Доживем до понедельника

Николай Заболоцкий широко известен как поэт «одной песни» — «Признание» («Зацелована, околдована»), посвящённой Н. А. Роскиной, из цикла лирических стихов «Последняя любовь», увидевшего свет уже на излете жизни поэта в 1957 году.
А родился Николай Алексеевич 24 апреля [7 мая] 1903 в Казанской губернии. В 1910 году семья переехала в село Сернур под Уржумом, где Николай в 1920 году закончил реальное училище и решил продолжить учебу в Москве: поступил на историко-филологический факультет первого и на медицинский факультет второго московских университетов. Однако тяга к литературе оказалась сильнее, тем более, что паек студентам медикам, позволявший сводить концы с концами в столице в 1921 году отменили, и Заболоцкий переехал в Петроград учиться на отделении русского языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году. 1926-1927 годы — стали не столько временем поиска литературных единомышленников, сколько — собственного поэтического голоса и стиля.
Николай Заболоцкий, формулируя в 1928 году декларацию нового творческого объединения ОБЭРИУТОВ напишет: «Полагают, что литературная школа — это нечто вроде монастыря, где монахи на одно лицо. Наше объединение свободное и добровольное, оно соединяет мастеров — а не подмастерьев, художников — а не маляров. Заболоцкий — поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя. Слушать и читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами».
Закономерно, что обложку для своей первой книги — «Столбцы» — Николай Заболоцкий предложил оформить ученику Малевича одному из основоположников супрематизма — художнику Льву Юдину, тонко чувствовавшему специфику обэриутской поэзии — смысловые сдвиги и повторы, интонационное многообразие, абсурд происходящего, просторечный стиль изложения. Обложка по замыслу Заболоцкого должна быть беспредметной: двухцветной (черно-белой), сугубо текстовой, на которой строгим и законченным шрифтом написано: «Н. Заболоцкий. СТОЛБЦЫ. 1929».
Тираж «Столбцов» — сатиры на обывателей, носителей мещанской философии в обновляемой стране — разошелся в несколько дней. «Книжка вызвала в литературе порядочный скандал, — писал Заболоцкий после выхода сборника, — и я был причислен к лику нечестивых. Что касается самой книжки, то последний экземпляр ее у меня похитили более года тому назад».
Тем не менее, Заболоцкий получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак, а при содействии Николая Тихонова поэту удалось завязать отношения с журналом «Звезда», в котором напечатать десяток стихотворений.
Результатом творческих поисков становится поэма Заболоцкого «Торжество земледелия», написанная в 1929-30 годах и напечатанная в 1933 году в ленинградском журнале «Звезда», — поэма на тему торжества коллективизации, полная утопических мечтаний о золотом веке возрождения природы, руководимой свободным человечеством, уничтожившем не только насилие человека над человеком, но и насилие человека над природой, предложив в качестве альтернативы добровольное и разумное сотрудничество.
«В Москве шум из-за «Торжества земледелия». — Писал Заболоцкий жене. — Говорят, что «Звезда» впервые за все время ее существования на столах у всех москвичей; одни хвалят и очень, другие в бешенстве, третьи злорадствуют — мол, до чего докатились». Не удивительно, что в разгар коллективизации критики сочли «Торжество земледелия» «злобной сатирой на социализм» и «пасквилем на коллективизацию» (например, Елена Усиевич в журнале «Литературный критик», №1 за 1933 год).
В 1937 году Заболоцкому удалось выпустить сборник «Вторая книга», куда вошло 18 стихотворений, а 19 марта 1938 года Заболоцкого арестовали и обвинили в троцкистской контрреволюционной деятельности по статье 58 части 10 и 11 УК РСФСР (ни много ни мало — создание в Ленинграде контрреволюционной писательской организации).
В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия» Усиевич, тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества.
В качестве инструментов «исправления» система, стремясь приблизить жизнь осужденного к чисто физиологическому существованию, предложила Заболоцкому тяжелый физический труд в ИТЛ до изнеможения, скудное питание, лагерный диктат уголовников.
Заболоцкий отбывал срок с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях. 
С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. В 1946 поэту удалось добиться разрешения проживать в Москве, где первое время он ютился у литературоведа Николая Степанова, который позже вспоминал: «Н.А. пришлось спать на обеденном столе, так как на полу было холодно. Да и сами мы спали на каких-то ящиках. Н.А. педантично складывал на ночь свою одежду, а рано утром был уже такой же чистый, как всегда». В летние месяцы 1946 года Заболоцкий жил в поселке Переделкино на даче у философа Эвальда Ильенкова, потом у писателя Вениамина Каверина.
В 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей, а в 1948 году подготовил третий сборник стихотворений, а учитывая, что книга выходила в год 70-летнего юбилея Сталина, в целях увеличения шансов на ее печать, поэт включил в издание наряду со стихами «Некрасивая девочка», «Портрет», стихи о родине вождя Грузии: «Горийскую симфонию», «Тбилисские ночи», «Казбек», «Греми». Сборник остался незамеченным критиками, однако, как вспоминал Заболоцкий: «Для писателя, имеющего судимость и живущего под агентурным надзором госбезопасности, и такое издание книги было большим достижением».
Большинство стихотворений 1946-1948 годов получили тем не менее высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано стихотворение «В этой роще берёзовой», построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе оттенок грусти, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие беды. Песня впервые прозвучала в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Доживем до понедельника».
В 1955 году Николай Заболоцкий перенес первый инфаркт, а его общественное положение Заболоцкого стало меняться только с началом хрущёвской оттепели.
За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.
14 октября 1958 года поэт ушел из жизни, а реабилитирован по заявлению жены посмертно пятнадцать лет спустя — 24 апреля 1963 года.


http://stihi.ru/2024/05/06/3541


Рецензии