Хроники Евразии. Русь киевская - мать городов русс

Русь киевская - мать городов русских. Часть 1

Историю запутали так, что отыскать исток довольно сложно, но шансы есть. По стопам историков-фальсификаторов идут современники, заимствуя искажённые данные и разбавляя собственными домыслами. В наше время мы всё чаще сталкиваемся с «тёмными пятнами» истории. Нечему удивляться, ведь исторические документы и артефакты уничтожались и уничтожаются безжалостно, особенно, если это касается русских. Историю этноса русов начали переписывать много тысяч лет назад, но пик активности пришёлся на Средние века с момента романизации и германизации славянского населения Европы. Всем известная фраза «Drang nach Osten» («Движение на Восток») хотя и озвучена в XIX веке, но имеет довольно давнюю историю, длящуюся более полутора тысяч лет. Украина – очередной рубеж, который Запад пытается преодолеть для дальнейшего продвижения по российской территории.
 
Создающееся очередное «тёмное пятно» в отношении восточных полян и Киевской Руси стараются размазать по всему древнейшему русскому государству, чтобы не осталось и следа. Киевскую Русь уже в открытую вычеркивают из истории России и всё чаще называют «ошибкой». Печально, что некоторые русские учёные прикладывают свои умы и руки для ускорения этого процесса. Поражаюсь, как масштабно наполняются социальные сети и литературные сайты искажённой исторической «правдой».
Закинули русскому народу камешек сомнения немцы-академики времён Петра I, превратившийся в камень исторической важности для России нынешней. А ведь так старались немцы, которых ещё М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) называл «скотиной, допущенной к российским древностям»: Готлиб Гайер (1694 – 1738 гг.), основоположник норманнской теории), Герард Миллер (1705 - 1783 гг.), Август Шлёцер (1735-1809 гг.)… К сожалению, Н. Карамзин в какой-то степени стал их продолжателем, якобы «закончив их дело». А куда деваться? Были и в дальнейшем царственные особы, способствующие и в основном поощряющие деятельность немецких академиков.

Достоверные свидетельства многочисленных археологических, антропологических, этнографических и лингвистических материалов находятся в «запасниках», не подлежащих широкой огласке. До сих пор учат наших детей, что вымышленные «монголо-татары» напали на Русь Киевскую, которая теперь «ошибка», тем более не «киевская», и не «скифская», а заодно - хазары, половцы, печенеги – это тюрки, а на Руси засели «несуществующие поляне»…  Кто-то до сих пор усердно приобщает к пересмотру истории России и продолжает «дело немцев-академиков», широко распространяя фальсификации в социальных сетях Интернета. История, которую изучают в школах, создавалась почти на заре советской власти, повторяя сварганенные западные версии. Сто лет прошло, а ничего не изменилось. Примитивные школьные учебники с редакторскими уточнениями истории 40-х, 50-х или 60-х годов прошлого века переиздают и расхваливают. Даже для студентов книги пропитаны историческими данными учёнейших умов советской плеяды типа выдающихся историков эпохи неуходящей, выращенных на немецких и польских посылах, извративших историю России.

Нельзя позволить извращать и уничтожать память о могучем государстве Русов со стольным градом Киевом. Не менее 30 тысяч лет назад на территории Русской (Восточно-Европейской) равнины и Киевщины уже жили наши предки. Вот как интересненько Википедия рассказывает о заселении европейской территории:
…первыми поселились в Европе кроманьонцы – европейские люди современного типа. Они начали мигрировать из Западной Азии, а по пути скрещивались с коренными неандертальцами, после чего все неандертальцы вымерли. От ужаса что ли? Но неандертальцы были намного сильнее и выносливее кроманьонцев, и просто так вымереть не могли. Может, некоторые считают, что такая википедийность — это научный текст? Ну, всего-то забыли такие слова, как «эволюция» и «антропогенез», не заглянули в раздел антропологии, изучающий происхождение человека и его изменение во времени, проигнорировали исторические и археологические открытия.

Не менее интересно подошли к изложению темы и в наших школьных учебниках истории для шестиклассников: на Восточно-Европейской равнине проживали кроманьонцы 30 тыс. лет назад, а 10 тыс. лет назад – первые индоевропейцы… Наверное, это новое веяние после переименования министерства из образовательного в просветительское. Так не тянет такой примитивизм даже на просвещение.
 
У нас уже отняли память о Руси Скандинавской, Руси варяжской, Руси Скифской, а теперь пытаются это сделать в отношении Руси киевской. Мы слегка забываем, что подлинное самоназвания народа Руси - русичи или русины. Именно киевскую Русь нарекли матерью городов русских и до сих пор мы говорим: Русь-матушка!


Возвращение к Кию и его граду

В сложившейся исторической ситуации со множеством» «тёмных пятен» восстанавливать прошлое чаще всего приходится по сохранившимся древним топонимам, гидронимам и даже именам. «Kuїв» и «кияни» («люди Кия» - кыяны) - самоназвание древнейшего племени русов с не менее древней столицей, основанной легендарным князем Кием. Эти названия существуют много сотен лет, закрепившись на генетическом уровне в памяти потомков. Хранящие тайны топонимы-гидронимы-имена призывают к погружению в историческое прошлое наших предков.

«Повесть временных лет» нам повествует об апостоле Андрее Первозванном (5-62 гг. н.э.), который водрузил крест на горе, благословив место для будущего Великого града Киева. Почему-то нигде не сообщалось, что тот крест увидел Кий и решил именно там основать свой город. Несколько столетий все были в ожидании. Версия ПВЛ как-то не очень соответствует некоторым историческим соображалкам и приписывает время жизни Кия к 430/431 гг. Далее по ситуации – 482 год, 882 год… Точная дата так и не установлена. 

