Поэт, перед которым я преклоняюсь

 
 Эдуард Асадов.

Подписаться
«Мои стихи больше всего любят военные, которые не любят воевать». Ко дню рождения русского поэта Эдуарда Асадова (1923-2004).
8 сентября 2021
3K прочитали

Армянин с русской душой, герой Великой Отечественной, кавалер ордена Красной Звезды, самый известный народный поэт эпохи 50-80-х годов прошлого века – Эдуард Асадов. В те времена тираж написанных им книг достигал трех миллионов экземпляров, но их все равно не хватало: томики передавали из рук в руки, хранили под подушкой, в солдатских тумбочках, брали с собой в дорогу – так, чтобы всегда под рукой.

Его книги можно назвать энциклопедиями любви и счастья, люди читают Асадова, когда в жизни все хорошо или совсем плохо, хуже не бывает. В одном из своих сборников эссе публицист Дмитрий Быков упоминает о том, как один киевский врач написал поэту уже в постсоветское время, что «медикаментов не хватает, бинтов, простынь нет,— и тогда, нищий, беспомощный, чужой на независимой Украине, он приходит к своим больным и читает им вслух Асадова. И им легче». Такая стихотерапия.

Было ли в жизни легко самому поэту? Юный лейтенант Асадов полностью лишился зрения при взрыве снаряда, перенес двенадцать операций, и с тех пор всегда появлялся на публике с черной полумаской на лице. Ему никогда не довелось увидеть лицо своей любимой жены – друга и верной помощницы, которой он посвятил свои самые щемящие строки:


Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно.


Какова должна быть воля к жизни, чтобы писать такие светлые стихи о любви, о человеческом благородстве! Только любовь способна удержать человека на краю, не дать сорваться в пропасть и выстроить новые цели в жизни. Только в любовь всегда верил Эдуард Асадов, передавая свою истовую веру нам, благодарным читателям.

Но вот в литературных кругах поэзию Асадова не признавали: ну как же, фи, это ведь «рифмованные прописи» для простонародья, ничего не смыслящего в «настоящей поэзии».

В толстых журналах стихи Асадова не печатали, в «союзы» не принимали, он был там не ко двору. В двухтомнике «История русской литературы (1950-е — 1990-е)» имя поэта даже не упомянуто. Евгений Евтушенко в своем стихотворении эпохи перестройки «Законсервированная культура» ехидно прошелся по творчеству Асадова, расписывая в красках нравы провинциальной молодежи, где девушки «с парой асадовских строк под кудряшками», а у «галантного слесаря Жоры фильм с Пугачевой, хоккей с Канадой, и вылез Мегрэ из кармана ватника».

Думается, что самого Асадова такое положение вещей не очень волновало, он никогда не был близок ни к власти, ни к профессиональному литературному сообществу, зато его узнавали на улицах, он получал десятки тысяч писем, его выступления собирали полные аудитории в любой точке нашей страны.

«Человека обычно интересует то, что о нем, - рассказывает Асадов в одном из интервью, – вот мои стихи — они о моих читателях. О рабочих и об интеллигенции, которые, между прочим, у нас в Советском Союзе не так уж и отличались по уровню… Можно было приехать на завод, на ферму — и читать самые серьезные стихи».

За тридцать лет ежедневной работы Асадов богатства не нажил: маленькая квартирка на проспекте Мира, такая же маленькая дача в подмосковном Красновидове, обычная (т.е. мизерная) пенсия. Он не жаловался, ничего не просил, обращать внимание на бытовые неурядицы было просто некогда. Поэт наговаривал на магнитофон тексты, прослушивал, правил, со скоростью профессиональной машинистки печатал на машинке. Вслепую изучил слесарное и столярное дело, шил, отлично разбирался в технике. Официального забвения Асадов тоже не боялся, хотя писал чаще всего «в стол», без надежды на публикацию – в девяностые книги его почти не издавали…

В наше смутное время все-таки нашлось место для творчества этого Поэта с большой буквы, каждая строка которого пропитана верой в счастье и справедливость. Читая стихи Асадова, каждый, не до конца очерствевший душой человек, становится чище, благороднее, поднимается над собой и своими, казалось бы, неразрешимыми проблемами.


; Строки из стихов Эдуарда Асадова:


Сквозь звёздный звон, сквозь истины и ложь,

Сквозь боль и мрак и сквозь ветра потерь

Мне кажется, что ты ещё придёшь

И тихо-тихо постучишься в дверь…


***

Да есть ли в жизни что-нибудь страшней

И что-нибудь чудовищнее в мире,

Чем средь знакомых книжек и вещей,

Застыв душой, без близких и друзей,

Бродить ночами по пустой квартире…


***

Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей всё равно суждено летать.

С человеком так же не случится,

Человеком мало родиться,

Им ещё надо стать.


***

Когда мне встречается в людях дурное,

То долгое время я верить стараюсь,

Что это скорее всего напускное,

Что это случайность. И я ошибаюсь.


***

Как легко обидеть человека!

Взял и бросил фразу злее перца.

А потом порой не хватит века,

Чтоб вернуть обиженное сердце!


***

Есть о правде и стихи, и повести.

В жизни ж часто всё наоборот:

Чем у человека больше совести,

Тем бедней на свете он живёт.


***

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!


Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и


Рецензии