Существование

Рене Декарт (1596 – 1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени, создатель аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции. Его вклад как «отца философии Нового времени» отмечен нехарактерным для ранней философии фокусом на эпистемологии (философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания).               

               
                «Cogito ergo sum» —
                мыслю, следовательно существую.
                Рене Декарт


А справедливо ли обратное утверждение:
             «Существую, следовательно мыслю»?
Насколько тождественны эти понятия: «Существование» и «Мышление», и что может сделать их тождественными – это вопрос и довольно не праздный. Если с «мышлением» умные дяди и тети уже достаточно разобрались, формулируя его основы и принципы:
                *****
Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения.
 В мышлении человек сопоставляет своё поведение с поведением других людей, он может рассматривать себя и свои возможности с позиций и точек зрения других людей, использовать такое рассмотрение для применения своих действий, и для конструирования связей своего бытия.
Мышление есть деятельная способность, с помощью которой человек может осуществлять особого рода преобразования объектов, не производя в них реальных изменений и не совершая реальных действий с ними.    (из Википедии)
                *****
То с «существованием» таковое учинить довольно проблематично, даже сужая живое поле планеты только до человечества – здесь можно столкнуться, как с презрительным и низким отношением к нему, так и с высоким – об этом лучше скажут цитаты:
                *****
„Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.“ —  Конфуций древний мыслитель и философ Китая -551–-479 до н.э.

„Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием.“ —  Марк Аврелий 16-й римский император 121–180

„Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся того, что с тобой будет, твоё будущее от этого не изменится, зато настоящее станет спокойным.“ —  Сиддхартха Гаутама (Будда)

„Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев.“ —  Винсент Ван Гог нидерландский художник-постимпрессионист 1853–1890

„Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.“ —  Аристотель древнегреческий философ, ученик Платона -384–-321 до н.э.

„Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.“ —  Георг Гегель немецкий философ 1770–1831

„Единственная причина для существования времени — чтобы все не случилось одновременно.“ —  Альберт Эйнштейн физик-теоретик  1879–1955

„Если ближайшая и непосредственная цель нашей жизни не есть страдание, то наше существование представляет самое бестолковое и нецелесообразное явление.“ —  Артур Шопенгауэр немецкий философ 1788–1860

„Каждое существо — до тех пор, пока оно существует — должно обладать качеством доброты, точно так же, как обладает качеством существования.“ —  Аврелий Августин епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик 354–430

„Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования.“ —  Лао-цзы древнекитайский философ

„Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и несуществованию несуществующих.“ —  Протагор древнегреческий философ-софист -486–-411 до н.э.

„Ничто в этом мире не является ненужным с точки зрения Бога. Все имеет причину для существования.“ —  Пауло Коэльо бразильский писатель и поэт 1947

„СУЩНОСТЬ человека не предшествует его СУЩЕСТВОВАНИЮ, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога.“ —  Жан-Поль Сартр французский философ, писатель, драматург, педагог 1905–1980

                Источник: https://ru.citaty.net/temy/sushchestvovanie/

                **************************************************

Вот с этой последней цитаты, в которой я выделил слова:
          СУЩНОСТЬ  и  СУЩЕСТВОВАНИЕ, можно и поговорить уже более предметно о заявленной теме.
Вот что сказал по этому поводу Аристотель:
                *****
Субстанция, или «сущность»  означает предикат (утверждение, высказанное о субъекте) сущности, если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Ниже в тексте Аристотель называет эти особенные сущности «первыми сущностями» отличая их от «вторых сущностей», которые являются универсалиями. Следовательно, «Сократ» — первая сущность, в то время как «человек» — вторая сущность.
                *****
Во как! А когда она заявляется и проявляется – эта первая сущность – уже в новорожденном или в том, который сотворил себя, прожив плодотворную и творческую жизнь? Ох, как хорошо сказал по этому поводу Э.М. Ремарк:
                *****
«Ты встретишь еще многих людей, прежде чем придешь к себе». Это про наличие струн в теле и душе, которые начинают звучать от встреч и событий.
                *****
Следовательно, струны эти заложены уже в младенце – Кем? Когда? Где именно? Т.е. мы приходим к выводу о предопределенности судьбы и творчества, а уж кто «натянет и настроит эти струны» и заставит их звучать – дело счастливого случая. Только вот, Аристотелю (ученику Платона) принадлежат знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». Выходит, что у Аристотеля были дополнительно ещё и иные струны – а следовательно и первые сущности у них были разные, а не только имена, доставшиеся от родителей. Представляете, каковы должны сложиться условия жизни, воспитания, встреч, чтобы струны зазвучали. Увы, вот только при условии, что струны эти должны быть!! Только не думайте, что Матушка-Природа так уж заинтересована в деле создания этих хорошо и правильно звучащих струн – многие Великие утверждают, что она скорее безразлична в этом смысле и относится к человеку ровно так же, как и ко всему живому на Земле, заботясь лишь о сохранении видов и совершенствовании их, для приспособления к меняющимся условиям.

