Дорога к знаниям

      Вся моя жизнь – это путь, нелёгкий , тернистый путь  к достижению цели, то одной, то другой, путь, изрезанный оврагами, омытый дождями и запорошенный снегами, путь, где добро и зло идут рука об руку. Но всё же это – прекрасный путь моей жизни на нашей необыкновенной планете, путь к постижению истины, путь к знаниям. Этот путь закончится тогда, когда я перестану существовать на этой земле.
       Школьные годы… Годы студенчества… Они никогда не забудутся.   Закончена школа – восьмилетка, наша родная маленькая школа, не вмещающая  всей детей. Учились в две смены, в пристройке. Да, детей после войны родилось много, несмотря на то, что не все мужчины вернулись с фронта, каждая семья кого-то не дождалась. Мои родители мечтали всем своим детям дать достойное образование, какого сами они не смогли получить. Мы  всем  классом  перешли в среднюю школу  , расположенную в пяти километрах от нашего села, на станции Карабулак. Годом позже к нам присоединился и класс, в котором училась моя сестра Люба. Каждый день мы преодолевали это расстояние, чаще всего пешком, и зимой, и весной, и осенью, в любую погоду. Иногда удавалось поймать попутку – грузовик и шумно, с азартом залезать в кузов и  ехать , едва удерживаясь на ухабах и колдобинах, чтобы не вылететь за борт. Зимой  нередко запрыгивали в тракторные сани, догонявшие нас на дороге, благодаря тому, что двигались они довольно медленно. С этим связано одно из   событий, при воспоминании о котором    мне до сих пор становится стыдно.  Мы вышли из школы на дорогу, вскоре услышали звук приближающегося трактора с санями, гружёнными брёвнами. Недолго думая, кое-как запрыгнули и примостились на брёвнах, хорошо, что их было не так много и мы могли сидеть, держась за них. Неожиданно одна из моих одноклассниц закричала: «Портфель упал!»   Посмотрели  на   дорогу:  действительно,  портфель остался лежать в колее, а мы непрерывно удалялись от него. Раздумывать было некогда, как без портфеля домой возвращаться? И в ту же секунду Дуся, так звали нашу подругу, спрыгнула с саней и побежала за своим портфелем. Добежав до него, она схватила портфель в руки и тотчас повернула назад за движущимся  трактором,  пытаясь  догнать его. Иногда нам казалось, что Дуся  вот-вот догонит  нас и  запрыгнет  в сани, но они словно ускользали от неё, а мы  сидели в санях и весело смеялись. Так нам было смешно видеть бежавшую из последних сил подругу, которая так и не смогла догнать трактор, всё-таки он ехал гораздо быстрее, чем она бежала.  В конце  концов  нам стало жалко оставлять Дусю одну на дороге, и мы, не сговариваясь ,попрыгали с саней и , дождавшись её, продолжили свой путь уже пешком.
       Да, наша русская зима поистине прекрасна и неповторима! Огромные сугробы по обочинам дороги. Весёлой компанией двигаемся по дороге в школу ,  нет ни машин, ни тракторов – дорога свободна. А мы – молодые и задорные, энергия бьёт через край, так хочется порезвиться! Толкаем друг друга, валяемся в снегу, на какое-то время забываем, что надо торопиться, ведь первый урок – математика, и учитель, Краснов Дмитрий Георгиевич, очень строгий и не любит опозданий на свой урок. Вдоль дороги встречаются небольшие кучки соломы, которую не успели вовремя вывезти.  Неожиданно ребята проявляют себя  как  джентльмены,  предложив  донести наши портфели до школы, чему мы были приятно удивлены. Идти стало свободнее, мальчишки, немного отстав, вскоре догоняют нас. Ускорив шаг, добираемся до школы. Слегка волнуясь и робея, заходим в класс, неожиданно наши мальчики, возвратив  нам  портфели, исчезают  на наших глазах.  Не успев прореагировать на это, мы стоим перед учителем, опустив головы. Дмитрий Георгиевич, проявив некоторое недовольство, разрешил нам пройти на свои места. Он, хоть и был строгим и требовательным, но делал нам иногда поблажку, понимая, что от дома до школы наш путь  не  такой  близкий , как у местных ребят. Да и учились  мы,  пожалуй, нисколько не хуже, а даже получше многих других. Усевшись , мы стали открывать свои портфели, из которых  совсем  неожиданно одна за другой выскакивали серенькие существа. В классе раздался крик то ли ужаса, то ли дикого восторга сразу в несколько голосов. Потом завизжал и весь класс. Мы поняли, откуда взялись мышки – это наши мальчишки поймали их в соломе и  забросили в наши портфели ( в то время это были папки, закрывающиеся на молнию). Какой эффект они хотели получить? Впрочем, им удалось сорвать урок. Учитель был рассержен. Он не мог смириться с тем, что урок прошёл впустую. Мальчики отправились к директору объясняться за своё поведение, а весь класс получил двойное домашнее задание, за это мы отыгрались на мальчишках, не дав им списать то, что они не поняли, и радовались , когда «нарушители» получили двойки.
