Обзор летнего лонга от Екатерины Солдатенко

Литературный Фестиваль Рунета
01 Игорь Брен Жизнь имеет значения http://stihi.ru/2020/07/15/8506

Интересная зарисовка, узнаваемый авторский дизайн произведения. Но для меня, читателя, образы, заложенные в основу стихотворения, и вспомогательные образы, несмотря на яркость и оригинальность не смогли гармонично воссоединиться. Ощущение пэчворка осталось до финала. Звукопись тоже показалась местами поставленной «впереди паровоза», и оттого мешала воспринимать текст как «идею, облаченную в словесную ткань».  А здесь - пестрядь, на которой причудливой вязью - слова, слова. Словом, богатый занавес отвлек весь зал от действа.

02 Валус Калейс взгляд http://stihi.ru/2020/07/25/2820

Мне неуютно в этом стихотворении. Аллюзия на старте на «гляжусь в тебя, как в зеркало» настраивает на попсовую волну, однако дальше – всё больше уверенности, что Антонов к идейно-тематическому единству произведения отнёсся куда более ответственно.
Автор легко миксует плохо сочетаемые образы, мало заботясь о смысловом наполнении своих образов. Лирическая героиня, уподобленная по воле поэта, подзорной трубе (увеличение наблюдаемых объектов) помогает лирическому герою познавать мир. Стеклышки туземца и бусинки (кстати, через них смотреть неудобно) предполагают, вероятно, расширение цветового диапазона и с грохотом разбиваются о «Майн Кампф» в следующем стихе. «Старательный немец» – отсылка к автору книгу? Или намек на вхождение этой запрещённой в Германии работы Гитлера в ментальный архив современного арийца? Или оборот в сторону немецкого порядка? Мне видится здесь, пожалуй, поигрывание рифмами и иностранными буквами, ибо подхват с Сургутом и трубопроводом (грамматика там артрозная) ничем не обоснован и, мягко говоря, сомнителен: смотреться в трубопровод через настольную книгу нацистов. Ну-ну.
Смысловых и логических заворотов в произведении достаточно. «Обновленный звон», через который во второй строфе поперло наблюдение, неплох, но опять-таки ни к седлу, ни к кобыле не привязан. Библейская «мерзость запустения» узнаваема, но, уложенная автором на трон, становится комичной («совсем трон запустили, сволочи!»).
Фраза про «сквозь вечно зрелищ ищущий народ» уродлива в своей инверсионности. Упоминание драмы Германа и вполне здесь оправданная параллель с образом Иуды, возникающая в финале, как художественный прием могут потянуть на постзанавесное резонерство. Причем создаётся впечатление, что лирический герой, волей своего рифмующего создателя, не прочь кагбэ побунтовать, попротестовать, но выразить свои протестные настроения против «мерзости жизни» четко не может, а скорее, не хочет. Ибо «язык мёртв», и ТТХ не соответствуют уровню замысла.

03 Жиль Де Брюн Без топора http://stihi.ru/2020/04/06/10762

Обращаться к Роде нынче в моде вроде,
Это у поэтов складено в природе.

И обращаются. Сама грешна.
А как не обратиться – Достоевский живее всех живых и всё актуальнее со своим вечным питерским топориком!
Мне зашло. Оттолкнувшись от поребрика позапрошлого века, автор умело покрошил реалии, уложил лексические слои, пропитал горькой иронией, вишенкой водрузил «Вильяма нашего».
Артхаусный наезд камеры, реплики за кадром, четкое ведение смысловой линии. Ага, спасибо Автору.

04 Берта До письма после большого дождя http://stihi.ru/2020/07/22/2214

Собственно, стоит сказать о верлибрах:
Писать их так же сложно,
как петь в лесу.
Свобода рождает порыв проораться –
Кругом ни души.
Так чего бы не спеть?
И так безупречно мгновенье финала –
Хотите рифму? –
не много, не мало
крещендо и авторский жест.
Вот
здесь подступает противное чувство,
что стоит делиться шедевром с вселенной.
Хотя бы залить на Ю-туб.
«А сложность?» – вы спросите.
Я вам отвечу.
Тут внутренний цензор,
Противный,
Брюзгливый,
Дотошный, как муха,
Глумливый и цепкий,
На горло встаёт без излишнего мата.
– ну... песня же, цензор!
– вот только попробуй!
И жмёт «Удалить навсегда».