Противоречит ли цитата Сартра рассуждениям, приведенным выше? Увы – нет и нет! Вы можете сказать, что «Истинный талант пробьется» и привести много подобных цитат, а некоторые даже могут заявить, что у некоторых этих самых струн и вовсе нет……… Они есть, у каждого только вот, что это за струны – кому к великой радости, а кому, к печали и горести (не им самим, так родителям и окружению) достаются разные. У одних в душе арфа, а у иных – «скрип половиц». И всем только кажется, что каждый «проектирует» себя сам – увы, это струны, звуча при той или иной встрече или событии, обнаруживают его сущность, а, следовательно, и
существование. И как бы ни старался человек или его наставники и окружение – «пластинка» заложенная в его генах и его душе будет звучать, пока не вырвется наружу – в его натуре, поступках, пристрастиях и, в конечном счете, в судьбе. Вы можете сказать, что я нарисовал довольно мрачную картину. А кто сказал, что эта картина, а, следовательно и жизнь в современном мире, для людей с симфонией в душе, лучше, чем для тех, у кого звучат всего три струны: «не верь», «не бойся», «не проси»?! Как говорится – «Кому что нравится» - каждый играет свою музыку, свою роль и свою судьбу.
Так ли это всегда – во всем и в каждом? Разумеется – нет! И это было бы скучно – нет ничего скучнее предопределенности и горше обреченности. Оттого и спешу успокоить - Согласно Боэцию, бытие и сущность совпадают только в Боге, который есть простая субстанция; в сотворённых вещах бытие и сущность не совпадают. Разумеется, это вовсе не значит, что в каждом плохом человеке может «таится» сущность хорошего – надо только его воспитать, «подобрать» к нему ключи. Ох, если бы это было так – мир бы давно стал иным – более справедливым и разумным. Только не приводите мне в пример А.С. Макаренко, с его трудовой колонией, давшей много честных и талантливых людей, воспитанных из беспризорников и воришек. Вот там, как раз, и таилась почти в каждом из них добрая и талантливая сущность, доставшаяся от их, несправедливо погибших родителей.

И что особенно печально, так это то, что сейчас, в большинстве своем, ситуация «по Боэцию» изменилась почти на противоположную. Внешне, по поведению и существованию, пристойные и воспитанные люди, несут в себе совершенно противоположную внутреннюю сущность, которую показывают, а то и вовсе демонстрируют, при соответствующих обстоятельствах. Сложна и неопределенна стала жизнь, демонстрирующая, а то и вовсе скрывающая «за семью печатями» настоящую суть многих людей. Оттого и существование человека, приходящего в жизнь, в новый коллектив во многом будет зависеть, как от уже приобретенного прежде опыта, так и от быстроты приобретения уже нового. А для этого надо тоже опыт, и порою – горький. Трудно понять – что у человека внутри, да и себя понять «до донышка» не легче. А главное – так ли это необходимо? Может легче прожить помаленьку, потихоньку – не вычерпывая колодец до дна? Нет, ну когда то, всё равно придется – те, кто имел или имеет колодец, знают, что чистить надо. А спрятаться от жизни не всем по силам и по уму – да, потом и жизнь течет, и человек растет – оттого и дно колодца может проявиться, и даже в самый неподходящий момент. Тут и впору воскликнуть: - «Так что же делать, Сень!?»
Одно могу сказать, из надежного: - «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ!»
Никто не спорит – трудно это, зачастую невыгодно, обстановка требует НЕ БЫТЬ, а казаться. Некоторым удаётся «Прожить жизнь глупо, спрятаться, воспитать свой нос, чтобы «всегда по ветру». Много есть способов, а нет своего – подскажут. Только вот, не познаете вы тогда – какая это роскошь БЫТЬ САМИМ СОБОЙ. Не проживете вы тогда свою жизнь, не покажете, на самом деле, «кто вы есть, в расцвете сил и каков плод древа вашей жизни». Не та пчела прилетит на ваш цветок, иного ухода и иного отношения к вам придется терпеть. А уж, придет гроза или сильные холода настанут – вы первые не выстоите перед общей бедой. Нет, может и так статься, что останетесь живы, когда более нужные погибнут – только ведь, это уже будет, не естественный, а искусственный отбор, который в пользу лукавых, а не сильных. Только вот в чем беда – последнее слово, всегда за Природой. А та не терпит лукавства.
                Не взыщите.


Рецензии