошибка РУ - непродуманность расстановки фонетических ударений слов относительно мест Иктов. И еще вынужденное употребление слова "наилучшее" там, где по смыслу просится "лучшие платья", или "подходящие платья".

63. ЧТО ПАМЯТЬ? ЛОРА КАТАЕВА

Что память? В зыбком пламени свечи
Теряются детали, даты, лица,
Всплывают почему-то без причин
Подробностей пустяшных вереницы.

Вязь луковиц гирляндой золотой
На кухне у окошка, знойный полдень,
Уютный дом с надтреснутой стеной,
Аккордеон, созвучия мелодий.

Нечёткий моментальный высвет сцен:
Ведёрной дужки скрип, засов калитки
И выцветший на стенке гобелен,
В котором перед сном считала нитки.

Не книга, не судья и не итог,
Но беспокоит, будоражит снова -
Что память? Заплутавший поплавок,
Хранящий всё, что есть в тебе живого.

Прекрасные стихи, философская лирика, которая начинается с описания картинки, а завершается интересным размышлением о природе памяти «Что память? Заплутавший поплавок, хранящий всё, что есть в тебе живого».

65. ВЕЧНЫЕ СЛОВА. НИНА ЦУРИКОВА

"Мне кажется, я подберу слова..."  /Борис Пастернак/

Пусть от сомнений кругом голова,
Со мной расстаться нынче не спеши -
Мне кажется, я подберу слова
Под музыку истерзанной души.

Под музыку печального дождя,
Что за окном рассеянно шуршит,
Мы вместе сможем сумрак переждать -
Со мной расстаться нынче не спеши!

Сквозь мрак придёт нечаянный рассвет,
Нагрянет день. И жизнь - опять права!
Ей надо объяснить: разлуки нет...
Мне кажется, я подберу слова.

Любовь земная - это чудный дар.
Раскинет руки неба синева,
Обнимет солнце - и в душе пожар!
Любовь и Счастье - вечные слова...

Стихи, построенные на цитате Б.Пастернака, которая в данном произведении проходит рефреном. Получилось неплохо, оптимистично, но... "Мастер класс" - это конкурс мастерской поэзии, едва ли было уместно подавать на него стихи, написанные (видимо) по заданию другого конкурса, где требовалось вставить и обыграть чужую цитату. Хочется увидеть руку и мысли самого конкурсанта!

71. АННА. ТАТЬЯНА ШАДУЯ

                Анне Ахматовой. Комарово

Среди сосен, по мягким хвоинкам опада,
Замедляю шаги, ожидаю, увидеть хочу
Облик в дымке за скромной зеленой оградой.
Грусть твою разделяю и вместе с тобою молчу.

Выходила смотреть на чадящее пламя,
Грела руки и куталась в тонкую пёструю шаль.
И рождались стихи о нездешнем, о тайном
В горделивом сознаньи, летели в блаженную даль.

В мутном небе, разорванном соснами в клочья,
Не слыхать журавлей. И немеет рука неспроста,
Сжав железо чернее чернеющей ночи,
Тронув жала гвоздей, твоего на могиле креста.

Пред открывшейся бездной заплакало сердце,
– опустилась, легла между нами пустынной тропой.
Только память всплывает стихами из детства.
Имя Анна звучит в вышине над тобой. Упокой…

Печальные и красивые стихи, посвященные Анне Ахматовой, написанные разностопным (4-х и 5-и) стопным анапестом. Много очень удачных строк, например, «В мутном небе, разорванном соснами в клочья», «Пред открывшейся бездной заплакало сердце».

72. ТЫ. НИКОЛАЙ СЫРОМЯТНИКОВ

I
Три дня
в одном. Три дна под ней.
Три дна над ней. Одно из них синей -
грех слёз сухих, что всех
сильней,
но от сих до сих -
ты любуйся.
Смей.
Сам
сумей найти.
Ты один, как текст. -
Три дна над ней. Все три, - как единый перст,
гость, весть. Ты один сейчас – навечно.
Твой тест, твой стих, - твой крест,
твой залог - витые свечи.
И
свет,
и тьма,
и сон, и явь. Сон и синь.
Свет поёт. Слово неба – клавесин.
Там сон, как янь. Всё
прозрачно.
Как синь –
инь.
Сам себя
прости. Спроси
всех. За что? Зачем? И опусти
всё в ноту
«си».