Когда-то было широко известно, что Русская или Восточно-Европейская равнина имеет древнюю историю заселения народами Великой Скифии, начинающуюся более 30 тыс. лет назад. Как быть с этим? Согласно археологическим раскопкам, вся равнина была заселена довольно плотно и намного раньше, чем западные земли, поэтому обширная часть степей, лесостепей и чернозёмов активно использовалась для занятия земледелием. Археологи доказали, что первоначальные поселения не окружались крепостными валами и стенами, т.е. не имели обозначенных границ. Более того, при раскопках не было найдено воинских доспехов поселенцев тех древних времён. Никто ни с кем не воевал - не было смысла воевать с родственными родами-выселками.

Уверена, что имя Кый-Кий – старинное имя русов, но будто бы не имеет толкования. Забылось странным образом. Придавать имени нынешние словарные значения в виде  «бильярдного кия», «молота» или называть кузнецом, никак не вяжется с именем князя. Не стоит забывать, что слишком уж много было и есть охочих подправлять русские летописи, а также – переписывать историю. Выходцы из «греческого зала» не преминули вставить своё веское древнегреческое слово «восходящий», толкуя имя Кий. У них же на всё только «восход» и был, и название Анатолия тоже связывали с «восходом». Даже «древние славяне» подсуетились и бросили примитивный перевод: Кий – «князь».  Короче, как только не называли князя: дубина, ударник, резальщик камыша, рубильщик деревьев, кузнец, переправщик... Зря старались, это всё не княжеское дело.

В целом без русского языка невозможно определить происхождение многих древних слов, ведь некоторые из них уже не употребляются в русском, но сохранились в других языках. Вряд ли стоит сводить этимологию Кия к легендам о кузнеце или кию-переправщику, к именам хазарского визиря Куйе и тюркского Кайя, византийского Хильбудия и армянского Куяра. Армянская легенда с именем Куяр вполне могла только повторять распространённые легенды о трёх братьях-основателях городов. К тому же эта «Истории Тарона» предполагает дату основания Киева в VII – VIII вв., что перекрывает более ранние версии и отнимает древность Киева как минимум веков пять. Вот и навязываемый "факт" при обнаружении недалеко от Константинополя надгробной плиты (559 г.) с надписью, поясняющей, что Хильбудий – сын Самбатоса, не говорит о его правлении в Киеве.

Заинтересовало упоминание церкви в Киевце, что на берегу Москвы-реки (1657 г.). В связи с этим старший научный сотрудник ИРИ РАН к.и.н. К.А. Аверьянов предположил, что после присяги царю Алексею Михайловичу жителей Киева в 1654 г. выходцам из Малороссии для расселения выделялась земля с названием Киевец. Отсюда и традиция с такими многочисленными названиями. Так что вполне вероятно, что и остальные населённые пункты типа Кий и схожих названий с Киевом образовывались по тому же принципу. Тогда можно предположить, что Кий был легендарным правителем, приравненным к божеству, а с ним и город обрёл небывалую известность. Не зря же столько ртов было разинуто на киевскую землю.

Можно было бы остановиться на этой идее, но что-то подсказывало продолжать поиск этимологии имени Кий. Удивляет одно: почему толкование иностранцев в приоритете и выглядит, как попытка стать великими преобразователями, но это не повод игнорировать русское происхождение имён. Поиски подлинного названия в иностранных версиях – фикция, которая мало чего стоит, особенно, если кому-то очень хочется присвоить историю одного из древнейших городов Евразии.

В русских летописях упоминается имя основателя Киева в двух вариантах - Кый и Кий. Смена буквы Ы на И имеет под собой основания и даже известно примерное время замены. Лингвисты давно знали об этом, только разборок с этимологией слов «Кыйив» и «Киев» не затевали. Языкам свойственно подвергаться изменениям, время от времени их корректируют или создают новые. Зато топонимы, гидронимы и главное – имена, остаются такими, как были в древности. В виде исключений некоторые имена могут тоже изменяться, образуя новые варианты имён на иностранной почве.

Больше всех стараются завоевать приоритет «куявские заморочки». Есть в куявском краю женское имя Куява, но в своём буквенном варианте и представленным производным от этого названия никак не вяжутся с Киевом. Кстати, поляки называют Киев – «Кыёв» («Кыйов»), но жителей Куявии «kujawiacy» - «куявянами». Ну пора бы уже смирится, что не куявы и не куябы основали Киев – кыяны. Жительниц этого города называют «кыянкы». Видимо, отсюда и произошло имя Янка - от Кый + Янка = «кы-янка». Анна Всеволодовна, дочь киевского князя всея Руси Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.), известна как Анна–Янка или княгиня Янка.

Придётся вернуться туда, откуда русы мигрировали на Восточно-Европейскую равнину, - в Центральную Азию, где имя Кый было распространено среди кочевых народов Средней Азии. Даже не удивилась, что тюркам, претендующим на создание этого старинного имени, было сложно определиться: «kiy» — «берег реки» или «высокий берег»? Наверное, видели Киев только с противоположного берега Днепра. А как иначе? На левоборежье стояли оплотом хазары и фактически охраняли город. Позже придётся и хазарскую тайну происхождения тоже восстанавливать.

