Зоопарк. Из цикла Дедкины рассказы тех лет

     Я терпеть не мог такой предмет в школе, как «Ботаника». Различать деревья, растения, цветы, однолетние, многолетние, пестики, тычинки, соцветия и прочее — для меня было непосильной задачей и, когда мы начали изучать такой предмет, как «Зоология», моя успеваемость резко пошла вверх, хотя и тот, и другой предметы у нас преподавала одна учительница. Звали её Римма Ивановна.
     Она не то, чтобы радовалась моим успехам, скорее наоборот — постоянно напоминала о прошлом.
- Вот, если бы ты учил ботанику также, как занимаешься по зоологии, у тебя не было бы тройки! Садись, четыре!
- А почему четыре? - тут спросил я.
- Потому, что ты отвёл членистоногих, о которых так прекрасно нам рассказал, в отряд беспозвоночных, - произнесла Римма Ивановна и безапелляционно добавила, - А у них есть специфичный для каждого вида наружный скелет.
     Стояла поздняя осень, уже кое-где лежал снег, который, скорее всего, и встретит наступление декабря месяца, и вступление зимы в свои полновесные права. Я уже хотел бросить заниматься зоологией, как вдруг у знакомых моих родителей наткнулся, даже самому сначала смешно стало, на книжку с картинками. Текст и картинки цветные во всю страницу, которых было практически равное количество, рассказывали о зарождении жизни на Земле от Палеозойской эры, включающей шесть периодов от Кембрийского до Пермского, как развивалась природа в Мезозойскую эру, включающую три периода от Триасового до Мелового, до Кайнозойской эры, включающей три периода в интервале: шестьдесят пять миллионов лет назад до наших дней.
     Через месяц я вернул эту книгу обратно. Мои попытки сделать фотографии тех картинок, которые я отметил особо, так и остались нереализованными в фотографии. Нужна была более совершенная техника и объективы. Самое большее, на что мы могли рассчитывать в наших условиях, — это копировальная бумага.
     Однажды в школе на перемене я услышал разговор двух ребят из параллельного класса.
- Я сам читал, что там написано: «Приглашаются ученики шестых — восьмых классов для работы в зоопарке с уходом за животными, кормлением, уборкой и дрессировкой», - сказал один из них. - Я собираюсь туда завтра после уроков к трём часам.
- Так может вместе сходим, - предложил второй неохотно. - Хотя я сомневаюсь. Дадут тебе зайцев в клетке, вот и бегай за ними, лови, корми да убирай за ними. А как дрессировать, я вообще не представляю. Они же в клетке! Выпустишь, никого не поймаешь. А на морковку они только в сказках бросаются!
- Ребята, а мне можно с вами завтра в зоопарк! - обрадованно произнёс я.
- А ты из какого класса? - спросил первый.
- Седьмой А! - ответил я.
- Это из соседнего дома, мы рядом живём, - отозвался второй. - Конечно, пойдём веселей будет. Если примут, вместе ходить будем. Мне зайцев дадут, а тебе волков, а Кольке — удава. Вот и будем по-переменке ухаживать, чтоб не скучно было, и дрессировать!
- Какого удава? - возмутился тот, которого назвали Колькой. - Это тебе, Лёнька, черепах дадут, вот и будешь с ними в песочнице наперегонки бегать. С сеструхой своей  младшей играешь в песочнице, значит опыт есть.
- Ладно, там поделят! Значит, завтра после уроков. Встречаемся у вас во дворе, - показывая на меня, произнёс Лёнька.
     Раздался звонок и мы разбежались по своим классам.
     Вечером я дочитывал приключенческий роман Конан Дойла «Затерянный мир», книгу взял у Сашки, который жил в соседнем подъезде и имел собрание сочинений этого писателя. Потом лёг спать, поскольку учился в первую смену. А интересно, если двадцать пять миллионов лет назад закончилось формирование млекопитающих, почему динозавры были такими большими, а в итоге зайцы, которых хочет дрессировать Лёнька, — такими маленькими? Скорее этот вопрос возник в полусне и ответ на него мне так и не приснился.
     Мы стояли у входа в зоопарк. Нас оказалось пятеро — это я, Лёнька и Колька, и ещё две девчонки из другой школы. Мы все были с портфелями, поскольку не было времени забежать домой, чтобы оставить портфели, и потом наши дневники говорили о том, что мы — это мы, а не кто-нибудь другой. Когда подошли к контролёру, стоящему у входа, и сказали, что идём к директору, нас сразу пропустили и показали, куда надо идти.
- Я в следующий раз тоже скажу, что иду к директору, - вдруг произнёс Колька, - А чего? Зато бесплатно!
- А я скажу, что в садике оставлен на второй год, потому что маленький, - выдумал Лёнька.
     Хотя ему и выдумывать не надо было, в классе он в шеренге стоял всегда последним и сидел за первой партой. Девчонки шли сзади и молчали.
     Вот мы подошли и вошли в одноэтажное здание. Оно и снаружи, и изнутри напомнило мне барак. Мы с отцом как-то были в гостях у его брата, который с женой и двумя их сыновьями, моими двоюродными братьями, жили в таком же бараке с общим коридором и общей кухней.
