Детские воспоминания... Белоруссия...

                Какие особенные моменты вы помните из своего детства? Может быть, когда вы ходили в гости к друзьям или родственникам? Или когда у вас выпал первый зуб? Или, может быть, когда вы получили подарок на свой день рождения?
Детские воспоминания иногда кажутся обычными, но они могут стать основой для всей нашей жизни.

                Я где-то прочитала, что лучший способ сохранить воспоминание – поговорить о нём. Пересказ события еще глубже закрепляет его в нашей памяти. Наши детские воспоминания также могут влиять на наше поведение и помогать нам принимать более разумные и безопасные решения. Кто-то из великих сказал: - Детство похоже на созерцание прекрасного края, – как будто едешь, глядя назад, и осознаешь окружающую красоту в тот момент, в то самое мгновение, когда она начинает исчезать.

                С необыкновенным трепетом вспоминаю нашу первую совместную поездку в Белоруссию - родители повезли меня с младшей сестрой на отдых к папиной тёте в город Ошмяны Гродненской области. Если говорить о Белоруссии, то нельзя не отметить, что это страна с древней историей и богатыми традициями, с великолепной природой и удивительной архитектурой, прославленной своими лесами и озерами – недаром её называют "легкие Европы". Говорят, Беларусь – земля озёр. Её светло-голубые глаза светятся под лучами ласкового солнца, переливаясь сотнями радужных оттенков. "Беларусь-красавица", -  ласково называют эту землю гости из других стран.

                Для меня Беларусь — это прежде всего уголок нашей огромной планеты, где я чувствую себя своей, родное место на земле, так как это Родина моего папы, здесь живут мои многочисленные родственники - добрые, гостеприимные, трудолюбивые люди. И я горжусь, что именно так отзываются в разных странах мира о белорусах.

                Помню, что приехали мы к тёте Ядвиге, которая жила в своём доме, уже поздним вечером. Нас пригласили к столу. Надо сказать, что значительную часть национальной белорусской кухни составляют блюда из тёртого картофеля: драники, клёцки, колдуны, картофельные запеканки, лежень (картофельный рулет с начинкой), тушёный картофель с мясом или грибами, а также холодец, различные колбасы, вяленое и копчёное мясо, сало с чесноком и др. После плотного ужина уложили спать, а утром мы проснулись от звонких криков петуха. Это было так необычно, потому что у себя дома нас петухи не будили, ведь мы жили в многоквартирном доме на третьем этаже. Вдобавок ко всему нас отправили умываться на улицу холодной водой из умывальника. Такая "экзотика" нам показалась очень странной, потом мы к этому стали относиться спокойно. Как-то нас попросили сбегать в огород и нарвать свежей зелени и что-то из овощей. Но я вспоминаю, как увидела огромное количество спелых синих слив, которые валялись на земле недалеко от забора соседей, но на нашей стороне, а само сливовое дерево росло на соседской территории. Я сбегала в дом и принесла большую миску, в которую мы набрали эти замечательные плоды, ополоснули их водой из умывальника и со счастливым визгом вбежали в дом. Взрослые не разделили нашу радость, так как знали, что это ягоды соседей, пусть даже и падали они на участок тётиного дома. В общем, нам запретили их собирать, но когда родители ушли по своим делам, мы слопали сливы за милую душу, решив: - Будь что будет! Отделались лёгкой нотацией.

               Наш папа был заядлым рыбаком и, естественно, одним ранним утром повёл нас рыбачить на речку Ошмянку, что находилась в нескольких десятках метров от дома, в которой водилась форель и хариус, налим, голавль, окунь и плотва... Тогда я впервые научилась правильно насаживать червя на крючок и забрасывать его на леске в воду. О! Это была целая наука. Удилище надо было вытянуть вперёд полусогнутой правой рукой параллельно поверхности воды. При этом левая рука, держащая насадку, отводилась назад. В момент заброса одновременно нужно было выпустить из левой руки насадку и подать удилище вверх и вперед, распрямив правую руку и развернув своё тело прямо. А когда насадка окажется впереди конца удилища, его надо опустить в начальное положение. Легко сказать! А вот на деле вышло по другому. Когда я размахнулась, чтобы сделать заброс, леска резко ушла назад и крючок зацепился мне за купальник, сильно поранив ягодицу. Я заплакала, а папа, очень хваткий на словцо, произнёс свою коронную фразу: - Если ты знаёнцы, как кот сраёнцы, то надо внимательней слушать отца! Мне немножко было обидно, потому что с нами был наш троюродный брат Ромусь, которого я видела впервые и не хотела "упасть в грязь лицом". Позже мы с ним уже без папы бегали на речку и Ромусь научил нас переходить её вброд. Это было очень опасно, так как несколько шагов вправо или влево и можно было утонуть, потому как плавать мы тогда ещё не умели, а отчаянными были от незнания и отсутствия жизненного опыта. А ещё брат научил нас лазать по деревьям. Недалеко от речки стоял огромный вековой дуб, под ним валялось множество желудей (я привезла домой целую коробку). Мы забирались почти до самой верхушки по его толстым ветвям и любовались красочными пейзажами...