Зато в Кыргызстане есть женское имя Кый, означающее - «тайна», как символ непостижимого и загадочного. Стоит обратить внимание на возвращение киргизов нашего времени к изначальному названию и смене буквы И на Ы – «кыргызы». В далёком прошлом кыргызы имели связи с русами-ариями. ДНК-исследования доказали, что они обладают наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой R1a1 (от 54,5% до 63%). А ещё на сайте fsnslnr.su имеется интересная информация, связанная с именем Кый. У кыргызов это имя считается почётным и символизирует мужество, мудрость, силу: «кы» — это и есть «сила». В то же время автор не знает о происхождении имени Кый, предполагая, что оно связано с духовной историей народа Кыргызстана. В любом случае этот народ, сохранивший память об имени Кый, заслуживает доверия и уважения. В российской глубинке умеют хранить древности. Можно с уверенностью принять кыргызские доводы и считать русское имя Кый-Кий и город Кия символом мужества, мудрости и силы.
 
Есть перевод на русский мужского имени тюркского Кайя – «сильный, великий». Можно говорить и о заимствовании тюрками русского Кыя-Кия-Кея и не удивляться, ведь и для них древнее имя создателя легендарного Киева наверняка было почитаемым. Можно предположить, что у названия «тюрк» русские корни и происходит оно от слова «юркий». А почему? Немного терпения. Не всё сразу.

Пожалуй, уже известно, по каким сусекам скребли и мели сочинители, чтобы вылепить из русского «колобка» сказочного Кия. Или как по нитке собирали со всего мира и шили ему рубашку. Очень жёстко и ответственно собиралась этимология, чтобы слепить толкование имени Кий. Чаще всего знатоки посылают к иранцам, у коих мы якобы заимствуем слова. Но этимологию слова Иран никто не вспоминает, как и об иранском государстве русов-ариев - о царствах ариев Ахеменидов или Сасанидов.

Почему к современному русскому толкованию обычного слова «кий» стараются привязать имя легендарного князя? Одна из современных версий - «кузнец», потому и завелись вокруг кузнеца-князя спецы-историки. В иранской мифологии нашёлся свой герой-кузнец - Кава (Кова), и он явно из персидской династии Кеянидов. К «кузнецам» даже библейского Каина некоторые приписали в связи с «близостью к древнееврейскому «кузнецу» - «qajin». К греческому написанию «;;;;» (Каин) прилепели перевод - «ковать», хотя у них кузнец – «sidirourg;s» ;;;;;;;;;;;. Так вроде бы и прибалтийский герой Кальвис – бог-кузнец. Кстати, в украинском языке есть «коваль» (рус. «кузнец»)... Ох, не княжеское дело быть кузнецом. Просто мифы имеют один источник создания, который все хотят приписать себе, а тут появился шанс и своих кузнецов выделить. И всё это ради того, чтобы сделать странный вывод: Кий был кузнецом. Это всё можно отнести к сомнительным историко-лингвистическим предположениям.

Всем известно, что русам было свойственно давать двусложные составные имена. Имя Куяр, которое якобы имеет отношение к Кию, можно отнести к двусложным: Ку + яр. Однако стоит вспомнить и односложные имена, как более ранние. В культуре и традициях разных народов есть древнее имя Ку (мужское и женское), популярное в Восточной Азии, которое связано с мудростью, силой и богатством, говорит о благородстве и красоте, но может сочетать положительные и отрицательные свойства или иметь отношение к воде. В Китае довольно распространенное имя - Ку (k;) - «холодный», «безразличный», «невозмутимый». Это имя также известно и в Японии. Один из верховных богов полинезийской и гавайской мифологии – бог Ку (K;), сотворивший мир. 
 
В имени Куяр присутствует корень ведического санскрита: kars (ар/яр) – «вспахивать». Этот корень есть и в слове «арья» (;;rya, ari;a) - «духовный», «благородный человек». Как известно, арии говорили на ведическом санскрите и слово «ариец» имеет исконное значение - «землепашец», а из древнерусского языка всем знакомы слова с тем же значением «орать» – пахать, «оратай» — пахарь. В связи с этим Ю.Д. Петухов («Хеттская империя») приводит примеры из мифологии, где бог войны у хеттов – Ярри, у русов – Яр, у греков – Арей; бог моря/океана у хеттов – Аруна. Имена этих богов имеют один перевод – ярый, яростный, обладатель неудержимой силы. Кроме того, слово «яр» – имеет много других толкований. Для русских пояснение не требуется, что говорит об исконно русской основе. Зато тюркское пояснение обширно: высокий, обрывистый, вогнутый… Так что заимствование из тюркского отпадает сразу. Вспомним: яровая пшеница и рожь, ряд названий зерновых тоже подтверждают русскую версию происхождения слова «яр», как и множество топонимов и гидронимов «Куяр» по всей территории бывшего СССР. В республике Марий Эл, кроме реки Куярка, есть и деревня Кияр, находящаяся у истоков её, а перевод у них слова «кияр» - «каменистое озеро» и «огурец». Водяными огурцами (глотурия) называют беспозвоночных иглокожих и безголовых животных, употребляемых в пищу. Не стоит забывать, что изначальное названия «яр», кроме других значений, имеет отношение к древним ариям со значением «ярый».
 
В написании и произношении изначально киевский князь мог быть только Кый, а затем - Кий. Однако разные имена скифов (склавинов, антов, киммерийцев, сарматов и др.) постоянно пытаются свести к непонятной этимологии. Интересны версии с трактовкой имени Хильбудий (VI в.). Имя двусложное – Хиль + Будий, но к Кию не имеет отношения, правда, в русском варианте трактовка возможна: Хиль/Иль + будий = Хилый-строитель. Есть и другая версия: Хиль имеет древнерусские корни, «хиль» — это искаженное белорусское «гиль» (снегирь). Гиль относят к испанскому происхождению: «fr;gil» - «хилый», но «gil» интернетный переводчик не переводит.  Есть и пояснение, в дополнение: «fr;gil» - от слова «опиум» со значением «радостный»... Созвучно слово «хиль» с «хель», связанного с мифами.