        Вспоминается и множество других курьёзных случаев. Осень, темнеет рано, а мы учились во вторую смену. Закончились уроки, и ,  шумной  толпой  покинув школу, мы  вышли на главную дорогу. На улице уже смеркалось, наши мальчики в сухую погоду ездили в школу и из школы на велосипедах. Обогнав нас, они скрылись из вида, а мы шли пешком, обсуждая события школьного дня. Вот уже и половину пути прошли незаметно, как вдруг из посадок, растущих вдоль дороги, послышался слабый, едва уловимый, крик о помощи. На мгновение мы оторопели, встали на месте – было страшно. Нам показалось, что в посадках кого-то пытаются задушить. Испугались и за себя, и за «жертву», решили бежать, что есть духу, чтобы сообщить взрослым, работающим на колхозном  мехтоку, где непрерывным потоком принимали с полей, сушили и отправляли на элеватор зерно. Во время летних каникул нам тоже приходилось там работать , больше  всего любили возить зерно на элеватор, который находился и до сих пор находится на станции Карабулак, где мы в то время  учились. Сами зайти в посадки мы не решались. Запыхавшись от  непривычно  быстрого бега, мы вскоре приблизились  к току. Осталось забежать в ворота и найти людей, чтобы сообщить им о возможной трагедии в посадках. Мы еле переводили дыхание, ноги не слушались, словно были ватными. Неожиданно рядом раздался громкий смех – это  смеялись  мальчишки, подъехавшие на велосипедах. Как оказалось, они нас разыграли, затаившись в посадках и  издавая звуки, напугавшие нас и взбудоражившие нашу фантазию. Мы были просто  в ярости от их поступка!  Сначала громко высказали им  своё негодование , а потом  очень долго игнорировали их – не общались , не разговаривали, не реагировали на их знаки внимания. Но проходило время, и мы опять были все  вместе. Несмотря на все трудности и неудобства, связанные с дорогой в школу, это было прекрасное, незабываемое время, время становления наших личностей, время, от которого зависело наше будущее, время выбора  дальнейшего  пути каждого из нас.                Вот и выпускные экзамены.  Я  отлично сдала  русский язык и литературу, математику и физику. Больше всего мне запомнился экзамен по истории, которую преподавал Коблов Владимир Александрович, строгий и довольно педантичный педагог, требующий точных ответов. Не знаю, есть ли такой ученик, который запомнил бы все исторические события с большой точностью. Я не из таких, хотя точные науки – моя  стезя . Мне достался вопрос  о боях на Курской дуге, и я не смогла, к своему стыду, точно назвать количество солдат и офицеров, сражающихся  и защищавших нашу Родину в этих боях, тем самым я разочаровала своего учителя, участника Великой отечественной войны.
      Но и экзамены сданы, выпускной! В тот далёкий, 1966 год, сразу пять классов в школе были выпускными : три десятых и два одиннадцатых. Вот так среднее образование в нашей стране было то десятилетним, то одиннадцатилетним, то снова десятилетним, то опять, как сейчас, одиннадцатилетним. На мой взгляд, подготовленность  выпускников  к поступлению в вузы совсем не зависела от этих перемен.  На выпускном вечере были, как обычно, напутственные  речи  наших учителей, благодарные слова от родителей, тех, кто посмелее. Наши родители были очень скромными и сдержанными, не умели красиво говорить, но их короткие и трогательные выступления вызывали слёзы на глазах и детей, и учителей. Мы, выпускники, тоже выступали : читали стихи, пели. Потом был настоящий бал танцев. С одноклассниками танцевать было не очень интересно, они нам немного надоели за десять лет непрерывного общения. Мы танцевали с мальчиками из других классов, с нашим скромным, часто смущающимся, молодым классным руководителем, Борисом Ивановичем, в которого были тайно влюблены все девчонки нашего класса. На один танец я даже отважилась пригласить моего любимого учителя математики, Дмитрия Георгиевича. Закончился бал, вместе с классным руководителем мы встречали свой первый и последний, в таком составе, рассвет. Незабываемая, какая-то волшебная, атмосфера окутывала нас теплом, необычностью, которая была во всём: и в наших красивых платьях ( они были почти у всех девочек нашего класса из розового атласа и похоже пошиты – строго в талию – так было модно , и фигуры наши позволяли) , и в этом загадочном лесу, пересечённом глубоким оврагом. Темно, рассвет ещё не наступил, но мы все в ожидании его. Разожгли маленький костёр, было тихо, громко разговаривать никто не хотел, каждый думал о своём под впечатлением пережитого вечера. Уселись, кто как мог , на сваленное старое дерево, нас постепенно начал смаривать сон.Вскоре темнота сменилась предрассветным сумраком, над оврагом
просматривалось небо. Кто-то громко  сказал: «Вставайте, рассвет проспите!» Рассвет… Это было  завораживающее зрелище! Небо на глазах меняло окраску, из мрачновато-серого оно превращалось в насыщенно-лиловое, затем – в ярко-оранжевое, и, наконец, начал  появляться солнечный диск, постепенно увеличиваясь, его лучи пробивались сквозь листву, окрашивая её в золотистый цвет.  Мы  стояли молча, словно боялись спугнуть эту необыкновенную красоту. Наступало утро, которое принесло нам что-то необъяснимо-новое, мы уже не школьники и уже завтра вступим в незнакомую нам жизнь, которая будет у каждого  - своя, и нас охватывали противоречивые чувства : тревоги, печали,радости.


Рецензии