Золотые пчёлки

16.03.2024 
 
Просыпается  природа
Хочется  цветов  и  мёда.
Наш  каприз  исполнят  пчёлки –
Полосатые  футболки.

Шестигранники  устроят.
Соты  дружно  роем  строят.
Это  пчёлок  закрома.
Сладкоежек  всех  мечта.

Рою  нужно,  чтобы   дружно
Каждый   свою  лепту  внёс.
Мёда  в  улей  больше  нёс.
Трутня  вызвал  на  допрос.

Пчёлки  в  помощь  и  поэтам
Собирать  слова  в  куплеты,
Наполняя  звоном  лир,
Улучшать  подлунный  мир.

Золотые  птицы  Муз  -
Красноречия  и  пенья .
Так  звучало  имя  пчёл
С  незапамятных  времён.

Короли  и  фараоны  украшали 
Свои  троны  образом  святой  пчелы.
Символ  власти   пчёлок  вес  -
Королевских  мантий  блеск

На нектаре  росли   боги,
прорицатели.  герои.
Он  бессмертие  дарил.
Мёд  им  тоже  пищей  был.

Пчёлок  уважали  боги.
Сотворяли  с  ними   мир.
Защищали  в  час  тревоги.
Приглашали  на  свой  пир.

И  сегодня  сладкий  мёд, 
как  трудов  пчелиных  пот.
Учит  нас  долготерпенью 
и  в  работе  наслажденью. 