II
« Ля» - плавно переходит в « ми »,
« ми » - вьётся превращаясь в пыль,
« фа » - память о земле,
« си » - сон земли, « соль » - хмель земли, -
луной оболганная магдалина,
лишь новая легенда-быль,
лун волосы, степной ковыль.
Свет льётся, а по сути, - ты,
ты кротко улыбнулась мне.
Вниз мягко посмотрела с высоты,
совсем заоблачная… Многоликий
свет, - выплеснутый луч вовне.
Ты сейчас - васильки во льне…
Вольна, как вечная улыбка плена.
Не мгла, -
пыль слова,
кантилена глины.

Странные стихи. Звучат красиво, поэтично, интересно, но о чем  они... мне трудно уследить за логикой мысли автора, даже не буду пытаться их как-то объяснить. Стихи на большого любителя.

73. БОЛЕЗНЕННОЕ... ЛЕТО ЛЁЛЯ

Он был её единственным, кому
несла себя доверчиво, без страха,
во время испытаний всех и смут,
как льнёт к плечам нательная рубаха.
Касаясь каждой клеточки живой
на выдохе, сливаясь воедино,
была ему подножною травой,
пластичною, податливою глиной.

Но ей ли знать историю холста,
со временем теряющего краски,
он так легко смахнул её с листа:
пичугу, раньше верящую в сказки.
Стояла молча, что могла сказать,
когда дышать становится не важно,
смотрела, как кружится стрекоза
на розовой обоине бумажной.

Как мог не разглядеть он чистоту
в хрустальности, наполненной любовью,
и двери, закрывающейся, стук
болезненно ударил по надбровью.
Застыл, теряя важность, циферблат.
Хотела от всего отгородиться
и всё рвалась в далёкое – назад,
где были так светлы и дни, и лица.

Но время не играет в поддавки,
оно живёт по собственным законам.
Сжимались, до удушья, «соловки» –
весь мир был в беспросветное закован.
И, семечко любви вобрав в себя
лежала и весну ждала сторожко,
а небо мяло сумрачную бязь,
её водой отпаивая с ложки...

Редкое сочетание одновременного наличия и выразительного языка поэзии, и насыщенного содержания - сюжета стихов. Очень много удачных строк: «Касаясь каждой клеточки живой на выдохе, сливаясь воедино, была ему подножною травой, пластичною, податливою глиной». Или: «И, семечко любви вобрав в себя, лежала и весну ждала сторожко, а небо мяло сумрачную бязь, её водой отпаивая с ложки...». Замечательные стихи!

74. ВОЛШЕБСТВО. ВЛАДИМИР СОРОЧКИН

Не отводи туманящийся взгляд.
Наш каждый день похож на лотерею.
Коснусь тебя – и бабочки взлетят,
Мелькая над улыбкою твоею.

Они пугливо сядут на листву
Во всей красе блаженного наряда,
И никуда не деться волшебству
И губ твоих, и глаз твоих, и взгляда.

Я мог бы разорвать весь этот круг
Одним рывком, не помня о запрете,
Лишь бусины запрыгают вокруг,
Но с чем тогда останусь я на свете?..

Пусть длятся дни, выстраиваясь в ряд
Вслед за тобой, как в поисках ответа,
Пусть бабочки бесплотные летят,
Давая нам ещё немного света.

Красивое, запоминающееся стихотворение о любви - «Коснусь тебя – и бабочки взлетят, мелькая над улыбкою твоею». «И никуда не деться волшебству и губ твоих, и глаз твоих, и взгляда». Лаконично, изысканным языком поэзии, стройно по изложению. Поэзия этого автора, мне кажется, вообще вся - образец для обучения и подражания: стройно по изложению, прекрасным русским языком, насыщенно по содержанию и всегда - с поэтическим восприятием мира. Профессиональная работа!
 
76. ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ... ЭЛЬВИНА ШУМОВСКАЯ

Снова тучи сгустились мрачно.
Солнца нет, и не будет спектра.
Не поймаешь за хвост удачу,
Унесённую буйным ветром.

