Итоги ноября. Борис Гринберг

Большой Литературный Конкурс
Технология моего отбора не изменилась. Как и в прошлый раз оценивались стихи, а не авторы. И как в прошлый раз не обошлось без «узнавания» автора. В данном случае - двух, к Панкину (везёт мне так, что ли?), присоединился Артис. И оба стихотворения – попадали в десятку. С них и начну обзор.


1. БОРИС ПАНКИН, "ночь улица фонарь аптека..." 
http://www.stihi.ru/2010/07/05/2925 номинатор Алексей Котельников


     Если в двух строках попытаться рассказать о поэзии Панкина, то это будут его же две строки. А именно, одно из любимых мною стихотворений (цитирую по памяти, поисковик почему-то не выдал):
***
покурю, оденусь и пойду.
утро начинается в аду.

    Лирический герой, подобно Вергилию водит читателей по всем закоулкам этого ада (сам Автор\Дант только успевает-записывает). Типчик, этот ЛГ, не из самых приятных, (этакий мрачноватый циник и мизантроп). Но не сопереживать ему – невозможно. Может потому, что (несмотря на тщательность с которой он это пытается скрывать) он любит тех, кому суждено было в этом аду родиться или оказаться… 


2. ДМИТРИЙ АРТИС "Немного банальностей про жизнь и смерть..."
http://stihi.ru/2010/10/30/8522 отборочный тур БЛК


         Артис – Артист (да простится мне столь очевидный каламбур). И в этом стишке он изобразил нам сценку, где ЛГ стоит с философским видом и изображает мыслительный процесс, выдавая на гора ручеёк сознания. С трудом сдерживая смех. Почему? Да потому что из-за плеча ехидно подначивает Автор, улыбаясь по-чеширски. Его, (а не ЛГ!) интонации пробиваются в каждом стихе, сбивая пафосность. А чего стоит старательность с которой он избегает рифм, но в итоге не выдерживает и…
Осмелюсь резюмировать, процитировав себя: «Всё это банально. Банально до откровения».


3. АНДРЕЙ ПШЕНКО, "Питерское предновогоднее"
http://www.stihi.ru/2009/10/05/1058 номинатор Алексей Котельников


       Меньше месяца как вернулся из Питера. И снова оказался там. Без какого-либо усилия с моей стороны и насилия со стороны автора. Поёжился и с грустью вернулся.  Питер узнаваем, несмотря на то, что явных указателей, кроме как в названии (признаться, я бы и оттуда его убрал просто «Предновогоднее», как мне кажется, было бы выигрышнее) в стихотворении нет. Ни тебе Невы, ни Исакия, ни прочих обязательных атрибутов стихов о проёме в Европу. И при этом атмосфера абсолютно узнаваема, аутентична. Хорошее стихотворение о прекрасном городе.


4. АЮНА АЮНА,  «Ленское Лето»
http://www.stihi.ru/2010/07/01/4273 Мариян Шейхова


     Стихотворение было воспринято мной как перевод с… авторского  на русский. Не скажу, что случай уникальный, или, что это плохо. Я так воспринимаю практически всю поэзию Айги. И при этом она мне нравится. И это стихотворение пришлось по душе. Ветерком напахнуло, покоем, миром... Чужим ветерком, резковатым, и покоем каким-то тревожным, миром незнакомым, даже чуждым. Но… интересно. А это уже немало.
    
      Собственно, только про эти четыре стихотворения могу сказать, что они понравились. Ещё три из разряда «скорее да, чем нет». Они разные, но недостаток одинаков:


5. АНАСТАСИЯ САФРОНОВА "рак"
http://www.stihi.ru/2010/10/21/6849 отборочный тур БЛК (квота Светы Чернышовой)


6. СТАНИСЛАВ МИНАКОВ, "Ванечкина тучка"
http://stihi.ru/2010/06/09/2496 номинатор Олег Калиненков


7.ЧИГИРЬ РОМАН, "У Варвары ноги были из бумаги..."
http://www.stihi.ru/2010/10/28/3322 номинатор Выход из-под контроля


      В старших классах, ради пятёрки по физкультуре, согласился побегать за школу стометровку. Лишь однажды из одиннадцати «выбежал». При том, что первые пятнадцать метров пробегал «по мастерам». Но потом ноги начинали опережать туловище, дыхание сбивалось, а финишировал и вовсе «на морально-волевых». Это я к чему. Профессионализм – в умении распределять силы по всей дистанции! Но старт отличный, и финиш неплох. Хотя результат до чемпионского не дотягивает.

     Остальные три - из большой (десятка полтора) группы стихов которые мне не понравились, но я хотя бы могу понять тех, кто их номинировал. Выбор самый сложный. И долгий. Решал «фотофиниш», то есть вышли стихи, в которых было хоть что-то «выдающееся» (к сожалению, в самом, что ни на есть прямом смысле этого слова).


8. ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ "И чёрт с нами"
http://www.stihi.ru/2010/10/08/2050 отборочный тур БЛК (квота Александра Спарбера)


     Если отбросить всю эту вычурно-выспренную перекличку с «Мастером» и оставить только первую и последнюю строфы, останется стихотворение. На мой взгляд всё равно слишком пафосное и дидактичное, но стихотворение. И обыгрывание смыслов фразы «чёрт с вами», вокруг которой стихотворение и строится, хотя бы начинает играть. Собственно этот, мысленно укороченный вариант, и проходит дальше.

 
9. НАТАН ХЛЕБНИК, "зачем зачем о жизни три вОрона летят..."
http://www.stihi.ru/2010/10/15/2587 номинатор Выход из-под контроля


     Отобрано за нахальство. Стихотворение – своеобразный вызов пародистам. Начиная с вороних рук и вплоть до вОрона, «посчитанного» ворОной. И вроде абсурд, горячо мною приветствуемый, и (местами) замечательно диковатые обороты речи «о жизни… летят», «у бледной из ворон», «смерть однажды смеётся изнутри», но… Не работает. Такие инструменты для ювелирной работы, а тут как-то… неряшливо, скоропостижно.  Когда по итогу узнал, что автор - Натан Хлебник – весьма удивился. Не его уровень. Но стихотворение уже было отправлено в десятку.


10. СЕРГЕЙ ИВКИН, "На тростниках оплётки монгольфьера"
http://stihi.ru/2009/06/19/4001 номинатор Олег Калиненков

       До последнего не знал включать это стихотворение в десятку, или нет. Впечатление чистого китча. От лексики и синтаксиса, до собственно «сюжета».  Однако и китч иногда способен обернуться в свою противоположность, то есть стать искусством. Вспомнить лучшие романсы Вертинского, или прелестное «Это было у моря» Северянина… Но всё это исключения.  Скатиться же в откровенную пошлость куда проще, тянет-то туда. Гравитация ж. А грань\жёрдочка так тонка, так зыбка... Удалось ли Ивкину удержаться? На мой взгляд - не очень. Но почти. Почти.