                Когда немного пообвыклись и пришли в себя от разных впечатлений, нас повели на "смотрины" к папиным родственникам. Мы сначала сопротивлялись и говорили, что мы не зоопарк, но выбора нам не предоставили. В гостях нас вертели и крутили, восторгались нашими длинными волосами, заплетёнными в тугие косички, карими большими глазами, тоненькими фигурками и т.д. А мой взгляд в это время был прикован к красивой кавалерийской шашке на стене с гладкой и голой рукоятью, в кожаных ножнах, на узком ремешке. Папа заметил моё удивление и пояснил, что эту шашку подарил сам Буденный тёте Альдоне за доблестную службу. Я была любознательной девочкой, да и папа нам рассказывал, что Семён Михайлович Будённый - легендарный конник, командующий одной из самых знаменитых армий во время Гражданской войны, в первые годы Великой Отечественной войны командовал войсками стратегических направлений и фронтов, один из пяти первых советских маршалов, обладатель множества наград. Из рук такого великого человека папина тётя получила  подарок - меня этот факт потряс до глубины моей детской души. Ещё больше я удивилась, когда узнала, что папин дядя Станислав был оперным певцом, а в годы Великой отечественной войны воевал на Белорусском фронте и имел множество наград, как и его жена. С патриотизмом у нас было всё нормально, и мы, довольные и гордые, вернулись из гостей.

                У папы была ещё одна тётя, которую звали тётей Гелей и к которой мы тоже ходили в гости. Из папиных рассказов я узнала, что первый муж тёти погиб во время Великой Отечественной войны, подорвавшись на мине, а второго мужа, за которого тётя Геля вышла через много лет, звали Яковом и был он, как  с улыбкой говорил мой папа, цирюльником(то же, что парикмахер - в старину они выполняли некоторые обязанности лекаря: ставили пиявки, проводили кровопускание и т. п.) Принимал посетителей дядя Яков на дому,у него стриглись многие высокопоставленные чины и их жёны. Но самый "цимус" был в том, что дядя не начинал работу, пока не выпивал стакан водки, иначе у него тряслись руки. По натуре своей он был очень любезным и говорил своей жене такие слова: - Дорогая Гелечка! Налей-ка мне в стаканчик живительной влаги, иначе я могу своими умелыми ручками чикнуть по ушку какой-нибудь прелестной дамочке!.. И приняв на грудь, дядя выходил к посетительнице весь набриолиненный, улыбающийся, в хорошем костюме "тройке" и с ножницами в не трясущихся руках... Я, как заворожённая, наблюдала за его работой, а он мне подмигивал и потом угощал конфеткой, которые всегда лежали в его карманах.

                Помню, что с папиной тётей по соседству жила далёкая наша родственница. Мы её звали просто бабушкой. Она была невероятным кулинаром и пекла торты на свадьбы и юбилеи. Кроме тортов мы видели испечённые фигурки животных, которыми она украшала разные кондитерские изделия. Сколько тогда мы облизали банок из под сгущёнки и сколько сладких крошек собрали со стола! Бабушка нас не очень привечала, так как мы мешали ей работать, но угощала конфетами и говорила ласковые слова.

                Во дворе дома было очень много кур, уток, которые разгуливали где им хотелось, поэтому везде был куриный и утиный помёт, в который мы регулярно наступали и наши сандалии всегда издавали неприятный запах. Но приходилось с этим мириться, так как нам объяснили, что это временно. Нам разрешали кормить птиц, выдавая пшено в миске, и мы бегали по двору с криком "цып-цып" и "ути-ути". Я любила наблюдать за утками - очень умные птицы, никогда не ходят куда не стоит и строго следят за утятами. А вот курицы - дурочки, их часто давили на дорогах, так как они не смотрят, куда идут. И самое интересное, что к ночи, курицы, утки и индюки знают, где их домики и насест.

                А ещё мне очень нравилось запоминать слова, сказанные на белорусском, например - бляшанка означало жестяную банку, в которую надо было накопать червей для рыбалки, бульба - картошка, которую мы запекали на костре, хлопчык — мальчик, так говорил наш папа, подзывая Ромуся, на что он отвечал, что зараз прийдет,  кветки - цветы, которые мы рвали в поле для мамочки и тёти. Когда кто-то заходил в дом, то говорил: -Добры дзень или вечор добры! Если тётя просила нас пойти нарвать бурака, то мы знали, что это свекла и сегодня будут варить боршч, а если давали деньги и просили сбегать в магазин за хлебом, то говорили, чтобы мы купили саек, а когда мы приносили их домой, нам говорили: - Дзякуй!

                За время отдыха я много чего увидела и узнала... Эти и другие воспоминания сохранились в моей памяти, и часто мысленно возвращаются и воспроизводятся в виде различных знакомых образов.


 


Рецензии