А. П. Чехов, Пари, рецензия

Антон Павлович написал "Сказку" для рождественского номера газеты "Новое время". Однако то, что получилось, было отнюдь не сказкой и потому превратилось в рассказ "Пари". Однако про замысел сказки не забываем.

Переименование и сокращение произошли при подготовке собрания сочинений в 1901 году, то есть после тяжёлой поездки на Сахалин и после избрания академиком Академии изящной словесности.  Антон Павлович позволил себе быть идеалистом и убрал несколько циничное завершение, где затворник, обретший было святость,  вкусил благ мира и, спусившись на землю, попросил хотя бы часть тех денег, на которые имел право по условиям пари.

А начиналась история вот как: чудовищно богатый и азартный банкир с его тщеславием,  требовавшим публики, отрицал возможность жизни без общения в споре насчёт гуманности пожизненного заключения вместо смертной казни, и 25-летний адвокат заключил пари на 2 млн.руб., что даже не 5, а 15 лет проведёт без людей.

Подписали договор о том, что затворник будет иметь доступ ко всем благам цивилизации и культуры, которые можно внести в его комнатушку, но связь с людьми лишь односторонняя, письмами без ответа. Далее следует немало подробностей: что ел, что читал.

Срок подходит к концу, и проявляется извечная банкирская сущность: платить не хочется, так убьём же человечка, виновным будет объявлен сторож. Однако перед спящим узником оказался лист дневника, где он выразил намерение уйти за несколько часов до окончания срока, показав презрение к материальному миру отказом от выигрыша. Банкир тронут. Узник уходит. Записка о добровольном отказе  от выигрыша ложится в сейф.

В удалённой части банкир желает предотватить банкротство, заключая новое пари: существует человек, добровольно пренебрёгший благами мира. Он идёт за запиской, однако натыкается на бывшего узника, клянчащего деньги. Пари проиграно (кстати, мог бы и не сообщать, но почему-то честен, будто освободишееся место святого решил занять сам, в этом продолжение "Сказки"), банкир - банкрот.

Отличие прошлого и настоящего показал Иван Перекатов в экранизации рассказа 2014 года. Банкир берет охранника,  входит к узнику и сразу стреляет. Нет тела - нет дела. Мешок, упаковка трупа. Охранника позднее тоже наверняка лишит шанса проболтаться.

Рассказ короткий, смысла бездна. Его любят интроверты. Именно они, читая Чехова от корки до корки, натыкаются на рассказ и впитывают его всей душой. Лет в 20 приблизительно. И исключают соблазны общения, посвящают себя глубокому постижению культуры так, будто стали тем адвокатом. Неплохой путь. Так быстрее накапливаются те 100 000 часов, которые якобы гарантируют достижение абсолютных мировых высот в любом деле (а постигнуть основы любого дела вроде как можно в течение 20 часов).

Спасибо, Антон Павлович, за рассказ. Спасибо родителям за восьмитомник Чехова, стоявший на самом видном месте в течение всего моего детства.


Рецензии