Низринут волею чужой!

На аннотации к стихотворению Ф. И. Тютчева:

С горы скатившись, камень лег в долине —
Как он упал? никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой!..

          ________________

Столетье за столетьем пронеслося,
Никто еще не разрешил вопроса...

***

    В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение «Problеme», что означает с французского – «Проблема». В последствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. По мнению Фёдора Ивановича (а «низринут волею чужой!..» выделено курсивом), именно ВОЛЕ отведена главная роль в произведении. Как пишут современные аналитики - «созидающая роль в нашем мире». Чужая воля, но созидающая роль? Созидающая роль при чужой-то воле? Хоть как поверни, а в голову не укладывается. И тут же они ссылаются на мнение Осипа Эмильевича, что «голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь». В статье «Утро акмеизма», принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, — это слово. Стихотворение «Problеme» оказало сильнейшее влияние на умы не только представителей акмеизма в то время, но и продолжает будоражить мысль современников, кто и слово-то, акмеизм по-русски мало кто понимает, но ясно понимает о каком камне: речь члено-раз-д-ель-ная...
Низринут волею чужой..!
 
Писал Поэт номер один,
Забью заряд я в пушку туго!
Чтоб угостить в краю седин...
А я поеду - до Овстуга.

С вершины камень сам собой,
или ещё проблема была?      
Скатился вниз на упокой.
Вода расщелину размыла.

Низринут - чей? Долине быть,
члено-раз-дельной и чудесной.
Помог в миру нас приютить.
Всепоглощающею бездной…

Какой-то, Ёся Мендельштам,
решал сию "проблему" камня.
Какое "слово" видел там, -
таким назвал - его бы сам я.

Голос материи звучал:
О боже, что за наважденье!
А камень лёг себе, лежал.
При неожиданном паденьи…

...Столетья минут с той поры,
из аннотации простейшей:
Прилёг в долине у горы.
Скатись по воле все виднейшей.

Увяз в долине, стало быть,
обросший мхами и молвою.
Ни в лес, ни грязь - не рассудить,
не в силах разум головою...

Хочу на Родине побыть.
Где имя стану будет - "Овстуг".
Язык земли переводить.
Качу на камень, как на остров.

Я припадаю до земли,
и слышу звуки, как снаружи,
когда-то, так же о любви
пастух играл в рожок пастуший.

Руслан Людмиле говорил,
в чужом краю и люди слабы.
В котомку Карлика садил.
А здесь стояла Голова бы.

...Я на Овстуженке сойду их,
читаю "камень" за селом...
Природе б знать что тут раздули..
Она ж не знала о былом.

Течёт по-прежнему Десна,
впадая в Днепр, во сну примите.
Шумит столетняя сосна,
и Вы спиной ко мне сидите…

Тут не Берлин и не Париж.
К тебе и там, и тут, соседу -
Я с Новодевичьего еду,
минуя стольный город Вщиж.

Даёшься диву - красота!
А что за камень, сколько лет им?
Часовня. Строчек суета.
В пяти верстах ищу ответа…

Какие камни, что с тобой?
Спрошу Поэта "номер два" я,
и нет горы здесь никакой.
Уносит вдаль меня с годами.

Наисчастливейший из всех.
Места от бога есть местами...
В забытой зверем полосе,
где туга, зримая песками

Природа прямо от Христа!
Незрима волею небесной.
С кургана вид как от моста,
ко мне спиной пришелец местный.

Рабам - меняющие выси,
Спасибо вам! из диссертаций.
Селу печей и коромысел
пахнуло дымом аннотаций.

А он возьми, да и скатись,
с вершины камень сам собою.
Ведь у камней такая жизнь.
Низринуть волей, хоть какою...

А я, как будто, и не жил.
Столетье - мимо проносилось.
Никто вопрос не разрешил.
Увидев камень, разрешилось...

...Я остужусь и ухожу.
Спасибо край, с поклоном хаты
(и сор с избы не выношу),
мой край историей богатый!

Окончен век, спилили сад.
Ужели кончились все камни?
И прекратился камнепад.
Но в заколоченные ставни

Назвали "каменной" столицу.
Кольцо Садовое при ней.
Скатись один во многих лицах.
Наш век не кончился камней...

Какой-то Ёся (всем известный),
подвёл итог, чем жил Поэт,
слова легли немым протестом.
А рок - судьба и спору нет.

28 апреля 2020, Овстуг, Брянская обл.

Продолжение:
Тютчевский камень, счастливый рок судьбы...
http://stihi.ru/2024/05/15/1793

Тютчев не русский и тутошний...
http://stihi.ru/2019/10/25/8617

* Ф.И. Тютчев похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
* Тютчева называют русским Поэтом "номер два", при этом до сих пор никто из российских лингвистов, филологов и краеведов не нашёл объяснения его фамилии, как только не обзывали (не хочу перечислять дурное), а переводится просто: самый счастливый, наисчастливейший.

* Поэт "номер один" в поэме "Руслан и Людмила" описал, как надо слышать звук земли - припасть к ней ухом...

* Село Вщиж на Десне в 5 километрах от Овстуга (и в 40 выше Брянска по течению), ранее являлось столицей древнерусского Вщижского княжества, уничтоженного «татаро-монголами» в 1238 году. Напомню, что в этом году было уничтожено более 40 древних русских городов.

* Ни в лес, ни грязь не рассудить - "кабы не леса брынские да не грязи смоленские" - ехал через Смоленщину (Новгородчину и Псковщину на Брянщину из Питера), вспомнил древнее выражение, и действительно по сей день - враг по таким дорогам не пройдёт... а деревни брошены.

* Какая исторически богатая местность — диву даешься! Пишут журналисты и краеведы… Диву даюсь уже тем писакам: - А кто же сжёг-то на самом-то деле, за отсутствием ига? монголо-татарского...

* Специалисты считают, что еще в III веке до нашей эры на этой территории селились многочисленные племена: северяне, вятичи, родимичи. Название села пришло из языческих времён и происходит от слова «стуг» - стоянка. Отсюда и название Овстуга: «старая стоянка». Опять забывают нехристи, что имя принято по речке Овстуженке, а перевести язык земли: «о-в-стуг». Село Овстуг прославилось благодаря тому, что с ним связаны многие годы жизни семьи Тютчевых. Стихи Поэта не позволяют городу Вщиж уйти в забытье...

* В наши дни Вщиж - маленькое село, в окрестностях которого, на кургане, Тютчев и написал стихотворение «По дороге во Вщиж». На этом самом месте, где сегодня часовня и мемориальный камень с высеченным на нём текстом стихотворения:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

На фото музей-усадьба Овстуг, памятник Ф.Тютчеву.


Рецензии