Жизнь даёт нам надежды квоту,
Выделяя бегущих спринтом…
Не попасть бы в водовороты,
Выйдя с честью из лабиринта.

Снова чувствуем мы подспудно
Глаз, следящий за нами с неба
И натянуты нервы-струны
До предела во сне нелепом.

Где-то есть необъятность чувства,
И  мечта, та что станет былью:
Чтобы не было сердцу грустно,
Покружить над Землёй на крыльях,

Чтоб купаться в зелёных травах,
Представляя родные лица,
Чтоб когда-нибудь мне по праву
Под счастливой звездой родиться.

Для обычного тематического конкурса - более, чем годится, нет претензий ни к исполнению, ни к изложению, но для подачи на МК, мне кажется, этого мало. Лучшая лирическая поэзия не терпит деклараций "мы", "нам", "будешь", а просит первого лица и задушевной откровенности личных раздумий. Здесь все правильно, позитивно, но слишком обобщенно, а в тексте стихов мыслей от ума больше, чем поэтических образов, передающих индивидуальность автора.

77. ОСЕННИЕ ПРИЗНАНИЯ. ВЛАДИМИР ШЕСТАКОВ ЛИРИКА

Рыжая, веснушчатая осень
Листьями опавшими шуршит...
Задаёт наивные вопросы:
У неё какой, мол, нынче вид?

Я без экивоков ей отвечу:
Хороша осенняя пора!
По душе задумчивые встречи
Посреди застывшего двора...

Холодят лишь зимние уборы,
Мне милее осени наряд:
Золотом горят дубы-соборы,
А вокруг берёзовый парад...

Принимать его мне не по чину,
Я в природе лишь кружащий лист.
Прогоню в январь печаль-кручину,
Буду обаятельно-речист.

Ведь зимою не сыграть на струнах,
Их порвёт томительный мороз.
А покуда ветви чертят руны -
Задаёт мне осень свой вопрос...

Хорошая пейзажная лирика, хотя в ней активно присутствует автор - неравнодушный наблюдатель природы. Правильный язык, техника. Все в меру, все к месту. «Золотом горят дубы-соборы, а вокруг берёзовый парад».

78. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ... ЧТО - БЫ? ЛЮДМИЛА НИЖЕГОРОДЦЕВА

Закрывает сезон занесённая снегом листва.
И совсем не осенние дыбятся кучей сугробы.
"Ты не прав, ты не прав, ты не прав... Да и я не права" -
повторяю под скрипы шагов.
А зачем?
Для того, чтобы... Что - "бы"?

Закальянили трубы на крышах - до неба дымы.
И Луна нарядилась в гало - к потеплению, вроде...
Начинается день - первый день календарной зимы,
серебрянка бледнеет на стёклах.
Багрово восходит
из-за сосен то самое солнце, что было вчера,
освещает раздрай на столе и кофейную кружку.
Молчаливое время стоит посредине двора
и стучит деревянно в растресканную колотушку.

Без инъекции вводится в вену старушечье "ох",
равнодушно сужает зрачки, нетерпимое к свету.
На вопрос - для чего? - не ответят ни любящий Бог
ни те двое, когда-то парящие в небе планеты.

Пятистопный анапест. Блестящее владение и литературной речью, и поэтическим слогом - автор легко и непринужденно пишет свой поэтический пейзаж - у меня совсем нет ощущения мучительного подбора слов, заполнения места в строке "чем ни попадя". И мысли есть в стихах интересные - "Без инъекции вводится в вену старушечье "ох"".Замечательная концовка. Мне очень нравится!

79. РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ. ИРИНА САЯПИНА 2

Плеснется щучка в зарослях рогоза,
Блеснет на солнце серебро воды.
Неспешно цапля переменит позу,
Спугнув стрекоз и утренние сны.
И не скрывая слезы благодати,
Поднимутся кувшинок купола.
А коли рано к Богу на полати,
Пусть день звонит во все колокола.
Пусть красит в акварельную палитру
Все то, чему уже назначен срок.
И прячет под Божественную митру
Сочтенных однодневок мотыльков.

