Два истока теории реального гуманизма

ЕРОШЕНКО И.П., ЕРОШЕНКО Т. И.
Два истока теории реального гуманизма
ДВА ИСТОКА ТЕОРИИ РЕАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА
 (Субъективные заметки)
      
     «Великобритания предложила союзникам по НАТО рассмотреть вопрос об отправке на Украину экспедиционного корпуса альянса», сообщил РИА Новости осведомленный источник. Итак, Запад воюет с Россией. .Это не в первый раз. Пугает другое: пугает идеологический или духовный хаос, воцарившийся, как представляется нам отсюда, одновременно: и там, на Западе,  и у нас, в России..   
    Кажется, в современной России сливаются три поиска; поиск идеологии, поиск смысла бытийствования России (империя, цивилизация или народное государство), и поиск  Абсолюта или Бога. Впрочем, в России в данный момент, это одно и то же: и трёх слов не надо. Почему, потому что для одних граждан России идеология – это мировоззрение и программа обоснованной деятельности, для других – набор правил, как правильно жить, для третьих, как жить по божески и т.д.
      Почему поздняя элита КПСС (партхозноменклатура) отреклась от идеологии научного коммунизма/реального гуманизма?. Отреклась по малознанию (можно было бы сказать и эгоизму, но последнее, по большому счёту, тоже от малознания.  Только тот,  будет  верен до конца  марксистской теории  научного коммунизма/реального гуманизма, кто увидит в ней естественное продолжение развития тех духовных богатств, которые выработаны мировой культурой, в том числе и мифолого-религиозной. По совпадению объективных и субъективных причин большевики не всегда вели себя правильно по отношению к религии, церкви (религиозным организациям в целом) и верующим. 
 
      Главное достоинство коммунистической идеи –   реальное родство с морально-нравственными  общечеловеческим ценностями, провозглашаемыми в основных религиозных и светских прогрессивных идеологиях.  Главный недостаток реализации  советского варианта коммунистической идеи, трагически отразившийся в практике советского опыта,  –  игнорирование родства с морально-нравственными учениями мировых религий.
      Конечно, Сталин сумел использовать традиции  религиозной духовности в деле усиления патриотизма в период Великой Отечественной войны.  Но в целом советским коммунистам воспользоваться позитивно потенциалом религиозной духовности не удалось.  Коммунисты (мы имеем в виду не карьеристов из числа номенклатуры, а честных коммунистов) не смогли увидеть в религиозных учениях одновременно и идейного противника, и идейного союзника. Последнее в какой-то степени удалось реализовать на Кубе (во всяком случае, там коммунистам не запрещалось быть верующими). Искренние верующие по нравственно-моральным качествам превосходят прохиндеев и карьеристов.
    Религии – сложные и всегда противоречивые учения. В них находит  отражение исторический  социально-культурный опыт: доклассового и классового общества человечества. Сами религиозные организации становились своеобразным слепком общества: церковные иерархи сливались с господствующими классами, а низы духовенства были ближе к народным массам.  Практически осуждение социальной несправедливости присутствует во всех мировых религиях, хотя иерархам это не мешало использовать религиозные учения для подавления классового самосознания, для духовного порабощения трудящихся. И тем не менее в эпоху средневековья и даже на выходе из средневековья, народные выступления проходили под религиозными знамёнами: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда»
 
     Есть ещё один факт. После отречения номенклатурной верхушки КПСС от коммунистической идеологии многие граждане в России стали объявлять себя верующими. Мы имеем в виду не тех переметнувшихся вслед за начальством со свечкой в руке и пристроившихся к начальству под сводом собора или церкви, а тех, кто, провозгласив себя верующими, остались верными социализму, идее социальной справедливости. Эти люди проявились и среди бывших офицеров Советской Армии, и среди части художественной интеллигенции и членов КПРФ.

И здесь мы не можем не вспомнить одного замечательного человека и большого друга СССР Хьюлетта Джонсона ( британский религиозный и общественный деятель, доктор теологии, христианский социалист). Он в частности отмечал:«Коммунизм бросает вызов христианам… … Я лично убеждён, что синтез этих двух, антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен и что в конечном итоге он принесёт счастье человечеству.» В частной беседе с нашим послом в Великобритании  Джонсон говорил: «Истинный христианин не может быть врагом коммунизма». 
      
      Религия – это учение, основанное на вере. Конечно, на практике оно может дополняться и другими основаниями (опытом и даже научными знаниями, и даже знаниями, считающимися научными), но фундаментом религии всегда выступает вера («верую, потому что абсурдно») .
   
        В отличии от религии научное знание (по крайней мере в настоящее время) опирается на опыт. Но и научному знанию для того, чтобы развиваться, необходимо использовать веру. В науке вера – вспомогательный инструмент, но необходимый. А вере, для своего появление необходим исходный толчок, и таким толчком, как правило, выступает миф.
    
     Почему Запад в духовном кризисе? Да потому, что кризис переживает капитализм. А большинство  его (Запада) социальных слоёв, видимо, так и не смогло принять родившееся в основном на базе обобщения его же (Запада) исторического опыта, учения о практическом или реальном гуманизме (именно так Маркс называл своё учение в ранних работах).
     Россия же в кризисе потому, что правящие ныне в России политические группы отреклись от этого учения, не предложив низам, по существу, ничего такого. чтобы их захватило.
     Итак, идеи социальной справедливости не могли с самого начала возникнуть как  научные, они опирались на социальный опыт и мифологию. Фиксировались мифом (миф «о золотом веке» и т.п.)   и мифолого-религиозными учениями, к которым можно отнести также и большинство утопических моделей. В Х1Х веке К.Маркс и Ф.Энгельс предложили миру научную модель, открывавшую возможность прихода «золотого века». А ХХ век представил и удачные. и не совсем удачные, и неудачные  попытки реализации такой модели.
      Сегодня экономически в мире продолжает господствовать капитализм. С этим нельзя не считаться. Попытки  одним махом взять и убрать капиталистическую собственность часто приводили к опасным, нежелательным последствиями. Упразднение частной собственности простой экспроприацией не решить. Это длительный и, сложный процесс.   Сначала общество должно взять капитал только под контроль.  Цель контроля заставить работать капитал («капитал - не личная, а общественная сила») не только в интересах собственника, но и в интересах общества. 
         И одновременно нельзя позволить концентрировать политическую власть над миром в руках финансовых воротил. Это смертельно опасно для всего человечества, даже, возможно, для всего живого на планете. Идейно противостоять такой опасности может идеология реального гуманизма, опирающаяся, как на традицию мифолого-религиозного знании, так и на традицию опыта и научного теоретического анализа, т.е. науки. Особенностью идеологии «практического» или «реального» гуманизма является защита интересов всей разумной части человечества.
P.S. Был ли опыт сотрудничества коммунистов с некоммунистами  в интересах человечества, как проявление реального гуманизма? Был. Это опыт сотрудничества СССР с Антигитлеровской коалицией.  При всех своих проблемах и недостатках он обеспечил победу над  фашизмом и милитаризмом. Был ли уже в новейшей истории нашей страны опыт работы коалиции политических сил страны в интересах абсолютного большинства классов и слоёв? Был. Этим опытом был опыт работы правительства Примакова – Маслюкова. 

   


Рецензии