I на колiнах... Пер. Кариатиды Сны

Маргарита Метелецкая
 
     "Ну, а может, накинуть вуаль,
      Чтобы скрыла моё естество?
      Тело с душенькой разные. Жаль!
      Где-то кончилось это родство..."
         Надежда Веселова


     Які завбачливі зірки
     В душі палають...
     Неначе справжні маяки
     В Путі до Раю!

     Висвітлюють усі жахи,
     Що приховала -
     Охоплюють такі страхи,
     Що місця мало!

     І так роз'ятрює вина,
     І так повчально,
     Що не виходити всім нам
     Із сповідальні* -

     Пора вимолювать свій вік,
     Просить сумлінно,
     Не піднімаючи повік
     І...на колінах...


                Перевод - Кариатиды Сны
                http://stihi.ru/2019/11/26/546

      Какие звёзды-светляки
      В душе пылают...
      Как будто вправду маяки
      В дороге к Раю!

      И ужасы, что скрыла я,
      Все вмиг осветят.
      Такие страхи для меня
      Что места нету!

      И так преследует вина -
      Урок печальный,
      Что мне б остаться навсегда
      В исповедальной -

      Пора вымаливать свой век,
      Просить смиренней,
      Не поднимая вовсе век,
      И... на коленях...


                Перевод - Валентины Агаповой
                http://stihi.ru/2019/11/26/8044

Какие звёзды-огоньки,
В душе пылают!
То, не иначе, маяки
В Дороге к Раю.

И станут ужасы видней,
Что я скрывала,
Охватят страхи прежних дней,
А их немало!

Так все грехи отозвались
В душе зеркально,
Что всем не выходить нам из
Исповедальни.

Пора вымаливать свой век,
Проникновенно
Просить, не поднимая век,
И... на коленях...


* Очень хороший священник-монах, когда я пожаловалась, что забыла сказать об одном грехе на Исповеди, ответил: "Сейчас такое время настало, пани Маргарита, что всем нам можно из исповедалень...и не выходить!"


Восьмеричная схема на Востоке
Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространён в ранней аскетической литературе[8]. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 году, в сочинении «О смертности» (в «Патрологии Миня» — De mortalitate[9]) упоминал восемь главных грехов[2]. Иоанн Кассиан в начале V века[10] в сочинении «Собеседования» (Collationes) говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду[11]. Однако первым христианским автором, в трудах которого точно и определённо излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» (в Добротолюбии это — «О восьми помыслах к Анатолию»[12], в «Патрологии Миня» — De octo vitiosis cogitationibus[13])[8].

В этом сочинении Евагрия Понтийского суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».

Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:

;;;;;;;;;;;; — дословно: чревоугодие (обжорство)
;;;;;;; — дословно: блуд (прелюбодеяние, половая распущенность)
;;;;;;;;;; — дословно: сребролюбие (алчность, корысть)
;;;; — дословно: скорбь (печаль)
;;;; — гнев
;;;;;; — уныние
;;;;;;;;; — дословно: тщеславие
;;;;;;;;;;; — дословно: высокомерие (гордыня, гордость)
После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например, преподобных Нила Синайского[14], Ефрема Сирина[15], Иоанна Лествичника[16] и других, из поздних православных святых — святителя Игнатия Брянчанинова[17]. Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость)[18].