Джатаки

 В Палийском Каноне есть очень интересный раздел – Джатаки.
Этот сборник содержит более полутысячи притч и коротких повествований о том, как проявлял себя Сиддхартха Шакьямуни до того перерождения, в котором он стал Буддой.

 Так как Джатаки были записаны во втором – третьем веках до нашей эры, они прошли большой путь переписывания и адаптации. По их мотивам были написаны древние и современные сказки, в которых сохранялось главное—нравственное воспитание человека.

 Нравственность в учении Будды не ограничивается пределами проявленной бодрственной жизнью человека, а выходит далеко за её пределы. Так-же, и сказки выводят своего слушателя в тридевятое царство.

 Несмотря на то, что комментаторы часто пишут, что в Джатаках описываются ЗЕМНЫЕ перерождения Будды, в действительности той реальности, что все воспринимают, этого происходить не могло. Но, также, этого не могло и не происходить, так как мы знаем, что всё, что когда-либо говорил или рассказывал Будда – было Истиной.

Почему же нельзя допустить, что Будда мог сказать неправду?
Только потому, что тогда, он  не был бы Буддой.

 Повествования Будды всегда относились не только к проявленному миру плотных форм( миры людей и животных), но и к тонким мирам, класса сновидений, которые чаще всего не воспринимаются человеческими органами чувств, как видимые, слышимые или ощущаемые во время бодрствования.

 В мире сновидений происходит закрепление изменения нашего сознания, которое там же и сотворяет новую реальность, на основе этого изменения. Именно в сновидении, наш ум проявляет себя как творец новых миров и коротких рождений в них. В сновидениях наш ум может принимать любые формы и действует, как Бог, только,  уровень могущества этого бога целиком зависит от наработанной, во всех проявлениях, нравственности.

 Наше грубое тело, подверженное страданию и умиранию, служит сознанию демоном - защитником от страшных сновидческих творений  ума-конструктора, но люди редко осознают этот факт напрямую. Но, об этом свидетельствует нам то облегчение, которое мы испытываем во время прерывания страшного сновидения во время просыпания.

 Однако, засыпание – это наша маленькая смерть в мире бодрствования, а сновидение – это наша пробная жизнь в мире без плотного тела. То, как мы ведём себя в сновидении, является прямым кармическим слепком нашего сознания.
Наши действия, которые мы совершаем в сновидении, часто при просыпании, кажутся нам – иррациональными, хотя в сновидении они нам таковыми не казались.

                Почему так происходит?

 Потому, что наш ум вспоминает это пространство, только находясь непосредственно в нём, там, где происходят события сновидения, и ведёт себя (в нём) в соответствии со своей кармой. Если наше сознание закрепило в себе высшую нравственность, то и мир сновидения будет заполнен нашими нравственными поступками, которые будут становиться лестницей в более тонкие(высшие) миры. В  мирах сновидений ум транслирует своё кармическое состояние всплывающими явлениями. Так он фиксирует накопление кармы для следующих перерождений.

 В одной из Джатак Махаяны(№8) Будда  рассказывает, как принц Махасаттва скормил своё тело голодной тигрице, которая недавно родила тигрят. В конце повествования, Будда проясняет, своим ученикам, что этим принцем был он сам в прошлых рождениях в мире сансары. Так- же он проясняет кем переродилась голодная тигрица, и кем переродились другие герои истории.

 Распределением прошлых ролей обычно всегда заканчиваются все Джатаки. Это является прямым указанием  на качества ума, которые одинаково проявляются в разных мирах, в разное время и в различных, но подобных ситуациях.

 Добровольное скармливание своего тела голодному зверю является иррациональным в мире грубых форм, но в мире тонких тел, это-же действие, имеет совершенно иной смысл. В сновидении раскрывается реализация ни цепляния за тело, считающееся самым дорогим в грубом мире. Эта реализация свидетельствует о том, что долг выполнен и больше не будет рождения в сансаре.

 Если при чтении Джатак, вам кажется, что история выходит за рамки разумности, то не стоит делать поспешных выводов, а лучше всего обратиться за помощью к наставникам Дхармы, которые могут дать полезные пояснения.
                Пусть с вами пребывает мудрость!


Рецензии