Мои 50 лет в ЛитО

                (публикация в газете "Российская провинция")


                «Чем ближе к закату,
                тем длиннее тени воспоминаний»
                Эмиль Кроткий
                (Эммануил Яковлевич Герман)

     Воспоминания бывают разными – тёплые и печальные, сладкие и горькие, легкие и тягостные – все они живут, спрятанные памятью в дальние кладовочки. Время от времени память достаёт какие-то из них с полочки, бережно сдувает золотистые пылинки прошедших лет, и подсовывает: на, мол, помни да не забывай…
Мои воспоминания не похожи на тени, они светлы, поскольку начинаются в юности, а юность была солнечной, яркой, красочной, наполненной самыми разными событиями, перемешанными, как разноцветные картинки калейдоскопа.
     Одним из таких событий стало моё появление в стенах прежней редакции городской газеты «Под знаменем Ленина», куда я принесла свои стихи. И, о, чудо – их напечатали! Радости моей не было границ, с трудом верилось, что это случилось. Но, развернув газету, я снова и снова видела свои строчки, своё имя на литературной странице среди других стихов и имён, которые тогда мне были совершенно незнакомы. Это окрылило и вселило некую уверенность в своём умении – стихотворчестве. Однако, сомнения и страх всё же не покидали ни тогда, ни много позже. Ведь стихи – суть отражение души, всего того, что чувствуешь. Это похоже на её, души, прилюдное обнажение, исповедь. Но юность смела и отчаянна. Стихи свои я стала посылать почтой, в конверте, их снова печатали. Случалось, прочитав эти вирши, мне даже кто-то звонил, с предложением познакомиться, ведь стихи были о любви, насквозь пропитанные есенинскими мотивами… Кто не любил Есенина, тот вообще никогда не любил. А мне шёл семнадцатый год – возраст влюблённости, сердечных волнений, радостей, разочарований, надуманного одиночества и столь же надуманного душевного надлома…Всё это выливалось в стихи, их печатали в газете, а газету читали все в городе.
    Это моё «одиночное плавание» закончилось по воле мамы, которая показала стихи тогдашнему руководителю Бузулукского литературного объединения им. Д.А. Фурманова – Василию Никитовичу Филатову, с семьёй которого мои родители были хорошо знакомы. И вот я приглашена на очередное собрание литераторов…
Сказать, что волновалась – не сказать ничего. В редакционную крохотную комнатку купеческого особнячка, где собралось несколько человек, вошла на ватных ногах, но с прямой спиной и высоко поднятой головой – тоже от страха. Однако, опасения вскоре улетучились. Стихотворение, которое попросили прочитать, всем понравилось, обошлось даже без замечаний, но вопросов было много: сколько мне лет, давно ли пишу, кто помогал или наставлял, кто мой любимый поэт, писатель, почему я написала это стихотворение трёхстопным анапестом?.. Не помню своих ответов, кроме одного, вызвавшего улыбки: сочиняю стихи с пяти лет. Это, впрочем, чистая правда. Благодаря родителям и, смею надеяться – крошечному зёрнышку поэтичности, посеянному в моё чуткое сознание Природой, с рифмой мы подружились ещё в детстве.
Улыбки улыбками, а надо двигаться дальше, и все единогласно проголосовали за принятие новоявленной юной «поэтессы» в ряды литературного сообщества. Шёл 1974 год.
     Однако ещё раньше, самым-самым первым, в газете появился мой стих «Весна», в 1971 году. Приведу его полностью, поскольку мало кто тогда поверил, что это написала 13-летняя девочка.

Весна, вся в солнышко одета,
Вся в звонком трепете – капель.
Я словно слышу голос лета
И соловья ночную трель.

Вливаясь в душу птичьей песней,
Раскинув крылья синих рек,
Весна спешит ко мне навстречу,
Как будто я ей ближе всех!