Есть в Интернете тексты о «норманнском конунге Хельге, завоевавшем Киев» и якобы создавшим из него государство, ставшее «матерью». Вот странно, пришёл-завоевал-создал-назвал, а про введение языка своего норманнского забыл. При этом и поляне стали говорить на языке русов. Так, значит, он и сам был рус, а нерусские имена придумал для значимости? Не катит с «норманнским конунгом» версия. Ну, воевали цивилизованные князья славянские за расширение своих княжеств со славянами других княжеств. Везде написано, что языки у славян близкородственные. Однако с толкованием скандинавских имён Хельге и Хельга не всё так однозначно. Русские имена Олег-Вольга-Ольга несколько созвучны с Хельга-Хельге, но имеют другое толкование. В мифах скандинавов есть правительница миром мертвых (с пояснением: «святая», «священная») - богиня Хель. Русы-норманны поклонялись Ели, имеющей связь с потусторонним миром. Имя Хельга - как народный вариант с начальной «Х» = Х-ЕЛЬ-га. «Еловая» версия имеет основания: ель связана с миром мёртвых. Кстати, в украинском языке тоже употребляется в именах начальная буква «х/г» с придыханием: Анна=Ханна=Ганна. Европейцы тоже недалеко ушли: русская Елена на западе Хелена. Русское имя Ольга также имеет связь с деревом, но не с елью, а с ольхой = ОЛЬХа-ОЛЬГа=Ольг-Олег. Поклонение деревьям у русов с незапамятных времён. Однако более знамениты почитанием деревьев кельтские друиды.

Вторая часть имени Хильбудий – «будий». К примеру, город Будапешт состоит из двух названий городов – Буда и Пешт («пешт» — славянского происхождения, родственно современному русскому «печь»). Название Буда по одной версии произошло от имени гуннского вождя Бледы (венг. Buda) - соправителя скифа Атилла. Гуннский вождь имел славянское имя, которое венгры сочли похожим на славяно-скифское «буда». Блед (вероятно, от слова «бледный», «бледнолицый») – словенское имя и город в Словении (поселение славян, VII в.). Отдаю предпочтение версии, в которой название города имеет славянское происхождение от буда — «дом, строение, селение». Упоминание короля Буды, основавшего Буду, тоже стоит учитывать. На украинском «дом» - «будынок», строитель – «будивнык».

Рассматривая этимологию слов, приходится сталкиваться с феноменом: почти все европейские языки стоят рядом с первоисточником – арийским праязыком — ведическим санскритом. Лингвисты пришли к выводу, что скифский язык – протоарийский (со времён миграции в Индию ариев), от которого произошли языки Вед (XI-IX вв. до н.э.) и позднее - Авесты (в результате миграции ариев в Иран) и сохраняются в неизменном виде. Тем не менее, живой язык у всех народов имеет свойство изменяться, поэтому можно увидеть неполное сходство санскрита с русским. Санскрит является древнейшей формой русского языка и, похоже, не первой версией. Санскрит – язык древних степных ариев и сходен с русским. Не думаю, что кто-то хочет поспорить. Ведический язык и санскрит разные языки, но язык Вед древнее санскрита.

Может, хватит всех посылать в Иран, рассказывая, что русские заимствуют слова оттуда? Получается, арии, идя в Иран, забрали весь свой язык, но там и оставили, чтобы никому не достался. Сами остались без языка и письменности, а ныне им приходится заниматься созданием собственного языка, заимствуя слова у иранцев… а как быть с заимствованием у греков, латинян, тюрков? Наверное, тоже сходили русы-арии туда и там тоже теряли свой язык. Именно на русском языке для русских сейчас распространяются подобные небылицы, а многие верят, забыв историческое прошлое своих прапрародителей. Не понятно, почему Иран вспоминают, а не говорят о том, что ещё задолго до нашей эры туда пришли русы-арии и создали царство Ариев – Ахеменидов, где и возник зороастризм на основе арийских верований. Только язык русов там давно утрачен.

Обратившись к древним мифам, можно обнаружить имена, схожие с именем Кий. Бог Ан у шумеров (позднее у аккадцев - Ану) считался верховным богом неба и «движущей силой творения». Супругой была богиня Земли – Ки. Остальные божества были потомками Ану и Ки. В шумеро-аккадской мифологии Ки была представлена не только как богиня Земли, но и как великая богиня-мать, создательница людей и животных. Культ богини в Месопотамии занимал важное место. Вполне возможно, это имя было присуще не только женщинам, но и мужчинам. Ки – тибетско-буддийский монастырь в Индии,который стал школой подготовки лам ещё в XI-м веке. Кстати, Ки – термин, обозначающий энергию в Японии, а в Китае это Ци - «пневма», «эфир», «воздух», «дыхание», «энергия», «жизненная сила», в Индии – прана (санскр. букв. - «дыхание» или «жизнь»). Перевод слова «ки» с японского - «воздух, дух, энергия». Это понятие взято из древней китайской философии, где «ци» - жизненная энергия, обладающая силой, способной двигать всё сущее. Ещё добавлю: Кирка или Цирцея – волшебница в греческой мифологии. Неправда ли интересные имена с начальными Ки и Ци? Можно сделать вывод, что имя Кий также имеет отношение к жизненной энергии, задающей движение всему сущему. Скорее всего имя считалось сакральным и сохранялось на Руси в первозданном виде. Ну не зря ведь и город, созданный Кием, имел статус стольного града и мужского достоинства.

