Пасхальные яйца

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА
(Рассказ)

     В этом седьмом классе все дети, в младенчестве крещённые верующими родителями,  были атеистами, комсомольцами. Пройдёт всего лишь два года с небольшим — и все девять мальчиков этого класса 23 июня 1941 года добровольно явятся в районный военкомат с просьбой отправить их на фронт. Домой с войны вернутся не все.
    
     В большинстве своём  эта детвора из многодетных семей переселенцев из европейских районов России, кое-кто из Белоруссии.
     Некоторые  учителя школы тоже приезжие — в недавнем прошлом преподаватели Московского и Киевского университетов, жёны репрессированных «врагов народа», сосланных ещё дальше.
Село в войну получит статус города, но не скоро ещё на здешних улицах появится электричество. Пока в утренние зимние часы класс освещает единственная керосиновая лампа — на учительском столе. И вот наконец-то — ранние апрельские рассветы.
     На дорогах села — весенняя распутица, учителя и дети пробираются в школу по тропкам вдоль палисадников перед одноэтажными деревянными домами. Здание школы тоже бревенчатое, одноэтажное, но довольно большое. Школа средняя.
     Семиклассники только что встретили и проводили до школы свою любимую учительницу русского языка и литературы, бывшую преподавательницу Московского университета Марию Александровну. У неё больные ноги, ходит она с тросточкой, уроки проводит сидя.
     Вырванные судьбой в это захолустье из привычной среды большого города, находящиеся под ежедневным надзором НКВД преподаватели школы никогда не теряют самообладания, внимательны и добры к ученикам, стараются укреплять в них любовь к Родине, тягу к знаниям. По вечерам дети запоем читают русскую и зарубежную классику.
     Очень любят ребятишки и учИтеля математики из местных жителей Павла Ивановича. Он уже далеко не молод. Невысокого роста, слегка полноватый, со светлыми лучиками из глаз.
     Математика сегодня вторым уроком. А первым физика.
     Откуда в школе учитель физики Олег Борисович и когда он здесь появился, дети не знают. Сухощавый, ни слова лишнего, ни улыбки.

     Во всех семьях этих детей накануне праздника Пасхи традиционно красят яйца. И, не сговариваясь, весь класс принёс  сегодня яйца в школу.
     — А давайте выложим их на доску! —
предлагает гораздый на выдумки весельчак Влад  Лустин.
     Сказано — сделано: наверху  классной доски — длинный  разноцветный ряд яиц.

     Звонок на урок.
    
В класс входит физик. Как всегда строг. Сразу замечает пасхальное украшение классной доски, но не подаёт вида.
Ученики приветствуют его стоя.
     — Здравствуйте, садитесь, — монотонно произносит он.
     Открывает журнал. Начинается проверка домашнего задания.
     — К доске пойдёт Лукина Клава.
     Учитель слушает  ученицу, не глядя на доску, задаёт вопросы. Всё, как обычно. Никакой реакции на яйца! Вот досада!
     Отвечает Клава на «пятерку», но у Олега Борисовича «пятёрку» не заработаешь. «Четвёрки» получают и следующие два ученика.
     Учитель объясняет новый материал, медленно диктуя, что нужно записать.
К концу урока Владик тянет руку вверх.
     — Олег Борисович! Можно вопрос? Как пишется «электрИфикация»? — намеренно искажая слово, спрашивает он.
     — ЭлектрОфикация, — слегка выделяя «о» интонацией, отвечает ему учитель.
     — Электро-о-фе-е-кация? — продолжает наступление Владик.
     Класс затаил дыхание: что дальше?
     — Напишите, пожалуйста! —   обращается с доверчивыми чистыми глазами к учителю «непонимающий» Владик.
     Тот, стоя в пол-оборота к доске, быстро пишет слово и, прихватив журнал, тут же выходит из класса.
     На лицах ребятни буря эмоций.
     Следующий урок — математика!

     — Ой, какие вы молодцы! — едва войдя в класс и бросив взгляд на доску,  восклицает Павел Иванович. В момент освобождает свой портфель  и начинает проворно cкладывать в него яйца. Ребятишки дружно смеются.
    — Разнесите-ка по рядам,  — говорит учитель, подавая портфель  девочкам за партой перед учительским столом. И  обращается с широкой улыбкой к классу:
     — Кушайте сами!
     В классе шум.
     Учитель:
     — Посмеялись — и хватит. А теперь  — урок!
     Как же любит он этих детей, познавших и тяготы переселения, и нелёгкий сельский труд, и таких чистых душою!


     ПОСЛЕСЛОВИЕ

     Класс был очень дружный. И дружить бы им всем всю жизнь!
     Война выбила из их рядов сразу пятерых . Первым погиб Влад Лустин, прикрыв собой в бою ротного.
     В девятом классе Влад был активным участником художественной самодеятельности, играл на гитаре, пел. Мечтал после школы и службы в армии поступить в театральное училище.
     Почти в самом начале войны погибли оба сына Марии Александровны. Долгие годы она ждала весточку от репрессированного по ложному доносу мужа, но так и не дождалась. Продолжала работать к школе и после войны, а в середине пятидесятых годов за ней приехали родственники.

      Давным-давно нет того деревянного школьного здания в этом тихом зауральском городке среди  берёзовых рощиц, полей и озёр. На той же главной улице расположено два корпуса школы с просторными классами, большими окнами. И льётся в них солнечный свет. Только вот не каждый земляк сможет снова ступить на родную землю.
И это по всей России. То тут, то там военный пожар.
      Афганистан, Чечня, Таджикистан, Грузия, Сирия... А теперь вот уже не первый год Украина.
      И снова перед  Светлой Пасхой люди по всей России пекут куличи, красят пасхальные яйца. Красят их с верой и надеждой на лучшую жизнь. И дети радуются им, как могут радоваться только дети.      


Рецензии
С большим интересом прочитал Ваш рассказ.
Память -
Как же это важно!
Ирина,спасибо большое!
С уважением,

Эдуард Кузнецов 2   16.05.2024 07:32     Заявить о нарушении
Вам, Эдуард, спасибо за добрый отклик!
Самые светлые пожелания! Мирного неба, здоровья, счастья!

Ирина Анисимова 4   16.05.2024 08:48   Заявить о нарушении
Эдуард, рассказ этот написан по воспоминаниям моей мамы. Случай с пасхальными яйцами из само́й жизни. Вот только не помню, к сожалению, какие предметы преподавали эти два учителя. Первый был в школе человеком случайным. По воспоминаниям мамы, он написал «трудное» слово, вообще не глядя на доску.
В этом же классе учился и мой будущий отец. Именно его любовью к шуткам я наделила Владика. А об одной ранней проделке Вани Анисимова написала в другом рассказике.
К девятому классу все очень повзрослели. А уж на войне и подавно.
С учителями в школе им, конечно, повезло. Например, немецкий язык в этом классе учили всего один год. И через годы моя мама, заочница исторического факультета пединститута, сдала зачёт по немецкому языку без подготовки!



Ирина Анисимова 4   28.05.2024 21:53   Заявить о нарушении