     Кабинет директора располагался в конце коридора, но коридор был небольшой, всего на несколько дверей. По всей видимости, внутри здания стояла перегородка и было два входа. В этой части, как мы прочитали на дверях сидели: директор, бухгалтерия, главный инженер, зоотехники и отдел кадров.
     Мы постучали в кабинет директора и вошли — это оказалась небольшая приёмная, где сидела секретарь-машинистка, а сам кабинет имел отдельный вход из этой комнаты.
- Мы по объявлению на работу в зоопарке, - сказала одна из девочек.
     Секретарь пригласила нас пройти и сесть на диван и два стула. Девчонки сели на стулья, а мы рухнули с портфелями на диван.
- К сожалению, директора сейчас нет. Он с зоотехниками, ветеринаром и главным инженером уехали. В город зашёл лось, нам позвонили. Вот они и выехали на место решать, что делать с ним. Лось — дикое животное и может напасть на людей, на машины, и сам пострадать, и людей покалечить. Наши постараются загнать его в лес обратно. Так что посидите и подождите.
     Мы дождались. Это случилось через три часа. Мы видели их усталые, но счастливые лица, говорящие нам о том, что лось спасён и возвращён в лес.
- Вас ждут, Александр Николаевич! - обратилась секретарь, вошедшему в приёмную, высокому мужчине. Остальные вышли из приёмной.
     Мы встали, Александр Николаевич, осмотрел нас внимательным взглядом. В руке он держал фуражку, а мокрые слегка седые кудрявые волосы прилипли на лбу и висках, говоря нам о том, человек уже так набегался, что ему теперь совсем не до нас. Но он улыбнулся и открыл дверь своего кабинета.
- Прошу вас! Проходите и рассаживайтесь. Я разденусь и мы с вами поговорим, - приглашая нас жестом рукою с фуражкой, сказал он.
     Мы зашли в кабинет директора, в котором стоял полумрак, поскольку прямо за окном виднелся забор. Вошёл директор и включил свет. Стало светло.
- Всегда забываю включить свет, приглашая. - произнёс он и расположился за своим столом. - У нас ограниченная территория. Вы, наверное, знаете, что наша галерея, краеведческий музей и зоопарк, занимает территорию Спасо-Преображенского собора, который когда-то давно после революции экспроприировали у церкви. Вот территорию и поделили между нами тремя заборами. Где-то в далёких планах в будущем перенести зоопарк из центра, но пока с большими проблемами, мы стараемся выжить.
     Я про себя отметил, что кабинет директора выглядел очень просто. Два стола: для директора и для его помощников, несколько стульев у второго стола и несколько стульев вдоль стены, на которых мы и сидели, да шкаф для одежды. Правда над входом висели большие, как мне показалось, лосиные рога.
- Мне, пожалуйста, ваши дневники, - обратился к нам директор.
     Мы положили перед ним наши дневники и он стал с нами как бы знакомится, листая тот или иной дневник.
- А это что за двойка, - произнес директор и посмотрел снова в мою сторону, потому что первый раз он на меня посмотрел, когда прочитал фамилию и имя на дневнике.
- Это по истории! Я исправлю её на следующей неделе! - начал оправдываться я.
- Ну, вот когда исправишь, тогда и приходи, - откладывая мой дневник в сторону, сказал директор.
- А вас, - он обратился к остальным, - я попрошу у секретаря оставить свои адреса. Мы обязательно доведём до вас всю информацию письменно и, если она устроит ваших родителей и вас, будем ждать всем дружным коллективом нашего зоопарка. Заберите ваши дневники и до свидания, если нет вопросов!
     Он снял трубку телефона и начал набирать номер. Мы, забрав каждый свой дневник, вышли. Ребята подошли к секретарю, а я вышел на улицу.
     Вечером я пришёл к своему однокласснику Лёшке, он осваивал аккорды на новой шестиструнной гитаре.
- Ты чего хочешь на гитаре научиться играть? - спросил я, когда мы расположились в его комнате
- Ага, - сказал он и начал наигрывать какую-то мелодию, каждый раз останавливаясь, чтобы перестроить на грифе гитары пальцы левой руки на другой аккорд. - Вот послушай!
     Лёшка включил свою магнитофонную приставку, бобина с плёнкой закрутилась, зазвучала гитара и песня в исполнении какого-то хриплого певца. Я не мог даже вспомнить кто это. Правда, и запись была довольно плохая, переписанная не один раз.
- Я познакомился с парнем, у которого и учусь играть на гитаре. - сказал Лёшка. - Вот! дал мне аккорды, показывая на листок, и текст песни Высоцкого про Королевского стрелка, а также запись, как Высоцкий её играет и поёт.
- Лёшка, а если я приду со своей приставкой, дашь переписать? - спросил я, как только Высоцкий кончил петь.
- Конечно! - сказал Лёшка и начал опять тренькать на гитаре, выстраивая аккорды на грифе гитары согласно записанных на бумаге символов.
     Я пошёл домой. Чёрт с ним с зоопарком, с зайцами и удавами ихними. В мире есть столько интересных и неизведанных ещё вещей.
- Музыка! - мечтательно проговорил я, подходя к подъезду своего дома. - А где же мне гитару-то взять?..


Рецензии