Коль есть женское имя Ки, то стоит это принять во внимание при выяснении этимологии имени Кий. Вполне возможно, что Кий не только мужское имя. Основателями городов были и женщины, тому есть достаточно примеров. Вспомним и киргизское женское имя Кый, сохранённое до наших дней. Поэтому есть вероятность, что и Киев мог иметь написание, относящееся к женскому роду, и по праву мог считаться матерью городам русским без пояснения.

Есть мнение у лингвистов, что до ХХ в. написание города было и с буквой Ъ и с буквой Ь. С твёрдым знаком - «Кіевъ», который обозначал гласный звук (безударное слабое «о»). Во времена князя Олега произносили: «Киево» или «Киева». Да, можно согласиться, что в таком случае название города принадлежит женскому роду. Но был ещё и период написания Киева с мягким знаком в конце, а это тоже ближе к женскому роду: Киявь. В таком случае этимологию названия можно рассматривать и с этой точки зрения.
 
Но, возвращаясь к сохранённому до наших дней произношению - «Кыйыв» и «кыйаны», уже можно уверенно относить название города к мужскому роду, тем более что статус стольного града подтверждает это. К тому же Киев – город могучего в то время государства, объединившего множество земель народов русь. Называть город Київ «матерью» в этом случает имеет некое ограничительное значение в то время, как Русь – для всех русов, проживающих на этих землях, до сих пор мать-матушка.   
Хочется сразу уточнить, что Кий построил свой город не в центре племени полян, не на полянской земле, как утверждает всезнающая Викушка. Жили в городе люди Кыя - кыяны, а не поляне. Есть публикации, где говоится, что поляне тоже платили дань Киеву, как и древляне. О полянах позднее, поскольку это вопрос требует более детального рассмотрения.

Этимологию имени Кий и Киева давно пытаются раскрыть. В. Н. Татищев посчитал, что происхождение названия города Киев от слова kivi «камень». Для современника киви – это фрукт родом из Китая. Но были и сарматы, у которых «киви» - «гора». Интересно, ведь это же слово с тем же значением есть и у карелов. И с какой стати имя князя и название города толковать как «камень»?  Ещё в советское время лингвисты считали, что название города Киев может считаться «остатком некогда существовавшего двучлена Kyjevь gordь — «укреплённый замок воеводы Кия», называемый «детинцем». Это якобы сохранено и в написании на иврите названия Киева в форме Qiyyob («Киевское письмо», Х в.). Некоторые толкователи, вспоминая скандинавские летописи и «K;nuga;r» («кёнунггорд»), умудрились «перевести буквально» с «древнескандинавского языка» (которого никогда не было!), и получились «кыяны, люди Кия», т.е. Кыя. Эта оригинальность Википедии очаровывает. Однако есть зацепка, и прочтение всё же могло быть «Кыявь город». Вероятно, так «градек Кия» из ПВЛ мог обрести женский род и поэтому решили, что присвоение звания «матери городов русских» уместно и не возникало вопросов в отношении Киева, когда Вещий Олег об этом объявил. Позднее «замок воеводы» стал практически батюшкой, как и Новгород. Как правило, смена древних названий городов на более современные происходила давно и везде.
 
Часто городам давали имена их основателей. Можно, конечно, предположить, что Кий был настолько популярен в давние времена, что везде было запечатлено его имя в огромных количествах топонимов. Киевов разбросано много по невероятно большой территории. И вариантов написаний немало: Киево, Киово, Киоава… Kуjоv, Киjево, Cuiewa... Пояснить это можно было бы, предположив, что «кий» — это или звание правителя, или слово для названий населенных пунктов у рек, замещающее слова «гавань», «пристань». Предположить-то можно, но как-то сомнительно. Слишком приземлённо. Киев, к тому же, не на берегу реки расположился, а к гавани ещё надо было спускаться с горы. Так что гавань с пристанью и сам город с крепостью занимали разные места. Зато киевский князь высоко сидел и далеко глядеть мог.

Учитывая такое большое количество топонимов населённый пунктов, напоминающих о князе Кие, возникает предположение, что «кий» не только имя, но и слово, несущее определённый смысл. Русский язык умеет преподносить задачки. Дело в том, что письменность имеет свои особенности и ей свойственны эволюционные преобразования. Как считается, система письменности совершеннее, если в ней используется небольшое количество знаков для передачи информации. Возможно, потому в старину использовались короткие слова, короткие имена, и короткие союзы с разными значениями. К примеру, есть в русском языке такой союз – КИ, а также прилагаются разные варианты смыслового употребления. Тогда имя Кий можно трактовать как «начало благих деяний», исходя из топонима Киев: КИ + ев (суффикс) = благие деяния Кия. Киевляне сохранили до наших дней старинное название жителей города - «кыяны». Значит, изначально созданный город мог иметь название Кыяв\Кыявь. Киявь – ки-явь = подобна\как + яви\явь. Явь – созданная Родом светлая сила, управляющая миром. Это могло бы пояснить, что город Киев – «мать городов». Как, к примеру, Прага, которая тоже была матерью, но своих чешских городов. Русский язык изменялся, со временем мягкий знак в конце слова был заменён твёрдым знаком и город обрёл мужскую силу.

Конечно, название Кыявь или Киявь вполне могло существовать в более поздних предположениях, тем более что мягкий знак - не твёрдый, в конце слова изменял мужской род на женский.  Несмотря на то, что твёрдый знак влепили-таки после перехода на современный русский язык, «Киявь» можно оставить как древний вариант версии, тем более что кыяне меня давно сподвигли придерживаться именно такого варианта толкования. Я тоже кыянка, поскольку родилась и жила в древнейшем стольном граде.

