Конкурс - Метаморфозы жанра в мае 2024

Друзья! Рады пригласить вас в путешествие по освоению нового поэтического жанра!

   Май такой месяц, когда часто перелистывают семейные альбомы, вспоминая своих дедушек и бабушек, а может быть, прадедушек и прабабушек, которые перенесли тяготы военного времени, выстояли, и теперь мы тоже понимаем, что и наше время непростое. Перед тем, как ознакомиться с предлагаемым жанром месяца, просьба, ознакомиться с жанром "Исповедь", который считается одним из видов рассматриваемого. Исповеди мы посвящали октябрь 2022 года. С материалами можно ознакомиться по сноске: http://stihi.ru/2022/10/05/440

         Итак, МАЙ - 2024 объявляется месяцем жанра:

                АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ СТИХИ

    Автобиография (от «autos» – сам, «bios» – жизнь, «grapho» – пишу) – это литературное изображение своей жизни или её отрезка, переданное автором в ретроспективе; собственная биография в прозе или в поэзии.

   В становлении автобиографического жанра можно выделить пять периодов:

       Конец эпохи античности.   Аврелий Августин

   Центральное имя этого периода – святой Аврелий Августин. Около 400 н.э. он написал знаменитую автобиографию под названием «Исповедь». В этом произведении Августин Блаженный подробно описывает свои детские и юношеские годы, при этом сосредотачивает внимание на изображении внутреннего мира. Кроме Августина никто больше не обращался к этому жанру вплоть до позднего Средневековья.

    Позднее Средневековье

   Стремительный рост городов приводит к изменениям духовной жизни Европы. Культурными и образовательными центрами становятся университеты.

 В этот период появляется яркая автобиография «История моих бедствий» французского философа и богослова Пьера Абеляра, в которой он обращается к описанию своей личной жизни. Абеляр подробно рассказал о любви к своей ученице Элоизе и о трудностях, выпавших на долю несчастных влюбленных.

 Эпоха Возрождения.

В эпоху Возрождения жанр поднимается на новую ступень, чему поспособствовало появление произведений Дж. Кардано («О моей жизни»), М. Монтеня («Опыты»), Э. Роттердамского и др. В автобиографических сочинениях этого периода авторы обращаются к описанию отдельной личности и её внутреннего мира.

    Способствовал развитию жанра автобиографии итальянский поэт Франческо Петрарка. Одна его автобиография была написана в форме письма к потомкам (описывает внешние события жизни автора), другая была создана в виде диалога (уделяет внимание духовной жизни).

   Ярчайшее автобиографическое произведение этого периода – книга «Жизнь Бенвенуто Челлини», написанная итальянским ювелиром и скульптором Б. Челлини (1500–1571). Сочинение содержит описание практически всей жизни этого выдающегося человека. Индивидуализм Челлини оказал большое влияние на развитие автобиографического жанра.

  Эпоха Просвещения.

    Большое автобиографическое наследие оставил после себя французский писатель и мыслитель Ж.-Ж. Руссо – типичный представитель жанра автобиографии эпохи Просвещения. Среди самых известных его автобиографических сочинений можно выделить «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя».

   XIX-ХХ века.

   В XIX-ХХ вв. появляются автобиографии как деятелей искусства (Ж. Санд, Г. Уэллс, С. Моэм).

    В начале ХХ века происходят существенные открытия в психологии, что приводит к исследованию сложности и многогранности личности. Именно в этот период было написано самое большое количество автобиографических произведений (Г. Адамс, Х. Эллис, Г. Джеймс, Г. К. Честертон, М. Твен, Г. Дж. Уэллс, Т. Драйзер, Ж. П. Сартр и др.).

   Становление автобиографического жанра в России
Первыми образцами автобиографических произведений считаются сочинения «Хождение за три моря» А. Никитина и «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим» (около 1673 г.).

    В литературный процесс автобиографический жанр включается на рубеже XVIII–XIX столетий, когда происходят революционные изменения в культуре. Во-первых, реформы Петра I и екатерининское просвещение в XVIII в. доносят новое веяние с Запада. Появляется стремление личности познать себя. Во-вторых, в литературе вырабатывается метод психологизма. В-третьих, в Европе появляются шедевры автобиографических текстов, широко известных в России («Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, «Поэзия и правда» И. В. Гете и др.).

   В XVIII в. автобиографии в России создавались в основном дворянами. Среди многочисленных произведений этого жанра особое место занимает автобиография А. Т. Болотова «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». Это произведение обладает исключительной ценностью, т. к. автор описал многие детали дворянского быта, которые без него остались бы неизвестными будущему поколению.

