Ёлочные игрушки как билет в детство

Ёлочные игрушки это в первую очередь игрушки, они созданы не для ёлки, игрушки созданы для детей. Дети должны не только смотреть на уже украшенную ёлку или на то, как игрушки вешают на ёлку взрослые. Ёлка, даже небольшая, всё равно выше ребенка, а если её верхушка упирается в потолок, то самые верхние игрушки будут почти невидимы и неведомы, если ребёнок не держал игрушку в руках. Дети должны наряжать ёлку. Не только внимательно, не спеша рассматривать игрушку, обращая внимание на детали, но знать игрушку руками: гладкая она или шероховатая, твердая и холодная или мягкая и теплая, научиться чувствовать хрупкость и ранимость игрушек.
Особенно хороши старые советские игрушки, созданные с 30-х по 60-е годы 20-го века. Тогда создавали игрушки не машины, а люди: выдували изящные фигурки из стекла, лепили из папье-маше и ваты, расписывали красками вручную. Каждой игрушки касались живые и теплые руки мастера. И потому игрушки были интересными, каждая со своими индивидуальными чертами, со своим характером.
В детстве я любил залезть под ёлку и, сидя рядом с мягкими Дедом Морозом и Снегурочкой, снизу всматриваться в многоуровневый, уходящий в бесконечную высь, прекрасный и чудесный мир. Я узнавал даже самые дальние игрушки, почти скрытые от меня хвоей, кусочками ваты и блестящей мишурой, потому что все игрушки были моими друзьями. Я целый год ждал встречи с ними. Я помнил все царапинки, трещинки и сколы на фигурках, и по-особенному относился к тем, кто лишился за долгие годы каких-то деталей.
Вот этот мальчик потерял свои санки, и теперь катится по снегу на животе, и я из солидарности с ним, также съезжал со снежной горки без санок.
В разбитых ёлочных игрушках есть парадокс: дети неизбежно роняют из своих ещё неумелых рук игрушки, и они разбиваются; чем больше играют, тем больше разбиваются, тем меньше их становится, но тем ближе и роднее становятся оставшиеся игрушки; а если игрушки не трогать, не вешать на ёлку, они будут целыми, но холодными и бесполезными. Но так ведь и взрослый может уронить или сломать игрушку. Только ребенок чувствует потерю острее. Каждая разбитая игрушка для ребёнка – это горе и горькие слёзы, но тем ярче разбитая игрушка живёт в памяти. Даже сейчас, когда моё детство осталось далеко-далеко, и с каждым годом под новый год на моей ёлке старых игрушек становится всё меньше, я хорошо помню все утерянные и разбитые игрушки, и тем ближе становятся оставшийся на ёлке друзья. А настоящих друзей всегда немного, тем более друзей детства. Общение со старыми, верными игрушками каждый Новый Год переносит нас в яркую, беззаботную, счастливую, волшебную сказку.

(На фото елочная игрушка "Мальчик на санках" Конец 30-х начало 40-х. СССР (санки утеряны)


Рецензии