Есть ещё сведения и от потомков поморов (жителей Центрально-Чернозёмного района России) о Кеевом городе, основанным Кеем, где Кей – «звание властителя ариев». Так что народное употребление варианта имени Кей вместо Кий кое-где ещё есть. Напомню, что в русской диалектологии – такое низовое употребление проявилось несмотря на то, что сочетание звуков «кы» —«kу» со временем перешло в «ки» — «ki».  Однако легендарному Киеву удалось сохранить наддиалектное употребление архаичного названия в украинском языке - Київ - Kyyiv, что говорит о его древности и сакральности имени Кий.

Гуляет в Интернете немало желающих присвоить Киевские земли,а если не получается, то хотя бы напакостить. Некоторые уверяют, Киев, став частью Хазарского каганата получил тюркское название Самбатас. Не дремлют и евреи, уверяя, что Хазария еврейское государство, а Самбатос подтверждение тому. Но ни к тюркам, ни к евреям, ни к хазарам «киевский Самбатион» Константина Багрянородного отношения не имеет, как и греческий Савастос. Название Самватас/Самбатос приписывают к одному из названий Киева или же его крепости. Призывать в свидетели византийского императора Константина Багрянородного неуместно. Если внимательно читать трактат «Об управлении Империей» (ок. 948 года), то там говорится только о «крепости Киоава, называемой Самватас», упоминаемой только один раз. У него речь шла о кривичах и других славянских племенных сообществах, которые весной свозили в Смоленск, Чернигов большие долбленые ладьи на 30 - 40 человек - однодеревки, а затем сплавляли по Днепру в Киев. Но не в крепость Киева, а якобы в «крепость Самватос» - речную укреплённую гавань. Там их переоборудовали, загружали и отправлялись вниз по реке, преодолевая волоком Ненасытецкий порог, узкое скалистое место - Крарийскую переправу. Остановку делали на острове Хортица, и уже на парусах проходили лиман, плыли вдоль побережья Черного моря до Царьграда. Изначально разыгрались фантазии у некоторых сочинителей, и они решили, что Самватос «субботняя» река – то ли Днепр, то ли ещё какая, рядом с Киевом протекающая, а то и название Киева. Версии не состоялись, но продолжают разгуливать по Интернету.
 
Если Самбатос/Самватос разделить по слогам, то получится два русских слова. Пришлось погулять по словарям и выяснить, действительно ли есть в русском языке нечто похожее. Первый попавшийся ответ в Интернете подсказал, что «сам» - определительное местоимение, указывающий на один предмет из ряда однородных, на обобщенный признак предмета. Также «сам» — это такой, кто непосредственно производит действие»; «имеет значение «самостоятельно, без помощи кого-либо»; всяк (устар.), всяческий (устар.), «самостоятельный» - существующий или действующий отдельно, независимо от других, где «сам» не отделяется и входит в состав корня слова с добавлением окончания «ый». Кстати, можно вспомнить и средневековое славянское государство Само. «Сам» - общеславянское слово, имеющее корень в древнеиндийском: sam;s - «равный, одинаковый», готск. sama «тот же самый», др.-ирл. som. Исходное значение — «одинаковый», «тот же самый» (Этимологический онлайн-словарь Шанского Н. М.).

Что интересно, так и слово «батас» есть в русском языке и в словаре Даля: камч. ножище, косарь, тесак; охотничий нож с одним лезвием и большой рукояткой на медведя и лося (у сибирских охотников). И в якутском языке есть такое слово – старинное холодное оружие. Но ведь есть ещё и другие слова: батя, имя Батый…
Как-то все прилипли к Самватосу, а сообщение Константина Багрянородного о ладьях-однодревках, которые сплавлялись к Киеву из Новгорода, Смоленска, Чернигова, слегка поблекло. Наверное, нужно учесть вариант, что византийский император сам не бывал у названной им крепости Самбатос и записывал информацию на слух. Но можно рассмотреть толкование русского слова «самобытный». Большой толковый словарь русского языка поясняет это слово так: отличающийся природным своеобразием; не зависящий от каких-л. влияний; оригинальный. Вдруг император именно так оригинально решил назвать киевскую гавань Подол? Не для русов писал.

Очень хорошо сказал В.В. Сундаков (Русская школа русского языка…»): «В русском языке «…каждое слово …связано своим корнесловом, изводом, поконом, изначалием, со многими и многими иными, исконно русскими словами и понятиями, нагло приписываемыми каким угодно искусственным и примитивным языкам, многих из которых кстати сказать, и в помине не существовало еще пол века назад».

Правый берег Днепра в районе Киева испещрён оврагами и мысами, оттеснившими воды Днепра к правому берегу. Древние размывы берега реками Почайны, Глубочицы и Десны в районе Киева (в месте впадения в Днепр Почайны широким устьем) поспособствовали образованию луки, где и образовалась гавань-затон. Но эта гавань получила имя Подол. Так почему же многие пытаются вписать Самватос вместо Подола? Надо бы уточнить, что это возникшее новое имя использовали отнюдь не русы-кыяны, для которых Подол был роднее и ближе.

Впервые Самбатион упоминался y Плиния Старшего («Естественная история») и Иосифа Флавия («Иудейская война»). Можно вспомнить мифическую огненную реку Самбатион из Талмуда - «субботняя река» (от евр. шаббат (суббота). Рассматривая этимологию слова «S;mb;t;» как «суббота» с точки зрения еврейской мифологии, можно прийти совершенно к другому выводу. Протекавшая «на краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен» река - всего лишь миф. Подобных рек с их мифическими свойствами и в России хватает. Но с чего бы евреям, которые не являлись коренными жителями Киевщины давать субботнее название. Ссылка на существование в Киеве еврейско-хазарской общины не имеет под собой основания. Эти общины в Киеве располагались отдельно одна от другой и тому есть доказательства.