   Автобиографический жанр в русской литературе XIX в. был представлен такими выдающимися произведениями, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова и т.д.

   Жанр достигает расцвета в XX веке. Достаточно вспомнить такие замечательные образцы, как «История моего современника» В. Г. Короленко, «Охранная грамота» Б. Л. Пастернака, автобиографическая трилогия М. Горького (повести «Детство», «В людях», «Мои университеты»), «Перед восходом солнца» М. М. Зощенко, «Весёлый солдат» В. П. Астафьева и др. Параллельно с созданием автобиографических произведений происходит их активное исследование и изучение.

    Устойчивый интерес к автобиографической прозе в этот период связан с писателями-эмигрантами. В их творчестве сохранялось канувшее в небытие прошлое. Писатели, оставшиеся в молодом советском государстве, тоже становятся частью истории новой страны.

    В любом художественном (и не только) произведении, так или иначе, отражается личность автора — его интересы, строй мыслей, эмоциональность и т. д. Творение всегда несёт на себе отпечаток личности творца. Однако нередко автор намеренно использует такой приём как автобиографизм, а то и вовсе пишет произведение в форме автобиографии.

   Художественная автобиография — это описание событий, связанных с личностью автора, и его мыслей по поводу этих событий, поданное в литературной форме. Не путайте автобиографию с биографией, которая пишется другим человеком.

   Автобиография может быть деловым документом, а может принимать форму художественного произведения. Близкими к ней жанрами являются мемуары, записки, дневники. Но всё же это другие жанры. 

    Итак, жанр автобиографии — это художественное описание автором своей жизни или какой-то её части. Например, известные автобиографические произведения: Л. Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность» или М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

 В пример приведём выдержки из автобиографических стихов Сергея Есенина  "Мой путь":

Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
...
Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
Года далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет —
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
. . . . . .
Года текли.
Года меняют лица —
Другой на них
Ложится свет.
Мечтатель сельский —
Я в столице
Стал первокласснейший поэт.
...
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.
                1925 г.

И для сравнения стихи нашего современника:

   Из новой автобиографии
                /Владимир Вишневский/
Я не был знаменит.
Но был не столь усат.
Отбросив ложный стыд,
Пошёл я в детский сад.
Я образ жизни вёл.
И, гениально мал,
Ходил пешком под стол,
В который не писал.
Стоял сплошной июнь.
Сплошной ноябрь настал.
Ах, был я глуп и юн!..
А стал я глуп и стар.
Создам ли что, издам —
Рассудком стал горбат.
Меня одна из дам
Исправит, говорят.


   Популярность, а значит, и читаемость автобиографии зависит, прежде всего, от автора. Если он медийная личность и интересен сам по себе, то его автобиографию будут покупать и читать, даже если она написана не очень литературно. Потому что людей всегда привлекает личная жизнь известных персон — актёров, певцов, писателей, политических лидеров. Сплетни же о простом человеке интересны только его соседям. Поэтому и написанная этим человеком автобиография будет интересна небольшому кругу его знакомых.   Повысить популярность автобиографии могут события, участником или свидетелем которых был автор. Если описываются какие-то знаковые и известные события, то возможность увидеть их глазами очевидца способна привлечь читателей.

   Но, конечно, нельзя исключать и литературное мастерство, которое может сделать произведение увлекательным. Вопрос: обладает ли пишущий автобиографию человек таким мастерством? К тому же даже талантливо написанная художественная автобиография требует от автора дополнительной активности по привлечению к ней внимания. Ну какой интерес, например, читателю, как что там было у автора - вдь жизнь многих так похожа... Чтобы вызвать интерес читателя к литературному произведению привлекают особые литературные приёмы.

    Автобиографизм как литературный прием

 Ничто не мешает в любом художественном произведении использовать детали своей биографии, наделять героя чертами своего характера, вкладывать в его голову свои мысли. Это можно сделать не только в реалистическом произведении, но и в тексте жанра фантастики и фэнтези. Такой литературный приём называется автобиографизмом и он очень часто используется писателями.

    Степень автобиографичности произведения может быть разной: от наделения героя одной из черт характера автора до полного слияния авторского «я» с личностью героя. Часто такой приём помогает писателю осмыслить свои собственные поступки, в том числе используя сослагательное наклонение ("если бы"), то есть заставить героя поступать не так, как в схожей ситуации поступил автор. Герой как бы исправляет ошибки своего создателя, снимает с него тяжесть вины или, напротив, позволяет понять, что выбор был сделан верно.

