Слушая, как Юйдзя Ванг играет Шопена. Суть музыки

Слушая, как Юйдзя Ванг играет Шопена -
Это был до диез по-моему вальс -
Я вслед за музыкой как вспорхнув улетела,
И не могла догнать эту ипостась.

Музыка - что-то отдельное от человека,
Где-то сама по себе обитает, Над,
Нет, конечно понятна она человеку,
Но она - точно не Я, не один. Как маг -

Нечто иное, даже где-то чужое,
Чуждое человеку как запредел -
Не самовыражение, божество ли -
Что-то, к чему стремишься влюбленно цел.

Это дано не каждому исполнителю,
Это я подчеркну дала Юйдзя Ванг,
Музыка льется Стремительно, ошеломительно -
С ней оттого человек в божестве пропал.

Ep 14, 6 минута: https://youtu.be/8pbEKH_uloY?si=1uADAqYi-7tHZoXl
Дошло на этом вальсе оп 64.2 как откровение, что музыка не выражает отдельного человека. И вдруг сегодня у себя же в ответе на рецу В.Каблову http://stihi.ru/2018/07/28/8098 нашла цитату из Вагнера, которому давно все это понятно:

«То, что выражает Музыка, вечно, бесконечно и идеально; она выражает не страсть, любовь, желание того или иного человека в том или ином состоянии, но саму Страсть, Любовь, Желание, и в таких бесконечно разнообразных фазах, которые лежат в ее уникальное достояние, чуждо и неизвестно любому другому языку... Итак... За Победу, достигнутую нашим высшим чувством над никчемностью пошлости! За Любовь, которая венчает наше мужество... За тот день, за ночь!... И трижды ура Музыке».

Рихард Вагнер


Рецензии
Елизавета, музыку можно считать и основой мироздания.
Мне кажется, именно об этом писал Мандельштам:

Быть может, прежде губ уже родился шопот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.

Надия Медведовская   22.04.2024 07:37     Заявить о нарушении
Меня вы ее исполнение поразило преобладание 🌞Объективности🌞. Всё-таки Это основное, что несёт музыка для объединения людей. Хотя музыка есть сочетание с объективность плюс субъективность, как индивидуальный стиль или может быть каждый композитор вкладывает в неё особенность своего Спектра эмоций - Грань, которая является дополнением мозаики. Тот же Мандельштам сказал: "быть может мы Айя-София с бесчисленным множеством глаз".

Насчёт основы мироздания - этог Вы глубоко копнули, подобно Пифагору с числами. Интересно, что Вы под этим понимаете? Ведь непонятно тоже, какие там вибрации, и что звучит, ведь даже мы воспринимаем только ограниченный диапазон по сравнению с теми же дельфинами или кошками.

Елизавета Судьина   22.04.2024 11:02   Заявить о нарушении
Елизавета, я ничего не могу сказать относительно понимания музыки мироздания,
но воспринимаю мир, Вселенную и историю человечества именно как музыкальную драму.
В художественной литературе об этом есть у Толкиена в самом начале эпоса "Сильмариллион", иносказательно и в то же время прозрачно, Творец задаёт темы для мелодий, а хоры и оркестры духовных созданий развивают эти мелодии в музыку творения, и тогда же появляется искажение замысла Творца в виде диссонанса Мелькора. Такое видение мне очень близко.

Надия Медведовская   22.04.2024 17:00   Заявить о нарушении
Да, вспоминаю, читала эту книгу. Еще музыка ближе всего к синтезу всего, объективного и субъективного, души и тела.

Елизавета Судьина   22.04.2024 17:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.