Прекрасная лаконичная и выразительная зарисовка природы. И рифмы все отточены. «И не скрывая слезы благодати, поднимутся кувшинок купола. А коли рано к Богу на полати, пусть день звонит во все колокола».

80. ЗАПАХ ОСЕНИ. ДИНА ЛЕБЕДЕВА

Переступив незримую черту,
Вхожу в сезон осенней круговерти,
Где запахи играют в чехарду
Напоминаньем о прошедшем лете.
Щекочут нос эфирные масла,
Осенний запах стоек и прозрачен.
В нем столько драгоценного тепла!
Жаль, каждый миг прощаньем обозначен.

Букет осенний КАЖЕТСЯ НЕ ГРУБ —
ДРЕВЕСНЫЕ аккорды льются медом.
Болотной прелью тянет поутру…
Я запах роз срываю мимоходом
С дождинок, укрывающих листву,
Уже чуть потревоженную тленом.
И под зонтом среди духов плыву,
Окутанная их душистым пленом.

А грусть светла, она меня пьянит,
Как душу бередит осенний воздух!
Заплакать бы по прошлому навзрыд,
Осенний сплин — моей печали отзвук.
Но я вдыхаю осень, как парфюм,
Купаясь в благородных ароматах.
За свежесть нот сезон боготворю,
Мне запах осени и дорог и приятен.           ритм

Стихи понравились, хотя (к большому сожалению) имею к ним некоторые претензии. Нравится собранность воедино мыслей - все образы и описания так или иначе касаются запахов осени - все здессь про «сезон осенней круговерти, где запахи играют в чехарду» - Это тема стихотворения и она полностью раскрыта. Немножко удивил лишний слог в последней строке - то ли недосмотр, то ли автор сделал это сознательно (последняя строка такой прием иногда допускает!). Зато не понравилось выражение "кажется не груб" - во-первых, правильно "кажется не грубЫМ", во- вторых я бы вообще не давала определение через отрицание. А дальше и в том же предложении, через тире , мне совсем не понятно: "древесные аккорды льются медом". Почему у букета ДРЕВЕСНЫЕ аккорды? (может, цветочные?). Да и "аккорд" - метафора из другого семейства тропов, лучше бы найти нечто, связанное не со звуком, а с ароматами или хотя бы дыханием...

81. В ТОТ ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ... МИЛА АНДАНТЕ

Предзимье, тихий век двадцатый,
Санкт-Петербург. Голубоватый
Ноябрьской ночью выпал снег.
И ум с утра одним лишь занят,
Что взять: пролётку или сани?
И мчатЬся, мчаться ото всех…

Игрень* в разлёте снежной гривы
В снегу приплясывал игриво,
А после нёсся по Сенной.
- Балуй, шельмец, - ворчал возница,
(Но это всё мне только снится,
Но это было не со мной.)

Мосты над Мойкой гнули спины,
Там тень печальной Черубины
К сестре протягивала кисть,
К той, что душою не испанка,
А кони Клодта над Фонтанкой
Из рук невольничьих рвались.

Талант недолго цвёл свободно,
Ей некрасивости природной
Мужской бомонд простить не мог.
Опять дуэль у Чёрной речки!
И очевидцам этой встречи
Кровавый видится итог…

Слезает в снег с наёмных дрожек
Большой растерянный Волошин,
Ждёт гордо-резкий Гумилёв.
ЗА ЧЕСТЬ ПОЭТЫ - У БАРЬЕРА.
(Теперь не то, кропатель серый
Черкнёт меж делом пасквилёк.)

Не дал Господь.
                Поставлю свечи
За осмеЯнную предтечу,
Чтоб словом добрым помянуть.
В тот век серебряный, в начало
Уже Цветаева вступала
На свой великий крестный путь.

Прекрасно - легко и точно! - написанные стихи на литературно-историческую тему, с передачей примет эпохи и места. Что требует и высоко уровня культуры, и хорошего образования - редкость ныне! Отличная работа! В предложении «За честь поэты - у барьера» мне не все понятно по смыслу или по пунктуации, не опечатка ли там?

