О святом праведном Иоанне Кронштадтском

                (Иван Ильич Сергиев 1829-1908 гг..)
               
Разные направленья в истории Руси,
одно из них - святые Православия,
как побеждали старцы сложные пути
вверяя нам труды вероучения.

В подвигах святых - борьба за справедливость,
против угнетенья, рабства и поборов,
подвижников напориста непримиримость
склоняла власть к смягчению законов.

Осенью в селе Архангельской губернии
родился слабенький новорождённый,
второпях окрестили дитё родители,
боялись - «чадо уйдёт не окрещённым».

Назвали Иваном, в честь сербского святого,
молитвами матери «Бог ребёнка спас»,
рос в простой семье, достатка небольшого,
от тяжёлых работ отец рано угас.

Иоанн, на скудные отцовские средствА,
стал учеником церковного училища,
скорбел о «неспособности своего ума»
внять учёбу церковного святилища.
 
Для Иоанна - это «сердечная беда»,
у Бога просил в учёбе осмысленья,
«как-то неожиданно с глаз спала пелена
в голове раскрылся ум для усвоенья».

Чем дальше, тем легче учёба постигалась,
и, как лучший, зачислен в семинарию,
семья Сергиевых без средств перебивалась,
Иван пришёл работать в академию.

Иоанн готовил себя к миссионЕрству,
но, увидев во сне Андреевский собор
оставил мечту про Север, Сибирь, Аляску,
служение в Кронштадте прИнял как закон.

Пришлось заключить брак по необходимости,
к Лизе, супруге - нежное отношенье,
убедил жену в фиктивной действительности,
жизнь посвятить Богу принял он решенье.

Скончался тесть, лишились средств другие дети,
для Сергиевых - они стали семьёй.
Иоанн определил будущие цели
в Богослужении и в пастырстве святом.

Шёл тысяча восемьсот пятьдесят пятый год,
Кронштадт не лучший портовый град России,
люд жил в лачугах, хозяин пьяница и вор,
порОки гиблые страхи наводили.

Темнота, безнравственность, болезни средь детей,
грязь, преступность, нищета были ужасной,
мрачное населенье «не видело церквей,
- не было картины более печальной».

И в этом городе, среди такого люда
Иоанн начинал своё служение,
его проповеди о человеке Бога,
вызывали интерес и доверие.

Иоанн владел превосходным даром слова,
ведя литургию «слёзы лились ручьём»,
с глубокой молитвой он падал у Престола,
в службе был охвачен внутренним огнём.

Осознавая высоту своего сана,
пастырь говорил пронзительные речи,
не удивительно, что разносилась слава
и много народа шло на эти встречи.

Каждый день посещал он жалкие лачуги,
к убогим больным искал и приводил врачей,
сам приносил еду, лекарства из аптеки,
тратил последние гроши для нужд семей.

За Иоанном ходила бедняков толпА,
это вызывало недовольство власти,
епархия перестала выделять средства,
но святой не замечал все те напасти.

Мужественно стойко переносил глумленья,
(даже за юродивого люд принимал),
по прежнему отдавал обувь, одеянья,
часто свою семью на голод обрекал.

Помогать нуждающимся средств не хватало,
он пишет в газету горькое воззванье,
рассужденья о бедноте в статьях святого
вызывали у народа состраданье.

Из-за тяжкой жизни нищих Иоанн страдал,
обратился к чиновничеству города,
- приискать общественное жильё взывал,
и к созданию Дома трудолюбия.

Призыв услышан - принят властью и народом,
пришло время большого благодейстия,
при церкви создано братство «Попечительство…*1
началась стройка Дома трудолюбия. * 2

Благодейстия ширились по всей России,
в «Попечительство» щедрОты поступали,
крепили церкви, монастыри, обители,
- приюты, школы, больницы создавали.               

Россия была в политических проблемах, *3
пастырь защищал Церковь и монархию,
разъяснял в выступленьях и простых беседах
что «безбожье» ведёт страну к падению.

