Дорога от фигового листка к парче

К холодам Ева связала Адаму шерстяной фиговый листок.
             - Владимир Поляков



Из ренессанса Микеланджело
Был ближе всех по духу к грекам -
Резцом и кистью, как адажио,
Нагой натуре был успехом.

Культура греков поощряла
Культуру тела, как и дух -
Нагие там - в спортивных залах
Без сплетен ханжеских старух.

Там был Мирон до нашей эры
Был Фидий, как и Поликлет 
Лисипп богов ваял умело,
Пракситель там оставил след

Религия и философия
Мозги промыла за столетия -
Дан фиговый листок пособием,
Чтоб “срам" прикрыть Его творениям. 

Страдал от них Буанаротти -
Нагих?  На сводах Ватикана?
Критиковали даже очень,
Чтоб в церкви "это" не бывало.

В других культурах паранджа,
Как продолжение идеи,
Там многоженец и ханжа
Мораль свою всегда имеет. 

Сегодня толпами туристы
С Давида глаз своих не сводят.
Кто помнит критиков нечистых?
Лишь примечанием проходят.



Мирон — древнегреческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в.).

Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптори архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перила.

Поликлет Ста;рший — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры

Лисипп — греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)

Пракситель  — древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу»



ДАВИД МИКЕЛАНЖЕЛО

А там где прелести у женщин у мужиков обычно срам
             - Владимир Поляков

По разному мы видим мир
Спустя года, спустя столетия. 
Другие вкусы правят пир,
Мораль другая, междометия.

Мы чтим, кто проклят был тогда,
Кто был казнён за ересь, смуту
И восславляем мы творца,
Кого клеймили почему-то.

Скульптуру, символ тех времён,
Что смотрим с восхищением днями,
Когда-то звала злобы звон,
Была забросана камнями. 

У Микеланджело Давид
Стоит пред боем с Голиафом.
Не в час победы... предстоит
Судьбу узнать свою и плату.

Он не обрезан иудей,
Для Микеланджело важнее
Он представитель всех людей,
Кто перед битвой не робеет.

Суров, бесстрашен его взгляд,
В нём понимание близкой смерти.
С пращой в руке - вот весь наряд -
Не для ханжей стоит. Поверьте.

Теперь для нас он идеал,
А сбросьте с счётов пять столетий -
Что скульптор за него познал,
Ведь критика похуже смерти.

По разному мы видим мир
Спустя года, спустя столетия. 
Другие вкусы правят пир,
Мораль другая, междометия.




ШТАНОПИСЕЦ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ

Именно потому, что не было никакого запрета, все его греховные желания исчезли и потеряли свою привлекательность.
          - Марк Твен

У Микеланджело фигуры
Всегда везде обнажены.
Как греки он ценил натуру,
Но ведь вокруг его ханжи.

Один из пап, как инквизитор,
Не мог бесстыдства допустить -
Пусть Страшный Суд, душа раскрыта,
Но тело надо бы прикрыть.

Особенно святым негоже
Стоять в чём мама родила,
Чтоб видел их Иисус (О Боже!)
"Закрой чем хочешь!”, все дела.

Художник с нравом был примерным -
Он папу вежливо послал…
Но ученик его Вольтерра
Всё ж кое где подрисовал.

Там складочка, а там листочек
Всё аккуратно, но беда
Увидел две фигуры “в позе”
Весьма двусмысленной тогда.

Святые Влас, Екатерина
В любовный метятся экстаз…
Вот им одежда. И готово -
Так обошлось на этот раз.

За это славный живописец
И благодарность получил
И звание: “Папский штанописец”
Таким его запомнил мир.


Даниеле да Вольтерра был учеником Микеланджело и вошёл в историю как ”IL Braghettone, что означает “штанописец” или “исподошник”.




ШКУРЫ, ЛЁН, ХЛОПОК, ШЕРСТЬ

"Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
           -  А. С. Пушкин


На человечества заре
Что было важно нашим предкам?
Еды запасы во дворе,
Защита от дождя и ветра.

И было важно, что одеть -
Листок то фиговый не греет.
Для шкуры - надо же раздеть
Медведя иль другого зверя. 

Был первым лён. Ткали холсты
Льняные со времён Египта.
Пусть технологии просты -
Челнок и рамка, ну и нитка. 

В любой деревне, кишлаке
Почти в любой семье на деле
Могли и прясть и ткать вполне,
Пусть для себя, но все умели.

Потом был хлопок, была шерсть,
Китай был шёлком знаменитей...
Но главным - ткать было уметь,
Той технологии в клубке нитей.

Богаче та была страна,
Где дело ткацкое в расцвете.
Не мёд, пушнина и пенька...
Индустрией первой мир отметил.



ШЁЛК

Когда тягалась с силой красота,
Не в каждом споре сила побеждала,
Порою с глади шелка неспроста
Соскальзывало острие кинжала.
           —  Мирза Шафи Вазех


Дороже золота ценился
В Европе шёлк.  Его легко
Доставить было.  Не ленился
Купец – ведь прибыль вся его.