Сразу скажу, что русы по субботам на берегах рек с большими селениями проводили торги, что и дало название рекам в киевских краях: Суббот, Субодь, Сободь. К группе этих рек приписывают реку Нетечу со значением «стоячая вода» или «болото» и реку Почайну («лужа, болото, старое русло реки» или - от глагола Чать, Чну, Чал – почин, «поча» - почать). Кроме того, в эту группу причисляют и реку Смородину. Академик А.Н. Веселовский высказал предположение, что название Самватас имеет связь с названием былинной Сафат-реки (Салфа, Израй, Пучай, Почай-река), через которую переправлялись басурманы, ну и связана с битвами богатырей Ильи-Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Значит, Почайна, как и Смородина, могли обладать необычными свойствами и останавливать свои воды. Что касается реки Почайна, то исток её фактически не найден и есть версия, что это рукав Днепра.

Для понимания значения дней недели заглянем в историческое прошлое Древнего Вавилона - к шумерам и аккадцам. Именно в Нововавилонском царстве в V- IV вв. до н.э. появилась «астрологическая» неделя», которая стала широко известна и в других государствах. Семидневное исчисление связывалось с изменением фаз Луны. Несчастливый день Сатурна у вавилонян был назван «шаббат» («саббат») и стал днём «покоя» с запретом на работу. День перенесли на конец недели. Именно этот «шабат-саббат-суббот» был привнесён в индоевропейские дни недели: Saturday (англ.), Saturni (лат.), el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) и русское «суббота». Lauantai (фин.), L;rdag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения". На хинди суббота переводится как День Сатурна. Видимо, только у евреев остался субботний день днём «покоя».
 
В связи с этим, напрашивается вывод, что иностранцы русскую гавань могли назвать Самбат/Саббат в значении «покой», где проходил сбор лодочников и ожидание для отправки судов и лодок. Только это название не может относиться к Днепру с его порогами или к названию Киева. Оригинально и созвучие в написании русских слов «суб-бота» и «ра-бота». Рассмотрение этимологии этих слов придётся рассмотреть позднее вместе со словом «раб», которое в данном случае может статься сокращением от «субботы-работы». В то же время польский лингвист ХХ в. С. Роспонд («Значение древнерусской ономастики для истории: к этимологии топонима Киев») считал, что топоним «Samvatas — Samvadas — Sаvodъ», то есть «заводь-суводь», означая «стоянку речных судов». «Су;водь» трактуется как «вращательное движение воды в реке за выступом берега, вдающимся в русло (под нижним плечом яра, под крутым, выступающим в реку рынком гор, крупной высыпкой и т.п.). Эта версия имеет наиболее правдоподобное пояснение употребления иностранцами слова Самбатос.

Для определения места расположения гавани, прежде всего, надо вернуться к киевскому Подолу. Название «Подол» говорит само за себя: это прибрежная речная местность, расположенная под горой, по долу, т.е. по долине, образованной между высоким правым берегом и рекой Днепр. Этот посад был за пределами города. Вот как описан Подол в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона»: «Подол - низменная часть Киева. Первое летописное известие о нем относится к 945 г., когда он был покрыт водою. Во второй половине XI в. на Подоле было "торговище"… В древности он был заселен преимущественно торговым и промышленным людом и застроен деревянными зданиями».
 
Не совсем доверяю этому словарю, и в этот раз вызвал сомнительный момент «затопления Подола». Если и было затопление, то во время весеннего разлива Днепра, но вряд ли такое могло быть постоянно. Есть сведения, что когда-то на Подоле делались насыпи, видимо, не только от затопления, но и как крепостные валы для защиты от врагов. Так что сравнение с крепостью будет уместно. Ещё в бытность моего проживания в Киеве Днепр разливался очень широко по левобережью, но не затрагивал правый берег. Есть и сведения, что Подол вообще был заселён в первые века нашей эры и считался древней киевской пристанью. Это вполне вероятно, учитывая время появления апостола Андрея и поставленного им креста на месте будущего града Киева (игумен Сильвестр, 1116 г.). В давние времена, где расположен Киев, горы были более неприступны, более высокие, обрывистые и скалистые. Это уже в наше время эти склоны Днепра заросли деревьями. Но и сейчас не так-то просто взобраться наверх, к примеру, к Андреевской церкви, а спуститься вниз ещё труднее. А после дождя — это вообще гиблое дело.

Формирование стольного града длилось как минимум два тысячелетия, если не больше. Способствовало этому его удачное расположение. Колоссальный бассейн Днепра в четверть миллиона квадратных километров контролировал Киев. В Днепр впадает много рек, в том числе и судоходных, по которым люд стекался к киевскому Подолу. Речные сообщения облегчали связь с Киевом, ставшим связующим центром с огромными территориями. Знаменитый путь «из варяг в греки» пользовался особой популярностью. Тем более, что волжский путь «из варяг в арабы» становился менее популярным.
 
Есть подтверждённые факты археологов, что ещё в 1908 году обнаружена на Старокиевской горе самостоятельная крепостица – «градок», датируемая V-VI веками н.э. «Градок» был обнесен валом и рвом и оказался неким небольшим отсеком внутри так называемого «города Владимира». Замковая гора, омываемая речкой Киянкой, была заселена в этот же период, имеющая мощный культурный слой. Там найдены монеты византийского императора Анастасия (498...518) и Юстиниана (527...565), жилища и хозяйственные постройки, подтверждающие даты заселения.