Провидец, великий воин в трудолюбии,
осуждал зачинщиков революции,
призывал сохранять страну в православии
и к сплочению вокруг монархии.

Святой подвергался нападкам «левой прессы»,
либералы наносили оскорбленья,
особенно изощрялись «интеллигенты»,
грозили физическим уничтоженьем.

Служенье Иоанна известно на всю Русь,
его дела живут в «братии» славянской,
добром и правдой украсил выбранный свой путь,
он - Великий святой в истории российской. *4

                2024 г. апрель

*1 -  В Кронштадте при Андреевской церкви в 1874 г. по инициативе Иоанна Кронштадтского основано православное христианское братство «Попечительство святого апостола Андрея Первозванного» куда вошли представители самых разных слоёв общества города.

*2 - «Дом трудолюбия» был открыт в 1882 г. На 4 –х этажах оборудованы разные мастерские, где обучались в том числе и бедняки. Там, за определённую плату, работали до 7 тысяч человек, организована воскресная школа обучения грамоте для взрослых, устраивались лекции, чтения, работали читальня и библиотека. Устроен приют для детей сирот, убежище для малолетних, богадельня для бедных женщин, столовая с благотворительными обедами, бесплатная лечебница, имелся свой огород. «Дом трудолюбия» стал образцом для подобных учреждений и распространился по всей России. В 1888 г. Иоанн построил большой каменный ночлежный дом отдельно для мужчин и женщин с символической дешёвой платой. Построен странноприимный дом с платными и бесплатными отделениями (дом гостеприимно принимающих странников, богадельня, дом для постарелых бедняков).  Попечительство снабжало одеждой, обувью и выдавало деньги нуждающимся от 1 до 20 руб. независимо от веры и национальности.  Благотворительность приобрела государственный масштаб, сам же Иоанн ложился спать без копейки в кармане, на себя ничего не тратил, жил в той же квартире, 53 года ничем новым не обставлял. Иждивением отца Иоанна построены множество церквей и монастырей, обустроено много обителей по всей России - Сурский монастырь, Леушенский женский монастырь, Воронцовско-Благовещенский жен. монастырь, Вауловский монастырь, Пюхтицкая женск.обитель и др.  В России не было благотворительного общества, которое не пользовалось бы помощью Попечительства. Не будучи монахом, Иоанн стал первым священником причтенным в России к лику святых за пастырское служение.

* 3 - Истинный патриот России всегда утверждал в православии - «любовь к Богу, царю и Отечеству» и что безверие и нигилизм интеллигентов, претендующим на руководство народом, ведёт к разрушению государства. «Дерево познаётся по плодам» -  предостерегал Иоанн, революцию воспринял как национальную катастрофу, осуждал её зачинщиков, убеждал народ в единстве и отстаивать самодержавие, препятствовать либеральным свободам, за что началась травля отца Иоанна. Святой обвинял Льва Толстого за то, что тот отверг ученье Церкви, поставил себя вне православия. Иоанн назвал его сектантом и раскольником, Священным Синодом Толстой был отлучён от Церкви. Иоанн смотрел дальше своих противников, он - носитель народной культуры и «мечтал не только о Святой Руси, как Толстой, а сам был Святой Русью, сам нёс её в своём сердце».

*4 - Будучи больным, Кронштадтский батюшка отслужил последнюю литургию в Андреевском соборе и 20 декабря
1908 г. пастырь отошёл к Богу. В советское время его имя вовсе не упоминалось, только в 1990 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский причтен Церковью к лику святых.


Рецензии
Доброго времени суток, Надежда! Очень хорошо вы раскрыли деятельность при жизни нашего святого Иоанна Кронштадтского! Кроме того он при помощи групповой молитвы излечивал безнадёжных больных! Успехов в вашем творчестве! С уважением!

Владимир Марсов 2   31.05.2024 12:29     Заявить о нарушении