    И вот тут-то прямо в Бузулукский детский санаторий, где я тогда находилась, нагрянули журналисты, корреспонденты из городской газеты. Стали допытываться, мол, точно сама написала? Сначала пришло удивление, потом стало обидно до слёз, а после я на них рассердилась. Эта сердитость, очевидно, убедила их окончательно в моём неоспоримом авторстве. А я долго ещё приходила в себя, решив, что в редакцию больше – ни ногой. Но никогда не говори «никогда»…
    В ЛитО состояли люди грамотные во всех отношениях, состоявшиеся, известные литераторы, мастера Слова. Это мы, молодая поросль, настырно отстаивали свои несовершенные вирши, не желая ничего «править», считая это посягательством на святая святых. А наставники наши твёрдо стояли на своём, убеждая, показывая, обучая, помогая… Ни одно «сырое» стихотворение не принималось в печать. Причём, решалось это тут же – либо доработать, отредактировать самостоятельно, либо это сделает редактор, либо стихотворение вообще вернётся автору «в стол». С прозаическими произведениями дело обстояло практически так же. Проза – суть родной язык в литературном его воплощении. Не каждый прозаик пишет стихи, но каждый пишущий человек не может не владеть литературным слогом, стихотворец в первую очередь.
     Обычно проза внимательно заслушивалась, автор получал замечания по дополнению или, наоборот, сокращению текста, рекомендации по средствам выразительности и т.п. Работа всегда принималась с учётом редактирования. Это был наш «горячий цех», полный творческих заготовок, из коих впоследствии делались настоящие произведения.

      Однако жизнь не ограничивалась одними ежемесячными собраниями. Нас приглашали в школы, техникумы, дома культуры, предприятия, куда мы с удовольствием ходили – читали, видели внимательные глаза, это воодушевляло – взять в руки перо и работать, работать…
      Запомнилась летняя поездка самой молодой части ЛитО в Бузулукский бор, на так называемую «стрелку» - место впадения реки Боровки в реку Самару. На песчаном берегу разбиты палатки, расчехлены гитары, в костерке весело потрескивает сухой валежник, а мы, как недавно подросшие птенцы певчих пташек, распеваемся, пробуя свои голоса… Песни, стихи, вдохновенное настроение, река, аккомпанирующая своим тихим плеском… Что может быть прекраснее?.. Бузулукский бор ещё не скоро получит статус национального парка, никто нас не тревожил запретами, да и вели мы себя достойно, как и положено: мы приехали как гости в эту сказочную обитель, уважая и соблюдая заведённые здесь порядки.
     Были и другие поездки…
     В один прекрасный день Василий Никитович объявил о предстоящем семинаре для начинающих авторов, который состоится в Оренбурге, и на который поедут Ольга Поминова и Елена Горина. Леночка пришла в ЛитО совсем девочкой, с совершенно замечательными стихотворениями, вызвавшими у наших мэтров только хвалебные отклики и оценки. И вот мы обе, в сопровождении нашего руководителя едем в областной центр, где слушаем умные выступления, впитываем много полезного, а после даже даём интервью областным корреспондентам газеты «Южный Урал», в которой позже опубликованы наши с Леной стихи. Прожив два дня в гостинице «Оренбург», вдоволь нагулявшись по улицам города, потратив все командировочные (да, всё по-взрослому и всерьёз), возвращаемся в любимый Бузулук. В поезде Василия Никитовича осенила идея создания творческого союза, в соавторстве со мной. Честно сказать, к соавторству я была не готова, да и вообще всегда считала, что творческий процесс любит уединение и тишину. Поэтому эта интересная идея так и осталась не воплощённой…

     Шло время, в моей творческой «копилке» появились новые темы – патриотическая, гражданская, городская. Мне всегда нравилось искать новые слова, новые рифмы, поэтические приёмы. Это приветствовалось и поощрялось в творческом цехе коллегами, за что я им безмерно благодарна.
Назвать имена тех, кто был тогда со мною рядом – для меня большая честь.