***---Ра. Ли. Ев.---***
 Пчела — необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. В ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, а так же принимала участие в сотворении мира, выступая на стороне бога против злого духа.   С другой стороны, пчела и мед тесно связаны с потусторонним миром, культом мертвых, похоронными обрядами. В то же время изображенные на гробницах пчелы означали бессмертие и воскрешение, возможно, потому, что зимняя спячка пчел истолковывалась как их временная смерть. В греческой, арийской, ближневосточной, исламской традициях пчелы были аллегорией души. Пчелиный рой означает землю, душу земли, защиту и материнство, трудолюбие и бережливость. Ряд положительных символических смыслов связывается и с пчелиным ульем: упорядоченное общество, мудрость, красноречие. Пчела и мед являются универсальными символами поэтического слова, шире — самой поэзии. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают себя с пчелами.
Отражения образа пчелы в мифологических представлениях известны уже в эпоху неолита (изображения в Чатал-Хююке в Южной Турции). Они связаны с развитием примитивного пчеловодства, прежде всего на территории Малой Азии, Кавказа, Ближнего Востока, Египта.
С пчелой связан один из важных мотивов темы плодородия — “открытие” весны: “Ты замкни зимоньку, отомкни летечко, лето хлебородное”, — поется о пчеле в русских веснянках. Пчела участвует в различных космогонических мифах и преданиях, выступая на стороне Бога против злого духа. Именно пчела чаще всего поражает противника Бога.
В раннехристианском искусстве катакомб пчела символизировала восставшего из мертвых Христа, бессмертие. Вместе с тем она была образом царской мощи (например, в Египте), особой жизненной силы — маны, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчелы собирают нектар.
Идеальное устройство общества в его монархическом варианте нередко соотносили с пчелиным ульем и противопоставляли муравейнику как образу демократически-уравнительного общежития.
Высокая степень “организованности” пчел, олицетворяющих начало высшей мудрости, сделала их универсальным символом поэтического слова и даже самой поэзии. Так, древнегреческие и римские поэты нередко сравнивали себя с пчелами. Мед и медовые напитки — нектар, амброзия — будто бы составляли пищу бессмертных богов Олимпа, ими были вскормлены Дионис и Гермес. Диким медом питался в пустыне Иоанн Предтеча.
С пчелиным ульем связывается ряд положительных качеств: красноречие, трудолюбие, порядок, бережливость, мудрость. Пчелиная матка обычно выступает как символ верховной власти, плодородия, богини-матери. В геральдике особенно часты образы пчелы и цветка, пчелиной матки, пчелиного роя, пчелы и меда.
Наши предки по ряду признаков объединяли пчел с людьми: о пчеле нельзя говорить “сдохла”, а нужно “умерла”, с пчелами здоровались, поздравляли с праздником Пасхи. Белорусские крестьяне сравнивали улей с Божьим храмом: “Пчолкi гудуць, цэркаўку будуюць” («Пчёлки  гудят,  церковку  строят»).  Уничтожение пчелиного роя при краже меда приравнивалось к убийству человека, за это предусматривалась смертная казнь.  Считалось, что пчелы водятся у доброго и безгрешного человека, а жалят только злых и нечестивых.
В мифах пчела часто является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с Кибелой, Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц называли «пчелами». Позже пчела стала эмблемой Девы Марии. Этими древними представлениями можно объяснить некоторые выражения, сохранившиеся до нашего времени: украинцы называли пчелу "святой", немцы давали ей названия "божья птица" и "птица Марии".
В ряде традиций пчела связана и с богом-громовержцем, а так же с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Зачастую пчела — символ верховной власти. Она символизировала королевскую власть или монархическую систему на древнем Среднем Востоке, в Древней Греции и Древнем Египте. Идеальное устройство общества в его монархическом варианте нередко соотносили с пчелиным ульем.
У египтян пчела была эмблемой Нижнего Египта. Она — подательница жизни, символ рождения, смерти и воскрешения, гармоничной жизни, трудолюбия и непорочности. Вместе с тем пчела была и образом царской мощи, особой витальной силы, царской мудрости, накапливаемой подобно тому, как пчелы собирают нектар.
В Древний Индии пчела была символом Индры, Вишну, Кришны, Шивы. Голубая пчела на лбу — знак Кришны; на лотосе — Вишну; над треугольником — Шивы. Из пчел, олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива бога любви Камы, и за ним вечно тянется вереница пчел. В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству меда пчелами.
В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдя исчезнувшего сына бога плодородия Телепинуса.
Греки видели в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие. Пчелиная тема определяет многие черты устройства и организации древних святилищ (например, храм Артемиды в Эфесе). Сама Артемида рассматривалась как образ священной пчелы, Деметру называли «чистой Матерью-Пчелой», Великую Мать — «Царицей Пчел». В богатом мёдом Эпидамне особенно почитали родоначальницу пчел нимфу Мелиссу.
Пчелы считались хранительницами красноречия и пения, «птицами Муз». Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами. В Греции форма улья часто использовалась для погребений; предполагалось, что это связано с мотивом бессмертия. Кроме того, считалось, что души умерших могут переселяться в пчел.
Пифийскую прорицательницу называли «Дельфийской Пчелой», пчелам приписывалась способность предвещания. Согласно дельфийской традиции, они возвели второй храм в Дельфах
В орфическом учении пчелы считались воплощением души, потому, что они перемещаются роем, подобно душам, которые, как полагали орфики, «роем» отделяются от божественного Единого.
У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира. "Пчелиным путем" представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых.
В христианстве благодаря своему трудолюбию, пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. О святых, прославившихся своими речами, таких как св. Амвросий и св. Иоанн Златоуст, говорится, что их слова были сладкими, как мед. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно трудится и остается преданной своему улью. Улей, таким образом, является символом сплоченной религиозной общины и означает упорядоченное и благочестивое сообщество. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающая в воздухе пчела - это душа, вступающая в Царство Небесное. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.  А  теперь  о  золотых  пчёлах   Меровингов.
