культурики

Взаимодействие двух великих древних цивилизаций, греческой и индийской, начавшееся с вторжения Александра Македонского в 326 г. до н.э. и продолжавшееся более двух столетий, было предметом многочисленных книг индийских и западных ученых на протяжении многих лет.
 
Во время своего визита в Грецию в 2018 году президент Индии Рам Нат Ковинд высоко оценил вклад Александра Великого в историю своего народа.
 
«Самым известным греком, приехавшим в Индию, был, конечно же, Александр Великий. Он прибыл во главе армии вторжения в 326 г. до н.э., но ушел как друг», - написал Ковинд в Twitter.
 
Историческое присутствие греков в Индии и то, как эти две цивилизации взаимодействовали, всегда вызывали споры, говорит доктор Ричард Стоунман, ученый и автор недавно опубликованной книги по этому вопросу.
 
«Британские ученые, которые первыми по-настоящему взглянули на искусство древней Индии в середине девятнадцатого века, предположили, что греки оказали огромное влияние на Индию. Тогда это вызвало бурную реакцию среди индийских ученых, которые заявили, что на самом деле Индия изобрела все без какого-либо внешнего влияния», - объясняет он.
 
Влиятельная книга «Они пришли в Индию, они увидели, и покорили», написанная историком А.К. Нарайн в 1957 г. является характерной чертой этого более позднего направления научной мысли.
 
Но Стоунман утверждает, что нужно найти золотую середину между этими двумя крайними теоретическими позициями.
 
Его новая книга под названием «Греческий опыт Индии - два века греческого присутствия» пытается сделать именно это. «Я надеюсь, что моя книга представляет собой среднюю позицию, которая поможет кому-то понять двустороннее взаимодействие между греками и индийцами в те последние столетия до нашей эры».
 
Стоунман, почетный приглашенный профессор Университета Эксетера в Великобритании, говорит, что его новая книга «сосредоточена на том, как древние греки во главе с Александром Великим приступили к пониманию Индии».
 
Его новая работа касается не только вторжения Александра в долину Инда в 327 г. до н.э. - первого крупномасштабного столкновения греческой и индийской цивилизаций, но и последующей эпохи, когда царства-преемники эллинского стиля, управляемые сильными мира сего, поднимались и падали.
 
Присутствие этих эллинских государств в этом регионе мира и их случайные набеги даже дальше на восток создали зону греко-индийских контактов, влияния и обмена, а также периодических конфликтов, простирающуюся от Центральной Азии до Ганга.
 
Стоунман утверждает, что две цивилизации влияли друг на друга в искусстве и философии, но, как он указывает, «во многих отношениях влияние в основном шло другим путем, от Индии к грекам, хотя, конечно, есть много примеров, когда греческое влияние очень сильно ощутимо».
 
«Основные направления - в живописи и скульптуре», - говорит исследователь. Он рассказывает, что крупномасштабные скульптуры начали создаваться в городе Матхура в третьем веке до нашей эры, а примерно два века спустя другая школа скульптурного искусства, находящаяся под сильным влиянием эллинистических моделей, выросла в Гандхаре на севере Пакистана.
 
Искусство - «самое важное и очевидное» влияние Древней Греции на Индию.
Стоунман заявляет, что «искусство - самая важная, самая очевидная и самая прочная черта греческого влияния в Индии».
 
«С самого первого момента, когда западные ученые и посетители увидели гандхарское искусство, они сразу же были поражены стилистическим сходством с эллинистическим искусством, относительной реалистичностью изображений и стилем, в котором изображены фигуры», - говорит ученый.
 
«Я думаю, вы можете увидеть то же самое в более раннем искусстве Матхуры, что особенно интересно, потому что до третьего века до нашей эры в Индии не было крупномасштабных скульптур. Все было мелкомасштабное, в основном глина, фигурки и бронзовые изделия размером с ладонь. Но когда греки прибыли в северо-западную Индию, они внезапно начали делать из камня статуи в натуральную величину или даже больше», - объясняет Стоунман.
 
«Есть много общего с греческими статуями. Гандхара широко признан как находящийся под сильным влиянием греческого искусства. Матурский стиль более жесткий, не такой гибкий или текучий, как греческая скульптура; но все же есть сходства, потому что они большого размера и во многих отношениях реалистичны», - констатирует он.
 
Британский ученый отмечает, что есть также мелкие детали, драпировка предметов изображена с натуралистическими складками, а узлы завязаны на поясах, что также доказывает, насколько эллинистическое искусство повлияло на Индию.
 
Стоунман также указывает на вторую область, анализируемую в его книге, а именно взаимодействие между двумя цивилизациями в сферах философии и науки, говоря: «Индийские ученые готовы признать, что наука, в особенности математика и астрономия, в первые века нашей эры находилась под сильным греческим влиянием».
 
Но что действительно интересно, так это то, как эти философские идеи взаимодействовали, отмечает он. Греческий философ Пиррон из Элиды, путешествовавший с Александром, сам находился под влиянием индийской философии. Вскоре после этого, по его словам, мы обнаруживаем большое взаимодействие идей и теорий между двумя культурами.
 
«Философские идеи Демокрита и Эпикура оставались живой традицией санскритской мысли на протяжении тысячи лет», - утверждает Стоунман, имея в виду основной священный язык индуизма, который использовался в качестве философского языка в религиях индуизма, буддизма и джайнизма.
 
В течение двух столетий индо-греческой эры философское взаимодействие между Грецией и Индией было очень продуктивным для более поздних цивилизаций, утверждает автор, который указывает на его влияние на развитие философии скептицизма.
 
Автор приводит в качестве примера: «Скептицизм коренится в буддийском восприятии, которое вообще отрицает постоянство чего-либо. Мы видим очень интересные отголоски этого в философии Эпикура. Мы также знаем, что более поздние греческие философы интересовались индийской мыслью. Такой мистический взгляд на вселенную во многом разделяют между собой Греция и Индия».


Рецензии