Арефьев Виктор Андреевич
Бурцев Александр Владимирович
Израилев Леонид Яковлевич
Лёвкина Елена Владимировна
Маргарита Мартыновна Микулик-Трусова
Константин Андреевич Мусорин
Сухарев Иван Дмитриевич
Филатов Василий Никитович
Шестаков Алексей Никанорович

     Жаль, что в то время я не была лично знакома с Воробьёвой (Крюковой) Маиной Сергеевной, наше знакомство состоялось куда позже, когда она уже была бессменным куратором ЛитО на протяжении десятков лет. Её феноменальный ум, совершенная память, энциклопедические знания и высочайший профессионализм поразили меня. Мы подолгу общались, и эти разговоры я буду помнить как бесценный подарок; они стали своеобразным весомым вкладом в моё развитие, совершенствование навыков стихотворчества, слога, техники и т.п. Ко всему и прежде всего она была человеком остроумным, с потрясающим чувством юмора – слушать Маину Сергеевну можно было часами. Горько и не хочется теперь говорить о ней «была»…
     Но время бесстрастно и безжалостно.
     … Так случилось, что выйдя замуж 18-летней, мне пришлось покинуть Бузулук на целых шестнадцать лет и бывать здесь только наездами – сначала с Дальнего Востока, где служил муж-офицер, потом из Свердловска (ныне Екатеринбург), с севера Кировской области, а позже – с юга этого же региона и т.д. За эти годы связь с ЛитО не прерывалась, мне писали, я отвечала, посылала стихи в Бузулук, а письма шли долго, тогда мы и знать не знали ни о компьютерах, ни об интернете, ни о сотовых телефонах, всего этого просто ещё не было. Очень тепло было чувствовать там, вдали от отчего дома, эту незримую связь с близкими по духу… Бывая в отпуске, я всегда навещала своих коллег, до тех пор, пока всех, кого я знала, не сменили другие люди. Кто-то уехал, кого-то, увы, не стало, - всех вспоминаю с теплом и любовью.
     В лихие девяностые, когда я наконец-то вернулась к родным пенатам, жизнь повернулась своей неприглядной стороной, со всеми трудностями и неуверенностью в завтрашнем дне. А спустя годы, когда она всё-таки наладилась и в стране, и в семьях, я отправилась искать своё родное ЛитО. Уже вовсю пользовались мы и компьютерами, и мобильниками, но даже всезнающий интернет не помог найти информацию. Выручила родная редакция. Газета носила другое, теперь уже привычное имя «Российская провинция», а её тогдашний главный редактор Н.А. Толмачёва приняла меня радушно и посоветовала связаться с библиотекой им. Л.Н.Толстого, в частности с Галиной Ильиничной Переседовой. Как оказалось, не напрасно я так настойчиво искала контакты (наверное, сердце подсказало) – в библиотеке вот-вот должна была состояться большая встреча всех, заинтересованных в возрождении ЛитО им. Д.А. Фурманова. Горячую поддержку нам тогда оказали Управление культуры, краеведческий музей, редакция газеты «Российская провинция», оренбургские литераторы: Н.Ю. Кожевникова и И.Г. Коннов. На дворе стояла осень 2013 года…

     С 2014 года, со дня возрождения, снова живёт наш творческий союз насыщенной, нескучной активной жизнью. Пишем, издаём ежегодный альманах, авторские книги. Выезжаем в памятные места Оренбуржья, взаимодействуем с областным литературным сообществом и СМИ. А любимая «Провинциалка» публикует наши работы в «Литературной гостиной», за что мы искренне благодарны редакции.

     Мои 50 лет в ЛитО совпали с 95-летием творческого сообщества, и это точно неспроста, это ко многому обязывает. Новые работы, новые книги, совершенствование мастерства – всё на благо, всё к добру. Пусть так и будет…


Рецензии
Как интересно!! Поздравляю, Оля!! ❤️

Наталья Ерёмина -Красникова   12.05.2024 07:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташ))
Обнимаю!

Ольга Поминова   13.05.2024 05:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.