В храме

 Храм на  праздник собрал совершенно разных людей: из разных сфер, культур, национальностей, взглядов, социального и материального положения, образованных, малообразованных... Если бы им дать возможность, или даже их принудить эти взгляды высказывать вслух, то обнаружилось бы огромное количество оппонентов, несогласных, враждующих, некоторые из которых, в определённых обстоятельствах, не только бы били морды друг другу, но и стреляли бы и старались бы убить насмерть... И вот они все тут, в одном месте собрались. Смиренно стоят, ждут батюшку: куличи, крашенные яйца, свечи. Свечи уже горят, потому что уже вот-вот...
 И выходит батюшка с обычным старым веником в руке и процессией из юных певчих с водой в бадейке. Кто не зажёг свечи, в спешке зажигает. Отец Михаил окунает веник в воду и брызгает довольно небрежно, не обращая внимания на то, сколько воды на венике. Иногда оказывается, что окунул глубоко, и, вместо окропления, целые струи летят в прихожан, на куличи и свечи, так что свечи нервно дёргаются и гаснут от обрушившейся на них несопоставимо святой и большой воды. Но вдруг он останавливается перед столиком одной женщины, которая принесла освящать не только яйца и кулич, но и клубнику в пластиковой баночке, и начинает с ней беседовать, останавливая всю процессию. Нет, он не просто говорит, что клубнику освящать не нужно, а обстоятельно объясняет, почему. Мол, благословляются те продукты, которые в пост было нельзя, а клубнику всегда было можно вкушать, так что клубнику не надо.
  Народ терпеливо ждёт своей очереди. Никакой суеты, спешки. Все равны, как в общественной бане. Даже в бане больше неравенства: бывает, появляются неформальные лидеры, которые знают, как поддавать, сколько человек в парную пускать, когда проветривать, мыть и берут это на себя. Эдакие самопровозглашённые "банные батюшки". Но там, в бане, далеко не все бывают согласны с навязываемым порядком. Здесь же, в храме, тишь и благодать. Наверное, от того, что батюшка не самопровозглашённый.

 И мне сразу, одним махом, вспомнилась история православия в России. Как крестили Русь, как старое и новое боролось потом ещё столетия, и так никто никого до конца не поборол; как оставшаяся и прижившаяся новая религия, которой пришлось пойти на большие уступки местному населению в их языческих привычках, потом начала разделяться сама в себе, и акцент внутренней борьбы сместился на борьбу между старой и новой верой; как, не смотря на все старания, три враждующие религии то ли своими распрями ослабили общую внутреннюю силу и силу каждой из них по отдельности, то ли это такой неизбежный социальный виток развития приключился, но марксизм-ленинизм, опершись на атеизм, победили всех на отдельном отрезке дистанции.
 
 И вот теперь все они, все проигравшие, потомки всех перечисленных и ещё много всяких, стоят в этой современной церкви, которая, несмотря на формальную преемственность, всё таки не является ни той, ни другой, ни третьей, стоят молча, никуда не торопясь, словно жизнь уже прошла, и Суд свершился, и ничего уже не изменить, и уже все решения вынесены и приняты. А церковь спокойно принимает их всех, никого не гонит, даже тех, кто были её гонителями. И вся многозначительсть этого 'послежизненного" бытия в том, чтобы старый, задрипанный веник отца Михаила, тоненькие прутья которого не только поистёрлись изрядно от подметания пола, но и почернели от многолетнего использования, брызнул в вашу сторону водой из бадейки. И смысла этого действа до конца никто не понимает, но от чего-то знает, что так надо, и испытывает умиротворение.

 И приходит то ли мысль, то ли ощущение, то ли чувство, то ли это всё одно, которому нет названия, что человеку очень важно, чтобы рядом было нечто бессмысленное, не логичное, непостижимое, выпадающее из рядового ряда логики, в которое тебе, когда уже совсем невмоготу, можно было бы впасть. Потому что, каким-то непостижимым образом, на пределе себя самого, человек начинает знать, сразу, без подготовки, что впасть туда хорошо, что только там настоящий мир, надёжный, твёрдый такой, на твёрдую "пятёрку", а мир логики, который привёл к современному развитию цивилизации, прогрессу, комфорту, современной политике, мир этой логики, которая всё логично объясняет, необъяснимым образом приводит к конфликтам, болезням, войнам и таким тяжёлым душевным состояниям,
из которых выхода нет, только Страшный Суд и окончательный приговор.
  И вот стоишь ты, приговорённый на муки  вечные, глаза закрыты уже, и не от страха даже, а так, потому что уже всё равно, ведь ничего не изменить, и вдруг на тебя водичка брызгает. Ты глаза открываешь, а это отец Михаил, пониженный недавно в должности, на тебя старым веником машет.
 И так хорошо, что не описать, и, то ли сон такой страшный был, или привиделось такое, или  ты взаправду, как будто заново родился.

5.05.2024


Рецензии