Шли также специи на запад –
Вкус, консервации залог,
Орех мускатный –дивный запах,
Корица, перец и шафрон.

Из них лекартва делал лекарь –
Что из-за моря, то ценней…
Вы на себе не испытали –
Как чудодейственен жень-шень?

Фарфор и чай был популярен,
Невиданных животных лик,
И шло всё это караваном
Чуть больше года.   Если жив.

Потом открыли водный путь –
И время сократилось вдвое.
Где тысяча верблюдов груз
Один корабль мог взять с собою.

Когда арабы перекрыли
Дороги, водные пути -
То мореходы вдруг открыли
Весь истинный размер Земли.

Поэты Франции тех пор
Давали дань красавиц моде
И воспевали “русский шёлк”,
Так слышали о нём в Европе.

А шёлк транзитом шёл туда
Пока крестовые походы
Не прорубили путь купцам
Была лишь через Русь дорога.

Путь на восток шёл через Днепр,
Где волоком, где Дон и Каспий,
Потом верблюдами и мех
В большой цене он был в Багдаде.

Там торговали три страны
Хазария и Русь, Булгары
Пенька и лён, также рабы,
Пушнина – вот Руси товары.

Монет арабских найден клад
В Двины верховьях, в Скандинавии.
Не зря тот путь манил варяг  -
До греков, Персии и далее.

Но лишь еврейские купцы
Вели контроль товаров с юга,
В Хазарию ведут концы
Всех северных дорог оттуда.

И войны местных тех князей,
Всех Рюриков родных по крови
Шли за контроль торговли всей –
Шёлк, пряности и много более.

Так экономика была
Тем главным рычагом прогресса
О чём известный “Капитал”
Всё объяснил нам с интересом.




КРАСКИ ШЁЛКА

Тупице подносить стихов святое зелье —
Что наряжать осла в шелка и ожерелье.
           —  Насир Хосров (Носит Хисроу)


Шёлк, волокно из протеина -
Такой у гусеницы дом,
Чтоб куколкой ей стать невинной,
А бабочкой уже потом.

Тяжёлый труд у шелкопряда
Из шёлка коконы создать,
А если вам нужны наряды,
То надо дружно помогать.

Чтоб в тишине и тёплом месте
Мог жить, работать шелкопряд.
Кормить его на третий месяц
И мыть отварами не зря.

Умели древние китайцы
Цвета у шёлка получать –
Питание гусениц так важно,
Что ешь – тем цветом можешь стать.

Вот листья белой шелковицы –
У шёлка будет белый цвет.
Диета с цветом породнится –
Учись, что кушать человек.

Чтоб дополнительно раскрасить
Идёт работа потрудней –
Сначала размотай, старайся,
Потом промыть его сумей.

Семь дней идёт его промывка,
А сушат шёлк лишь только днём …
Затем его варили шибко,
Затем отбелка, мелом всё.

Коренья, листья применялись
И краски нужной результат
В Китае только  получался…
Куда тебе в Европе брат.
 



ПАРЧА

Жизнь — то шербет на льду, а то отстой вина.
Плоть бренная в парчу, в тряпье ль облачена —
Все это мудрецу, поверьте, безразлично,
Но горько сознавать, что жизнь обречена.
              —  Омар Хайям

Роскошнее не было материи,
Чем знаменитая парча!   
Там золотые рукоделия
На шёлке вшиты для царя.

Идёт история с Китая,
Лишь только там был шёлк тогда.
Годами платье вышивая
Для императора двора.

Потом Дамаск её приметил,
Оттуда мир её узнал…
Дороже золота заметьте
В парчу был вложен капитал.

Оно всегда индивидуальна
И шилась только на заказ.
И одевалось ритуально
Для случая, для многих глаз.

Парчу любила очень церковь,
Бояре были без ума...
Так было, коль истории верить,
В России только до Петра.

Нельзя сословные различия
С тех пор в одежде применять….
А как парча - она отличие
Царей, министров - им под стать.

"С плеча” дарилась эта форма,
Была ценнее, чем меха.
Парча - материя, платформа!
По ней узнаешь богача.

Когда встречают по одёжке,
Парча есть лучшая из всех!
Сафьяновы ещё сапожки
Вам, гарантирован успех.


Я об истории писал,
А там парча богатства мерой.
Сегодня мир другой настал
И не в одёжке больше дело.
Дома и яхты, в банке счёт...
Прогресс, куда не посмотрите.ё,
Но также бедствует народ.
Истории урок примите.
.


Парча (от перс.— «ткань, материя») — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами.
Во времена династии Сун уже ткали парчу (960-1279 гг.н.э.).




ПОЛЕ ЗОЛОТОЙ ПАРЧИ

Прошла Столетняя Война,
Европа силы набирает -
Две силы власть хотят сполна
И каждой что нибудь мешает.