82. ПИСЬМА ЦВЕТА СЕПИИ. СОКРОВЕННОЕ. АЛИССА РОСС

Неброский тусклый кобальт старых чашек чайных
под шёлковым карминным абажуром
приветил ускользающей натурой
меня, забредшего в соседний сад случайно.
Ступени скрипнули, и тут же предо мною
вдруг изменилось время и пространство,
веранды скромное старинное убранство:
как будто кто-то властною рукою
отгородил весь этот сад стеною
от прочего и чуждого здесь мира,
где ходят люди, поезда, часы -
а здесь заблудший муравей на тающем кусочке сыра
в предвосхищении большого пира
от счастья замер…
Потеряли свой баланс весы                ритм?
моих прошедших лет и будущих рассветов:
она вошла,
и чайных глаз лучистое тепло
на жизнь в том маленьком миру проистекло,
заполнив всё потоком нежности и света.
В нём ришелье тончайшей хрупкой тени
дрожащего от ветра абажура
немыслимо-причудливым ажуром
коснулось плюша стула и над ним – хитросплетений
вьюнов лиловых по решётчатым перилам…
Она была нездешней, словно ниоткуда,
а я молчал, боясь нарушить это чудо -
и не было ему ни срока, ни мерила.
То было самым хрупким из божественных лекал,
не знающим забвенья мрака и пороков дна,
и холода безвестности обратной стороны зеркал:
то сокровенное, что я давно искал, -
она…
Мне стал подвластен день - как воплощённый хаос мира,
и хоть не мог тогда я будущее предсказать -
но, как вино причастия покоится на дне потира,
я погрузился в глубину, которую таили эти чайные глаза...

Стихи не совсем для этого конкурса - это попытка писать вольным стихом (разное количество стоп в строках до рифмы) и одновременно астрофическим. В этом случае нужно хотя бы все выдержать в одном метре, но в тексте есть места, где я сомневаюсь, что метр там не поменялся (мне не хочется заниматься его тщательным разбором!). В любом случае - работа интересная, и по языку, и в какой-то степени по содержанию, хотя, читая эти стихи, моя мысль постоянно уходила, забывая предыдущее - слишком много ассоциаций и описаний чувств, без сюжета... Такой стиль письма - на любителя.

83. ПЕЧАЛЬКА. АЛЛА РОМ

Не знаю, кого обучают искусству
Подбрасывать маленьких деток в капусту,
Не в тыкву, не в брюкву, не в лук, не в картошку...

Мне холодно было и страшно немножко,
Но к солнцу тянулись ручонки упрямо,
И вот согреваюсь в ладонях у мамы,
Ах, как безмятежно и сладко в них спится,
Ведь мама, совсем как бесстрашная птица,
Укроет меня от любой непогоды...

Но вечность-волчица бессовестно годы
Ворует у нас по какому-то праву,
Устроив на них, беззащитных, облаву,
А серые воины - строго по датам -
Приносят добычу бессмертным волчатам.
И вот сохранившихся лет единицы,
И, хочешь не хочешь, придётся смириться
С нелепым финалом: в дали приэльбрусной
Ни дома, ни мамы, ни грядки капустной,
Придётся усвоить, что некому тальком
Присыпать то место, где саднит печалька...

Начну с понравившейся цитаты:«И вот сохранившихся лет - единицы, и, хочешь не хочешь, придётся смириться с нелепым финалом». Хорошо выбрана тема - размышления о времени жизни, которое «вечность-волчица бессовестно ... ворует у нас по какому-то праву». Отличные стихи и по содержанию, и по языку изложения.

****************************************
На этом, из того, что можно считать достойным для мастерских стихов - всё.
Буду ли я в дальнейшем разбирать в статьях стихи участников завершившихся конкурсов, пока не знаю. Материала по стихосложению за 10 лет работы в ТМА я выложила на  страницу очень много, личного времени потрачено на это... даже думать не хочется сколько, а реакция участников, особенно тех, кому пока еще есть над чем работать и можно все изменить, меня не радует.
Мною в этом году издан учебник по избранным материалам Творческой Мастерской, но... он оказался  не нужен. Наверное, все мы за последние годы стали только"писателями", перестав быть вдумчивыми и не спесивыми читателями, нацеленными на обучение. Жаль.

Тем не менее, сердечное спасибо всем, кто участвовал. Успехов Вам на пути!
Ваша Алкора, 23.09.20.