    Таким образом, автобиографизм часто носит психотерапевтический характер и не имеет отношения к интересам читателей, которые могут и не подозревать об экспериментах писателя. Хотя автобиографизм может быть интересен и сам по себе, но цель автора в данном случае совсем другая. Он пишет для себя.

          Функции автобиографизма

   Если же автор сознательно использует этот приём не только ради психотерапии, то он помогает решить разнообразные задачи. Ведь лучше всего писатель знает самого себя, внутренний мир собственной личности, поэтому «срисованный» с автора образ героя отличается особой реалистичностью, живостью и глубиной. Правда, для создания такого образа требуется писательское мастерство.

   Можно выделить еще несколько функций автобиографизма.

 1.  Функция самовыражения. Это вообще одна из основных функций любого творчества, а в литературе «самовыразиться» проще всего с помощью автобиографизма.
Повышение степени реалистичности не только героя, но и мира. Автобиографизм проявляется в реальных деталях быта героя, в интерьере жилища, в описании городских улиц, в характере домашних питомцев, в отношениях героя с родными и друзьями. Автобиографичный мир всегда более объемный и яркий.

 2.   Игровая функция.  Автобиографизм позволяет автору не только показать свою личность, но и увидеть читателей глазами героя, общаться с ними, временами ломая «четвертую стену». Такой литературный прием можно использовать для игры в аллюзии, понятные близким друзьям и читателям, хорошо знающим творчество автора. Игровые возможности автобиографизма разнообразны. Этот прием широко использовался и классиками литературы. Например, М. Ю. Лермонтов во многом списал Печорина с себя, а Ф. М. Достоевский написал роман «Игрок», чтобы расплатиться с карточными долгами. Да и современные писатели автобиографизм не забывают.

       Особенности построения сюжета и композиции автобиографии

   Автобиографические произведения включают в себя небольшую часть художественного вымысла. В тексах этого жанра исторический материал переплетается с материалом эмоциональным. В поэзии тем более.

    В автобиографии повествуется о жизненных перипетиях одного из представителей определённого микросоциума, в котором воплощены все характерные черты этого общества. По мнению исследователя Н. А. Николиной, в автобиографии объединяются две точки зрения – «бывшего я и настоящего я».

   Авторы используют средства, которые позволяют изложению быть субъективным. Здесь большую роль играет категория художественного времени, которая устанавливает дистанцию между автором, пишущим текст в настоящем, и участником событий прошлого. Таким образом, утверждается принцип сцепления эпизодов, сцен, воссоздающих воспоминания повествователя.

          Художественные приемы в автобиографии

   Для автобиографических произведений характерно наличие общих лексических и фразеологических единиц, которые дают ориентацию на автобиографизм (например, слова «память», «хранить», «воспоминания»).

     Повествование в автобиографии ведётся преимущественно в форме прошедшего времени. Это выражается с помощью глаголов прошедшего времени совершенного вида. Также в произведениях этого жанра часто используются числительные для обозначения возраста или года, в котором произошло какое-либо важное событие, личные местоимений и существительные, обозначающие термины родства.

    Кроме того, часто в автобиографиях содержится призыв и обращение к читателю, используются риторические вопросы.

ИТАК, постараемся выявить некоторые  особенности ЖАНРА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ СТИХИ:

• Центральное место в произведениях автобиографического жанра занимает личность человека, центральная тема – история становления данной личности.
• Субъективность (подбор фактов, организация сюжета, создание образа героя, оперирование вымыслом и др.).
• Повествование от первого лица.
• Близость автора и героя.
• Ретроспективный характер повествования.
• Нарушение повествования лирическими отступлениями.
• Герой, как правило, положительный.
• Круг проблем, затронутых в автобиографическом произведении, зависит от жизненного опыта автора, характера его интересов.
• Преимущественно хронологическая последовательность изложения.
• Представление жизни (или её части) как некоего целого, когда описываемые события отделены от настоящего неким временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность.
• Открытость финала и незамкнутость жизнеописания, при этом первые временные границы (например, рождение) чётко установлены.


Удачи и вдохновения!

   По объёму, форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в МАЕ 2024-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ, на усмотрение автора.
 Объём произведения - без ограничений!

   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ СТИХИ, ОПУБЛИКОВАННОГО В МАЕ, и  не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в МАЕ 2024 года. Будем внимательны! Принимаются стихи МАЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

 Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца МАЯ. Затем 1 ИЮНЯ 2024 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: художник Джанни Стрино

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   02.06.2024 00:06     Заявить о нарушении
Голосование открыто для всех: http://stihi.ru/2024/06/02/108

Маллар Ме   02.06.2024 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.