Империя Габбсбургов - одна
Под Карлом Пятым.  А другая - 
Владения Франца Валуа -         
Земля Французская иная.   

Католики и здесь и там
Друг другу роют по могиле...
Хотя на юге Сулейман -          
Империи Османской сила.

А в Англии ещё король
Своим безумством знаменитый -
Конечно Генрих он восьмой -      
Вот сцена вам и стол накрытый.

Нейтрален Генрих был тогда
И Валуа имел надежду,
Что сможет убедить врага
Стать другом. Вот такой невежа.

На поле встретились они
Под золотыми куполами…
Так “Поле Золотой Парчи”
Потомки поле называли.      

На поле том было добра
Побольше чем в их двух столицах.
Пытались пыль пустить в глаза…
Пустили.  Но договориться?

Не получилось.  Гордость им
Дорогу перешла обоим.
А жаль.  Вот если б повторить?
Иначе бы пошла история.



В нач. XVI в. за власть над Европой боролись две главные силы — Франция и Габсбургская империя Карла V. Англия, в то время не достигшая своего грядущего могущества, расценивалась ими как потенциальный союзник, с целью чего она проводила различные дипломатические действия, желая повышения своей значимости.

Каждый из монархов пытался превзойти другого великолепием своих палаток и одеяний, пышностью пиров, музыкой, турнирами и играми. На палаточный городок и костюмы ушло так много дорогостоящей золотой парчи, что она дала название этим переговорам

Карл V  Габбсбург— последний император, официально коронованный римским папой, он же — последний император, отпраздновавший в Риме триумф.   король Испании, король Германии император Священной Римской империи

Франциск I - король Франции с 1 января 1515 года, сын графа Карла Ангулемского, двоюродного брата короля Людовика XII, и Луизы Савойской. Основатель ангулемской ветви династии Валуа.

Генрих VIII - король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Англии Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров.

Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов; при нём Оттоманская Порта достигла апогея своего развития.
В Европе Сулеймана чаще всего называют Сулейманом Великолепным




СТАНОК ЖАККАРДА

Наполеон I Бонапарт наградил Жаккара пенсией в 3000 франков и правом взимания премии в 50 франков с каждого действующего во Франции стана его конструкции. В 1840 году Жаккару соорудили памятник в Лионе.


Кого сегодня удивишь
Станком с программным управлением?
Но двести лет тому Париж,
Весь захлестнуло удивление.

Кто видел ткацкие станки
Парчи, что с золотом узором,
Тот знает, ох как нелегки
Процессы с нитей перебором.

Поднять ведь нужно нити те,
Что соответствуют для цвета;
Под ними нить, что в челноке...
Повторит тысячи раз при этом.

Но перфокарты изобрёл
Жозеф Мари Жаккард однажды. 
Теперь строки узорный шёлк
Был программирован перфокартой.

Был восхищён Наполеон   
А он был скептиком известным.
Станок - эпоху сделал он!
И перфокарты нам известны!   



Жозеф Мари Жаккард; 1752-1834 — французский изобретатель ткацкого станкадля узорчатых материй (известного как машина Жаккарда).

Машина Жаккарда - первый пример машины с программным управлением, созданной задолго до появления вычислительных машин. Двоичным кодом набрана перфокарта: есть отверстие-нет отверстия. Соответственно, какая-то нить поднялась, какая-то нет. Челнок прокидывает в образовавшийся зев нить, формируя двусторонний орнамент, где одна сторона является цветовым или фактурным негативом другой.




ЭПИЛОГ

Нас встретили по одёжке.
Проводили тоже плохо.
        - М. Жванецкий

Да, нас встречают по одёжке,
А провожают по уму.
Сменить одежду есть надежда...
Ум - не бубенчик на ветру.

Он не заметен, как одежда
И кто красиво говорит
Бывает часто, что невежа -
За штампами ум не стоит.

Нет глубины, нет понимания
И мысль чужая, не твоя,
А всё же требуют внимания
И ждут признания не тая.

Так умных слов набор нехитрый,
Порою заменяет ум -о
Тот что пытливый, ёмкий, гибкий
Когда-то был властитель дум.

Когда встречают по одёжке
И провожают тоже плохо,
То виноват не ты, быть может,
А может всё таки эпоха.

Теперь важны татуировки
И чтоб кольцо в носу, и в ухе,
И чтоб одежда марки броской -
Тогда при встрече не осудят.

Потом учти - не интересно
Что ты читал, учил и знаешь,
Сегодня знания не полезны,
Тот кто силён - имеет связи.

Среди чужих чужим ты будешь,
Что ни наденешь, что ни скажешь.
Они и осмеют, осудят
Тебе что ценно, им не важно.


Рецензии
Всегда с ОГРОМНЕЙШИМ удовольствием читаю Ваши замечательные познавательные стихи/рассказы ОБО ВСЁМ!
Спасибо, Оскар!
С благодарностью и уважением!

Людмила Финько   13.05.2024 20:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила!

Оскар Хуторянский   14.05.2024 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.