В древности, зная магическую силу и защитные свойства золота, люди делали из желтого металла талисманы и обереги. Царские золотые артефакты хранили в себе энергию могущества и власти, они сами выбирали себе хозяев. В истории таким примером служат золотые пчелы Меровингов – франкских правителей, знаменитых своей таинственностью. Меровинги – короли-«колдуны», «чудотворцы» – обладали чудесной силой, которая заключалась в очень длинных волосах их владельцев. Покровителями Меровингов были известные только им Высшие Силы. Чтобы не терять связи с ними, Меровинги отращивали волосы. Ужасной карой для династии считалось отсечение волос – потеря власти и сверхъестественной силы. Одним из священных символов Меровингов была пчела. Золотыми пчелами была расшита королевская мантия Хильдерика I. Позже в его могиле нашли около трехсот таких пчелок. За мистическим атрибутом власти охотились Лжедмитрий I, Борис Годунов, а в 1804 году на трон правителя Франции восходит Наполеон в мантии, расшитой золотыми пчелами Меровингов!  А  теперь  из  Википедии.
По легенде, одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей, правивший приблизительно с 448 по 457 год. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Факт его существования не очевиден, но Меровинги были убеждены в его реальности и гордились своим происхождением от него. По легенде, Меровей был рождён женой Хлодиона от морского чудовища.
Короли Франкии, царствовавшие в этих землях и принадлежавшие к династии Меровингов, носили очень длинные волосы, считавшиеся свидетельством их избранности и Божьей к ним милости. Франки верили, что Меровинги обладают магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев и выражавшейся в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие франкского народа. Современники называли их «длинноволосыми королями» (лат. r;ges cr;n;ti). Так, согласно Григорию Турскому, придя из Паннонии, франки «прежде всего заселили берега Рейна. Затем… перешли Рейн, прошли Торингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов». (Но, «видимо, этот народ всегда был привержен язычеству; они совершенно не признавали Бога», — пишет он далее). «Правителей с длинными золотистыми волосами» с правого берега Рейна и их союзные тогда отношения с римлянами в контексте повествования о франках упоминает до этого и Клавдий Клавдиан. По свидетельству Агафия Миринейского, у правителей франков были «длинные развевающиеся волосы, простирающиеся до спины», им было запрещено «когда-либо стричься, и они остаются с детства нестрижеными… волосы их сзади красиво падают на плечи, и спереди посредине разделены пробором… Это считается как бы некоторым знаком и величайшей прерогативой чести королевского рода. Подданные же стригутся в кружок, и иметь им длинные волосы отнюдь не разрешается» Те из них, которые относились к франкам, стриглись до плеч. Короткие волосы были не в обычаях германцев, к которым они принадлежали. Такие причёски были свойственны римлянам (и получили у них распространение с III века до н. э.). Что же до галлов, то из-за их обыкновения не обрезать свои волосы большая часть этой страны ещё в I веке называлась римлянами «Косматой Галлией». Хотя прерогатива носить чрезвычайно длинные волосы принадлежала меровингским верхам, изначально небелгским и некельтским, традицией она становится, кажется, на территориях прежней Галлии, где к приходу римлян тоже предпочитали неукороченные причёски. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов и на практике означало потерю его прав на обладание властью (примером тому может служить сын Хлодомира Хлодоальд, известный впоследствии как святой Клод).
Хлодоальд, Клодоальд, святой Клод (Chlodovald; ок. 520 — 7 сентября 560) — третий и младший сын короля из династии Меровингов Хлодомира и его супруги Гунтеки. После насильственной смерти своего отца в 524 году малолетний Хлодоальд вместе с двумя также малолетними братьями Теодоальдом и Гунтаром был отправлен к бабушке Хродехильде.
Их дяди, Хлотарь и Хильдеберт, хотели разделить наследство своего брата и поэтому закололи Теодоальда и Гунтара, опасаясь их претензий на часть наследства отца. Хлодоальд успел бежать, спасённый верными друзьями отца, и устранился от борьбы, став священником.  Хлодоальд спас свою жизнь, отказавшись от претензий на власть, в знак чего сам остриг свои длинные волосы, которые он носил как действующий принц Меровингов. Позднее Хлодоальд стал основателем и святым покровителем известного монастыря в Сен-Клу под Парижем.  Хильдерик I — король франков приблизительно в 457/458—481/482 годах из династии Меровингов.
Предположительно, сын легендарного короля Меровея. Первый франкский король, существование которого подтверждено не только письменными, но и материальными историческими источниками.
Имя «Хильдерик» переводится с франкского языка как «Сильный в битве» или «Мощный воитель».
Умер Хильдерик (вероятно, в возрасте 40 лет) в 481 году в Турне. Его могила была найдена 27 мая 1653 года при земляных работах по строительству приюта вблизи церкви Сен-Брис. В этой гробнице сохранились боевой топор, два меча (короткий — скрамасакс и длинный — спата), копьё, щит, а также ценные ювелирные изделия, такие как золотая брошь-застёжка плаща, золотой браслет, порядка 300 маленьких золотых кулонов в виде пчёл, служащих украшением парчового плаща, и кошель с 90 золотыми солидами чеканки времён императоров Восточной Римской империи, начиная с Феодосия II и до Зенона. Золотые ручки мечей и маленькие пчёлы были инкрустированы гранатом-альмандином. Найден был также скелет мужчины ростом не менее 180 см, носившего на пальце кольцо с именной печатью, где значилось «Childerici Regis» («Короля Хильдерика»), что чётко доказывает принадлежность могилы данному королю. Находки были представлены эрцгерцогу Леопольду Вильгельму фон Габсбург, бывшему в то время правителем Испанских Нидерландов. Врач герцога Жан-Жак Шифле (1588—1673), увлекающийся археологией, подробно описал найденный клад и даже оставил рисунки. В 1655 году он опубликовал книгу на латыни «Anastasis Childerici I. Francorum regis». После своей отставки в 1656 году Леопольд Вильгельм увёз найденные сокровища с собой в Вену. После смерти эрцгерцога клад был передан в дар Людовику XIV в 1665 году и хранился в королевской библиотеке (позже Национальная библиотека Франции).
После французской революции Наполеон, как символ победы над Бурбонами, заменил их гербовые лилии изображениями пчёл из могилы Хильдерика.
В ночь с 5 на 6 ноября 1831 года в музее было совершено ограбление. Были похищены сокровища из могилы Хильдерика и некоторые другие ценные предметы (всего около 80 килограммов). Большую часть похищенного воры переплавили. Лишь небольшую часть клада, в том числе двух пчёл, удалось найти. Из многочисленных артефактов, которые находились в гробнице, на сегодняшний день в оригинале сохранилось только несколько предметов. Однако благодаря подробным описаниям и рисункам Шифле, а также некоторым репродукциям из Вены, удалось реконструировать внешний вид и размер похищенного.
В окраске  пчёл  главенствуют  жёлтый  и  чёрный.  Посмотрим  что  символизируют  эти  цвета.  Пурпурный (фиолетовый, лиловый) – символ достоинства и могущества. Чёрный (чернь) – символ печали, смирения, благоразумия. Жёлтый (золотой) цвет – символ богатства, справедливости, великодушия. Серебряный (белый) цвет – символ чистоты, невинности.
Иллюстрация  и  информация  из  интернета.


Рецензии