05 Светлана Салахова Приезжай меня обнять http://stihi.ru/2020/07/14/7275

В голове моей-борделе
Больно леди обалдели.
Тут, ребята, бабий бунт:
Леди мозг вовсю ... теребят

Ребята, я честно осилила этот по-верещагински заострённый холмик образов, с частушечной легкостью построенный по типовому проекту. Лёгкость эта суть удавка, к развязке затягивающаяся на шее не хуже песни «Привет, Андрей!». И хочется , впав в ритм произведения, самоотверженно клепать головы-пешеры, головы-кузни, головы-собесы и заканчивать жизнелюбивым «пусть».
Однако,  даже актуальность темы (карантины, короны) не перекрывает ни заезженных образов, ни пустот в содержании, ни привкуса комичности, с которым читатель остаётся, как дурак с фантиками. В некоторых фразах смысла нет вообще («Одиночка для ума – затяжной коронавирус»), некоторые отсылают к широко известным источникам, но как-то неряшливо, нетонко. Ахматовская фраза, полная бестелесного страдания, здесь трансформируется в желание объятий, соседствующим с плевками в штрафы, с мещанской геранькой, с горделивым и абсолютно ничего не добавляющим смысловую канву уточнением, что жилье столичное, хоть и съёмное. Зато в сталинке. Зато с цветочком.
А кто хочет штампик «время неудач» повторить три раза?
А кто ещё бедных грачей не прибил мемом про чумного лекаря?
Кто куда безвозвратно вернул букву ять?
В общем, « ни пира во время чумы», ни «грачи прилетели».
Мне тут народ говорит, мол, что ты прицепились к короновирусному стишку - ни жарко от него, ни холодно, таких сотни.
Да. Вот, поэтому.

10 Галина Иззьер  Рыбий дом http://stihi.ru/2019/12/08/1126

Аквариумы глубоки. Местами бездонны.
Давно читаю произведения этого автора, умею узнавать их в инкогнитовых списках, ибо почерк абсолютно уникален, а модели миров точны и безупречно оформлены. В отличие от модных нычне криптексов и квестов в поэзии, здесь не нужно собирать информацию, по крупинкам спрятанную в разных углах, нырять в специальную литературу, оглядываться и шарить в подсознании.
Всё подано, всё точно и ярко. Дело читателя - погрузиться, поучаствовать, почувствовать и всплыть новым.
Спасибо Автору.

06 Светоносова Дед Пантелей http://stihi.ru/2020/07/05/1513

Если говорить о техническом воплощении идеи - и складно, и ладно.  Эмоциональный лад стихотворения сработан автором мастерски: всё полотно произведения, начиная с пейзажной экспозиции, заканчивая трогательным наблюдением за внутренним монологом лирического героя, выполнено кропотливо и аккуратно. Ценны внимание поэта к деталям, выверенное использование лексических компонентов, уверенное выведение читателя с уровня созерцателя на уровень сопереживающего. Минимализм в использовании эпитетов и метафор, кмк, оправдан в этом произведении, нескольких риторических конструкций и нарочитая незамысловатость в образах и рифмах («солнышко блестит», «крякая в усы», «недельку», «зверушки-игрушки») достойно справляются на ниве изобразительно-выразительных средств.
Идейно-тематическое единство достигнуто.
Спасибо Автору.

12 Исхаков Алексей  Кино http://stihi.ru/2017/04/22/4333

Удачный пример «нетрагедийной трагедийности», поданной в нужном цвете и нужном объеме. Одна лишняя краска, одно лишнее слово - и перегруз стал бы критическим для произведения. Как говорится, при компактности - хорошая наполняемость: скучающие чайки, высящиеся дотла, видятся мне кульминацией текста. Автору удалось слить воедино и полет, и сгорание, и обыденность обоих состояний. Таким образом, метафизическая природа с кистью возникает как подтверждение известной концепции  - всё проходит, пройдёт и это. Маятник качнулся, кисть уложила мазок на полотно - в финале не стало героя. И трагедия вовсе не в смерти одного и одиночестве другой, а в том, что любовь, о которой прямо и просто заявлено, тоже перестала быть, ибо могла существовать только в системе «она стояла, он ее любил». Автор , к счастью, не философствует, не вдается в подробности постлюбви, «он перестал» , и система тоже перестала.
Спасибо Автору.

