Малыш Чарли Чаплина 1921

"Малыш"
(фильм Чарли Чаплина, 1921)
  Один из самых любимых моих немых фильмов. Смотрел его и сам не раз, и людям (ученикам, друзьям) показывал тоже не раз.
  Есть качество сентиментальности, мелодраматизма точное, без выспренности, слащавости. Добро и зло явственны и не запутаны в веригах авторского произвола. Есть у них та степень первоначальности, которой веришь безусловно. Смеёшься, плачешь, негодуешь от "обнажённого чувства" - простого как дважды два. Может, мы запутались в дебрях иррационального, подсознательного, нарочито сложного? - думаю я каждый раз после просмотра "Огни большого города", "Малыш", "Золотая лихорадка"? Почему эти фильмы и многие другие (немого кино) действуют прямо, без посредников, без умничания и экивоков разума? Но лечат наше сердце, душу каким-то божественным простодушием? Как поэзия Николая Рубцова, как повесть "Привычное дело" Белова, как фильм "Девчата"...
  Понимая, что это хрестоматийный фильм и о нём написаны горы литературы, я всё-таки позволю себе обозначить для вас сюжет 50 минут картины.
  Одинокая мать оставляет своего ребёнка в машине богатых людей. Страдая, она возвращается на место, и не находит машину. Падает в обморок и её заносят в богатый дом...
  Бандиты угоняют машину, обнаруживают в ней грудного младенца и бросают его в трущобах.
  В это время утренний променад совершает Бродяга (его играет Чарли Чаплин). Он обнаруживает младенца и поначалу пытается избавиться от него, положительно не понимая, как Малыш тут оказался...
  Трогательны сцены отцовства: привязанный чайник, качалка с дитя, вырезание пелёнок, целование ножек младенца...
  Проходит пять лет. Мы видим любящего отца и сына. Джон бьёт стёкла в трущобах, а Бродяга... оказывается тут как тут... Он - стекольщик, им нужно как-то зарабатывать на жизнь. Сцены их вечерних трапез вызывают умиление, как и сцены отцовской заботы: - это нужно просто увидеть.
  В это же время мама Малыша становится популярной артисткой, занимается благотворительностью, которая и приводит её в трущобы, где живёт её сын (удивительно милый пацан!). Она встречается впервые с ним, ничего не подозревая..
  После "весёлой" драки Малыша и его отца со шпаной, она приносит заболевшего ребёнка к ним в дом.
  Приезжает врач. Узнав, что Бродяга - не отец, он вызывает органы "опеки". Начинается самое трагическое и душещипательное в фильме. Их пытаются разлучить, но Бродяга отбивает Малыша. Но им приходится ночевать в ночлежке. Хозяин её узнаёт, что некая влиятельная мадам ищет за вознаграждение своего сына. Он похищает Малыша и увозит в участок. (В фильме всё решает записка, которая оставляет мать "попечителям")
  Бродяга ищет его. Возвращается в несчастный дом, который заперт. И тут его обнаруживает полицейский и везёт к ребёнку и маме.
  Фильм, кроме счастливого конца, насыщен сценами комическими, едва ли не символическими снами, трагическими, сатирическими, изобличительными эпизодами...
Трогательное, простодушное, ясное в определении добра и зла кино, которое явное порастеряно нами.


Рецензии
Помню этот чудесный фильм!

Вадим Константинов 2   06.05.2024 16:50     Заявить о нарушении
Спасибо. Да, замечательный. Дети его чутко смотрят, обнажённо.

Учитель Николай   06.05.2024 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.