СМ. Май 2012. Выбор Михаила Козловского

Семь Дней -1
Михаил Козловский – учёный-химик, доктор химических наук, приват-доцент Технического Университета г. Дармштадт (Германия).
Стихи пишет с середины 1980-х гг. Занимается литературной критикой, член жюри многих поэтических конкурсов, состоит в международном союзе писателей «Новый современник».

Поэтический сборник «Ночь новолуния» (Edita Gelsen, 2007)
Роман «Серебро далёкого севера» (2012)

http://www.stihi.ru/avtor/dedushka


Специалисты-психологи подтвердят: очень легко выбрать десять лучших из ста – стихотворений, автомобилей, девушек, кинофильмов, сайтов Интернета... Да чего угодно, лишь был бы выбор! И такая десятка (10%) лучших, равно как и десятка худших, определяется однозначно и практически не вызывает возражений у подавляющего большинства. Но вот выбрать creme de la creme - лучшее из лучшего, уже прошедшего горнило предварительного "понедельного" отбора,  и притом пять из семнадцати – это уже задача, достойная Геракла, если не Сизифа.
Рискну тем не менее взяться за гуж. Из чего выбираем?


01. Наталья Малинина, "Трое любимых" http://stihi.ru/2012/04/29/1286

Предельно лиричное стихотворение в неторопливом и даже траурном темпе пятистопного дактиля отчетливо и образно передает боль утраты – причем не одного, а сразу троих самых близких людей. Щемит душу и трогает.
Недостаток этого стихотворения видится мне как раз продолжением его достинств: (за)-предельная лиричность замыкает взгляд на переживаниях самой героини, оставляя за кадром всех троих ушедших. От них в тексте не осталось ни следа, ни тени, лишь зафиксированная степень родства. А хотелось бы в запахе печеной катошки различить и их запахи – свой у каждого, а не один на всех.


02. Юрий Семецкий, "Иван да Пётр, или Царствуй на славу" http://www.stihi.ru/2012/04/27/2555

В истинной поэзии две трети содержания пишутся и читаются не в рифмованных строках, а как раз МЕЖДУ строк. Именно так, как у Юрия Семецкого.
Казалось бы, совершенно простецкое стихотворение, лубочное, в разухабистом  частушечном размере... Но на втором плане, за кадром – не только прекрасное знание русской истории, не только афористичная чеканность слога. А еще и неожиданный финал, резко расширяющий историческую панораму и заставляющий задуматься не только о прошлом, но и о настоящем России. И, может быть, еще более – о ее будущем.


03. Людмила Другая, "В животе не бывает бабочек" http://stihi.ru/2012/04/25/4626

Мне кажется, основной посыл этих двенадцати строк можно заключить в две:
Любимый мой – гад ползучий,
Да я и сама не лучше.
Окололюбовная чернуха. Местами остроумно, местами тривиально... Вполне пригодно для того, чтобы, цитируя автора, "пополнить коллекцию из обычных, таких, как все".


04. Кузеллочка *** ("...Смутное время - время свобод") http://www.stihi.ru/2012/05/01/9712

Стихотворение, отчетливо написанное для БИ2-конкурса. И вне конкурсного контекста собственно поэтической ценности я в нем, увы, не обнаруживаю. В качестве текста для рок-композиции – о да, вполне, но...
"... это ж, братцы, о другом", как писал и пел когда-то Булат Окуджава.


05. Клавдия Смирягина Дмитриева, "не плачь, мама..." http://www.stihi.ru/2012/05/05/7183

О той, шестидесятилетней уже давности, Той Самой Войне надо либо писать хорошо, либо вообще не писать. К чести Клавдии Смирягиной, она выбрала первый вариант.
Помимо подлинной, непридуманной боли воспоминаний, которая живет где-то совсем рядом с лирической героиней, буквально на расстоянии протянутой руки – помимо этого, чисто технически очень понравилось чередование "Когда"-строф, набранных сплошным текстом, со строфами, разбитыми на строчки. Очень эффектно оттеняет и подчеркивает и композицию, и содержание стиха.


06. Ольга Хворост, "невозвратное" http://www.stihi.ru/2012/05/07/9046

Собствено, все там будем... Загадочно, мистично и очень, ну очень экзистенциально. Надо будет обязательно вернуться к этому стихотворению после того, как самолично отойду в мир иной. И сравнить впечатления.


07. Юрий Семецкий. "Дорога в Элисту" http://www.stihi.ru/2012/04/30/558

Вольный поток ассоциаций, не сказать чтобы винегрет из оных. И совершенно непонятно, почему именно в Элисту – ничего специфически калмыцкого или специфически буддистского я в тексте не разглядел.
Но что понравилось – это игра автора с мельчайшими, микроскопическими варациями от строки к строке, когда стихотворение начинает переливаться, словно перламутровая раковина или крыло бабочки при едва уловимом повороте:
"...тянется, тянется, тянется на восток
русское сердце, просит найти исток.
русское сердце просит сперва по сто,
будущее потом,
будущее поток,
будущее потоп,"
Да-да, Юрий, вы совершенно правы: Apres nous le deluge.


08. Ольга Домрачева, "Перелётным облаком, белым сном..." http://stihi.ru/2012/05/08/9363

Наша жизнь – лишь отражение природы? Или же, наоборот, природа есть отражение жизни? Об этом размышляет в своем стихотворении Ольга Домрачева. Порой сбиваясь на канцеляризмы и притянутые, кажется, только для рифмы слова:
" Мы с тобой играем подобный блиц."
Но чаще, все-таки, очень образно и буквально растворяясь в необъятном царстве Живого:
"Расправляя перья, щебечет клён –
он захвачен маем и окрылён".