17 Елька22 Карибская кризисная http://stihi.ru/2017/12/06/5697

Скажу сразу, явный отсыл к Высоцкому в финале меня сбил после хорошо проведенного взлета. И дело не в моем особом отношении к творчеству Владимира Семёновича. Дело, скажем так, в несовпадении энергетик, заложенных в основания пиратского текста автора и стихотворения «Я не люблю». И перекличка финалов подчеркивает кардинальную разность остальных частей.
Текст драйвовый, основанный на игре слов, информационном блицкриге, эмоционально насыщенный. Очень такой - от автора, «комплимент от шефа».
И финала хотелось авторского. Нууу, Еляя!

37 Смагина Виктория Туман http://stihi.ru/2020/01/01/1028

Богато лето-2020 на аквариумные и раскольниковские мотивы!
У поэта Виктории Смагиной миры растут, подобно кристаллам, поражая, казалось бы, хаотичной нагроможденностью элементов и разнообразием оттенков. И только красталлы знают, как четко строится система внутреннего и внешнего баланса, как скрупулёзно подбирается палитра, как из хаоса рождается гармония. Инструментарий автора широк и многообразен, количество аллюзий на квадратный сантиметр теста зашкаливает,  плюс качественное письмо.
Спасибо Автору.

39 Елена Наильевна Шарфик http://stihi.ru/2019/12/19/8175

И ещё один издалека узнаваемый автор. Исторически сложилось так, что «переносчики женской поэзии» тяготеют в изображении лирической героини к одному из психологических шаблонов: женщина-вамп, женшина-жена-друг, женщина-мать и парочке других, редких.
В лирической героине Елены Наильевны стабильно (стабильность - признак мастерства) сливаются воедино все возможные ипостаси. К ароматам пирогов абсолютно по-хозяйски добавляется дорогой парфюм, войны в детской соседствуют с ласковым шепотом супружеской спальни, бесконечный список дел в ежедневнике мамы сменяются интимными текстами, между делами, на ходу, вбитыми в телефон. Но всё это - всегда легко, искренне и пропитано любовью. И зачастую, как в представленном тексте, автор мастерски добавляет в кухонно-стирально-прогулочное пространство произведения трогательные мотивы светлой грусти, предзакатной печали, негромкого, почти застенчивого удовлетворения  для того, чтобы читатель вышел на новые уровни восприятия стихотворения, прочувствовал наиважнейшие ступени познания женского счастья.
Кошка, играющая с котятами на усыпанной солнечными пятнами веранде. Тихий час. Запах лучшего в мире борща. Детский смех и зелёнка на коленках. И всё это - под пристальным присмотром Женщины, желанной и уверенной в себе.
Спасибо Автору.

29 Алана Эзер О зеркалах? http://stihi.ru/2020/06/11/463

Полагаю, что автору ещё неоднократно прилетит и за «запах амальгамы», и за навязнувшее в зубах «Зазеркалье», и за обилие «блёсток и красивостей». Но мне почему-то захотелось не обратить внимания на вышеупомянутое, а отметить хорошее владение словом, управление ритмом, деликатное сопровождение читателя. И да, находка аллюзии  на брюсовскую прозу, вероятно, - чисто мой порыв, но и за нее спасибо Автору.

26 Алёнка Овсянникова Бог морей http://stihi.ru/2020/06/14/7366

Ярко, чувственно, ритмично. И тема не нова, и инструментарий довольно-таки узнаваемый («о, кто из нас не писал про лагуны и бирюзовое небо!»). Эти легенды о покорении новых земель морскими богами и божественными моряками - учебное задание на лето для начинающего стихослагателя.
Но есть в этом тексте заряд свежести и особая авторская работа с красками. Чувствуется дыхание.
Мне понравилось. Спасибо Автору.


ШОРТ-лист:

03 Жиль Де Брюн Без топора http://stihi.ru/2020/04/06/10762
06 Светоносова Дед Пантелей http://stihi.ru/2020/07/05/1513
10 Галина Иззьер  Рыбий дом http://stihi.ru/2019/12/08/1126
12 Исхаков Алексей  Кино http://stihi.ru/2017/04/22/4333
17 Елька22 Карибская кризисная http://stihi.ru/2017/12/06/5697
37 Смагина Виктория Туман http://stihi.ru/2020/01/01/1028
39 Елена Наильевна Шарфик http://stihi.ru/2019/12/19/8175
29 Алана Эзер О зеркалах? http://stihi.ru/2020/06/11/463
26 Алёнка Овсянникова Бог морей http://stihi.ru/2020/06/14/7366

Об эксперте:

ЕКАТЕРИНА СОЛДАТЕНКО
Ростов-на-Дону. Преподаватель. Читатель.