Царь Махасудассана

 В семнадцатой сутте Палийского Канона Дикха Никайя
Будда рассказывает Ананде о царе Махасудассане.
 
Рассказ Будды происходит накануне вступления в париниббану(смерти его физического тела), и раскрывает Ананде истину о том, что его смерть уже давно состоялась в тонком мире, где он когда то жил, как царь Махасудассана.   

 Смерть царя произошла в тот момент, когда Будда обрёл просветление, но, на протяжении 50 лет, пока он обучал других существ, она была не опознаваема для других существ, находящихся в невежестве.
 Именно, в момент просветления, когда Сиддхартха  стал Буддой, царь Махасудассана умер для мирской жизни, как Сиддхартха и родился в мире Будд.

 Умирая, царь Масасудассана произнёс такие слова:
 «все приятные вещи непостоянны и подвержены изменению. Нехорошо умирать, наполненным желанием.»

 Не прочувствовав и не приняв это утверждение, как истину, невозможно стать полностью пробуждённым.

 Сансарическое сновидение в мире людей нашёптывает нам о том, что мы родились для того, чтобы исполнялись наши мечты и желания, что их исполнение приносит счастье и делает жизнь наполненной радостями. Но,  как выясняется в процессе жизни, далеко не все желания исполняются, но даже те, которые исполняются, не долго удерживают нашу удовлетворённость.

 Путь к исполнению желаний часто лежит через потери, горести и разочарование. Но даже если всё идёт гладко, то радости от полученного – кратковременны, а печали, связанные со скукой, страхом потери или предательства – имеют большую продолжительность.

 Ничего из того что люди могут накопить за свою жизнь они не смогут взять  с собой в Небесный мир, кроме ума, который может быть очищен или загрязнён пороками.

 «Наши желания будут плясать на наших могилах» той тяжестью неудовлетворённости, которая не даёт существам оторваться от миров страдания и отправиться в Небесные Чистые Земли без страданий.

 Царь Махасудассана достиг такого уровня Кармы, когда у него было всё, что он мог пожелать. Все те вещи и существа, которые становились его собственностью, ни смотря на их драгоценность, вызывали в нём скуку, когда он фиксировал на них свой ум, хоть на  какое-то время.   Смерть  приблизилась к нему, в тот момент, когда он понял, что ему не нужно ничего из его богатства. Он понял, что ему нужен только его чистый ум.
 
 На протяжении 50 лет, когда Будда проповедовал учение Сангхе, он раздавал богатства царя Махасудассаны всем желающим их и проповедовал не цепляние за них.

 Если благородные существа, ищущие освобождения от страдания, будут рассуждать так:
"Ум приятнее всего того, чего он желает. Ведь даже великий царь, обладающий богатством, роскошью и властью, может наслаждаться ими лишь до тех пор, пока его ум даёт силу чувствам. Когда же человек умирает, и его чувства перестают воспринимать внешние объекты, то чем для него отличается смертное ложе в свинарнике от смертного ложа во дворце?

Сосредоточусь-ка я на блаженстве, силе и ясности самого ума, не отвлекаясь на те облики, которые рождает его свет в чувствах и мыслях!"  (из тантры Майтрейи)
… то просветление окажется ближе вытянутой руки.
                Пусть Будет Благо!


Рецензии