09. Лев Сыроежин, "Знамений нет..." http://stihi.ru/2012/05/14/3772

Шаман, однако! Можно сказать, что своим стихотворением Лев Сыроежин предвосхищает грядущую катастрофу Крымска. Но, к сожалению, тамошним властям не хватило той воистину библейской мудрости, которой буквально пронизаны восемь скупых строк поэта и которой он наделяет своего героя.
Образно и ярко.


10. Анна Дэ, "Обычное" http://stihi.ru/2012/05/07/48

Я уже неоднократно писал, что – в полном соответствии с учением великого Зигмунда – автор подсознательно выдает себя сам. В стихотворении Анны Дэ читаем: "обычное", "безвкусное и надоевшее", "надо выкинуть бы"...
Хотя выкидывать, конечно, жалко – хотя бы из-за  интересной игры слов: "не более чем небольно", "небо твоё пополам раструбил завод".


11. Регина Мариц, "Выдумщица печалей" http://www.stihi.ru/2012/05/17/4038

Ох уж этот манерый ломака Пьеро, незабвенный Александр Вертинский! Уже сто лет как вдохновляет он поэтов, и свежим примером тому – очаровательная багатель от Регины Мариц. Тонко, стилизовано и узнаваемо.
Где вы теперь, моя маленькая молчальница? Кто вам целует пальцы?


12. Евгения Костюкова,  "стишочек для дочи" http://stihi.ru/2012/05/10/6107

Агния Барто однажды сказала так: "Есть Маршак и есть подмаршачники. Маршаком я быть не могу, а подмаршачником – не хочу".
Не может не радовать, что в восьми строках Евгении Костюковой не сыщешь ни "подмаршачности", ни "подбартойности": яркое и самобытное детское стихотворение, полное очаровательных словообразований – "вкуснозябрик", "леденцовыши"... И с чуть более "взрослой" моралью в финале.


13. Женя Махно, "В нарисованных снах" http://www.stihi.ru/2012/05/10/3334

И еще одно стихотворение с БИ2-Конкурса. В комментариях к произведению Кузеллочки (№ 4) я уже сказал все, что мог; добавить нечего.


14. Ольга Домрачева, "март" http://stihi.ru/2012/05/16/2974

Мне трудно сказать про это стихотворение что-то определенное. Как и понять строчку
"март, кошачий нынешний знакомый"
- это может означать и кошачий март, который нынче знаком лирическому герою, и просто март, который нынче знаком коту или котам.
Не понять и то, почему "бежать во всю" написано раздельно, а не слитно: во всю прыть? Во всю силу? Во всю Ивановскую?
Да и слово "разхлябилось", вопреки всем правилам грамматики написанное через "з", а не через "с", тоже заставляет озадаченно чесать в затылке.
Хотя чисто по звучанию, по фонетике – очень приятное стихотворение. В этом, наверное, и сокрыта таинственная музыка стиха?


15. Павел Сабин, "Осенний пирог" http://stihi.ru/2012/05/16/10428

Милая зарисовка природы, которую изрядно портит эклектичность и стилевая... мягко скажем, неоднородность. По большей части автор придерживается лексики посконно-русской ("пажити", "квашня", "туесок"), если даже не старославянской ("растекашется"). Тем острее и несообразнее выпирают из текста "марлезонский балет" (привет трём мушкетерам) и тем более "сплин" – даже Евгений Онегин знал, что в русском языке для этого аглицкого понятия имеется слово "хандра".
На мой взгляд, нуждается в определенной доработке - после чего может заиграть существенно ярче.


16. Виноградова Евленья, "переправа" http://www.stihi.ru/2012/05/23/6802

А вот этот стих, в отличие от предыдущего, четко выдержан в единой стилистике. "Словно плат, отутюжен", как пишет сама Евленья. Тоже пейзажная лирика, тоже картинка природы – но гораздо более опрятная.
Хотя со многими замечаниями Стран-Ника на странице самого стихотворения не могу не согласиться.


17. Виктория Шлыкова, "Песочный" http://www.stihi.ru/2012/05/19/5942

"Человек бежит песчаный по дороженьке печальной", писал когда-то Андрей Вознесенский. Бежал, бежал, да и весь рассыпался...
Судьба героя стихотворения Виктории Шлыковой еще более печальна – он всего лишь нарисован на песке и, к тому же, уже наполовину смыт волной. Но не смывается щемящая тоска по утраченной целостности бытия; по обретению или, скорее, сохранению собственной сущности – подлинной, ненарисованной.
"Лучше умереть целиком, чем жить наполовину", могла бы сказать по этому поводу Долорес Ибаррури. Виктория Шлыкова говорит то же самое – но гораздо спокойнее, нежнее и изящнее.


*********************************
Мой выбор:

02. Юрий Семецкий, "Иван да Пётр".
05. Клавдия Смирягина Дмитриева, "не плачь, мама..."
09. Лев Сыроежин, "Знамений нет"
12. Евгения Костюкова, "стишочек для дочи"
17. Виктория Шлыкова, "Песочный "


Голосование в конкурсе СМ. Май 2012 - http://www.stihi.ru/2012/07/01/233