Археологи находят артефакты о заселении территории Киевщины более 30 тыс. лет. Нет сомнения, что Русь была именно Киевской, что подтверждают существующие на территории Евразии многочисленные киевские топонимы и гидронимы. Вот и с принятием христианства Митрополит носил звание «Киевский всея Руси». Существуют факты о большом племенном союзе с названием Русь с VI в. до н.э., но об этом мало кто говорит. Имеется множество документов о том, как католический Рим на заре новой эры завоевывал свои позиции не только в Европе и пытался покончить с православием, начиная с Киева. Так что, кого дороги вели в Рим, а кого и язык – в Киев. Новая волна переписчиков истории Руси льёт воду на исторические факты и артефакты, взращивая рассказы о появлении Руси Киевской только в XIX веке. Хорошо, что всё больше становится тех, кто понимает, почему начался спор о существовании древнего русского государства на Русской равнине, и почему вдруг Киевская Русь стала «ошибкой».
 
Стоит уточнить, с какой стати некие учёные знатоки решили, что Киевская Русь появилась в 19 веке. Теперь считается, что известный историк С.М. Соловьёв в многотомном труде «История России с древнейших времён» ввёл знакомый всем термин - «Киевская Русь» (1851 г.). Многие начали повторять, что до этого вообще не было такого государства. Присутствуют и более дотошные историкознавцы, рассказывая, что ещё до Соловьёва с лёгкой руки историка М. А. Максимовича («Откуда идёт Русская земля, по сказанию Несторовой повести и по другим старинным писаниям русским») этот термин впервые заявил о себе в 1837 г. Похоже, что Максимовича то ли читали невнимательно, то ли вообще не читали, ведь у него речь идёт конкретно о Русской земле. Только единожды (не в смысле названия государства) упоминается название Русь киевская в связи с обращением к новгородцам в 970 г. для назначения им правителя.
«Повесть временных лет» уже по боку с упоминанием княжества Кия и полян. Неосочинители идут по стопам предыдущих фальсификаторов исторического прошлого русского народа. Ладно бы платили последователям-современникам за распространение подобных материальчиков, но, похоже, все так уверовали в многолетнюю ложь, что теперь никто не будет оплачивать появившихся историков-любителей. Литературные сайты стали кладезем, из которого черпается искажённое историческое чтиво мгновенного просвещения.
   
Антирусских толкований появилось немеряно. Наши современники незаметно для себя утратили историческую грамотность и даже поощряют вредоносное чтиво. Кажется, что подлинная история России мало кого волнует. Сейчас уже сложно доказать, какие земли принадлежали Киевскому государству во время княжения Кия (III – V вв.). Очередным огромным тёмным пятном умело накрыли всю правящую династию Кия.
 
Утверждать, что Киев возник на земле полян, неправильно. У Кия было своё родовое сообщество – кыяны и были собственные родовые выселки вокруг градка-детинца. Не только история, но археологи доказали, что территория кыянская со временем здорово расширилась. Возможно, что именно род Кия вычленился из родового гнезда и создал собственный каганат, а потом ему досталось и полянское отечество.

Будет уместно напомнить слова академика О.Н. Трубачёва: «Именно Киев осваивал русский Северо-Запад и «пришёл» в незапамятные времена в Псковскую и Новгородскую земли, в верхнее Поволжье, чтобы раствориться там добрым десятком малых – безвестных и «неперспективных» Киевов». И я с этим выводом могу согласиться, ведь селений, деревень, городов и городочков с упоминанием Кия и Киева полно по всей Евразии.

Фото автора


Рецензии
Доброго времени Вам Анита. У Вас шикарные знания истории. Меня недавно возмутило то, что Русских как нацию предложили Величать Россиянами. А ведь не задумывались над тем, , что русские это славяне. А к нации её отнесли пометы пребывания, то есть жительства от названия государства Русь. Только за тем переименовали её в Россию, а уже после того, как Ленин придерживался принципа разделяй и властвуй образовались республики под общим названием СССР. Что тогда, надо русских называть эсесовцами? Я считаю что логично назвать славян и другие народы Россию русскими. основываясь на языке азбуки Крила и Мефодия. Ведь американец произошел от континента пребывания. А там есть полно народов завезённых колонизаторами англичанами. И что интересно большинство они говорят на английском языке, даже в Австралии. Удивительно, что индия не перешла на английский язык, от того что вырвалась из колонии. Как и другие восточные страны не стали колониями англосаксов. Чем плох красноречивый русский язык? А славяне раньше проживали вплоть до Германии. Я вообще гне историк. Но историей не пренебрегаю Её недопустимо забывать, ибо это культура народов. При исчезновение культуры исчезает и история государства. С Уважением и Поклоном к Вам Анита, Пётр. Спасибо.

Морозов Пётр   29.05.2024 20:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Пётр! Благодарю за столь обширный ответ. Согласна с вами. Язык русский самый великолепный язык в мире. Конечно, не обошлось без некоторых изменений. В любом случае он живёт и процветает. Самое радостное то, что культура русов-ариев не исчезла из тех мест, где они проживали в древности. Буду рада, если вы в дальнейшем будете читать мои исторические евразийские материалы, в том числе о Руси Скандинавской, Руси Варяжской, Руси Скифской. Материал по Руси Киевской постараюсь закончить в ближайшее время. Заглядывайте!
С уважением,
Анита

Анита Карелина   30.05.2024 10:36   Заявить о нарушении
Спасибо Анита за приглашение. Постараюсь им воспользоваться. Но только с настроением. А может для того, чтобы его снова создать, и такое часто бывает как и сейчас.) Ещё раз с поклоном к Вам, Пётр.

Морозов Пётр   30.05.2024 11:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.