Стихи и проза от ИИ

В Доме Ростовых обсуждали будущее русской литературы.
Собрались умные компетентные люди. И я пришел послушать, ума поднабраться. Эти люди внутри официального литературного процесса, вовсю активничают и уже сами что-то значат в этом бурном потоке. Знают, что там происходит. И, может быть, даже понимают.

А я стою на берегу и наблюдаю. Мне интересно.

Как заявил один исследователь современности, мы живём в эпоху фантика, когда яркая упаковка значит больше, чем сам продукт. Она блестящая, приманчивая, по ней чаще и оценивают предлагаемый товар.

И сегодня основная задача – должным образом упаковать продукт. Красивая обложка, комплементарная аннотация, серия еще более комплементарных статей, рецензий, упоминаний, презентаций… Всё это способствует ускоренному продвижению товара к покупателю. А скорость продвижения сейчас очень важна, потому что к дверям популярных издательств за одними талантами уже выстроились в очередь новые.

Мне интересно насколько всё это шумное и ярко-блестящее имеет отношение к большой русской литературе. Есть ли в нём что-нибудь действительно ценное. Не отбился ли этот поток от благодатной реки, не отклонился ли он в бесплодные пески пустыни мертвых слов.

Вот и стою на берегу, наблюдаю. С берега хороший обзор открывается и несколько иной вид на этот сильно помолодевший стремительный литературный официоз.

Модератором мероприятия была Ирина Барметова, обозначенная, как критик, хотя критики как таковой, как и сатиры, в сегодняшней России, по-моему, не наблюдается, что как-то признавала даже Галина Юзефович, когда была ещё на этом берегу.

Как видят и оценивают наш сегодняшний литературный поток те, кто уже на другом берегу, мне неизвестно.

Тем не менее, Ирина Барметова человек в литературном мире уважаемый, многолетний редактор журнала «Октябрь», член Литературной академии премии «Большая книга».

Говорили о разном, но более зацепила тема ИИ.

- Мы ориентируемся на Голливуд и всё копируем с Запада, - просветила публику прозаик, сценарист, член экспертного совета БК Женя Декина. – Сценаристы уже пользуются нейросетями.

— Искусственного интеллекта в том смысле, в котором его обычно понимают фантасты, не существует, — заявил финалист БК-23 Эдуард Веркин. — «Электронная лира», предсказанная Тарковским более шестидесяти лет назад, по-прежнему ничем не грозит писателям, но дает богатый материал для размышлений о будущем возможном «умираньи ремесел», в том числе и творческих.

Арсений Тарковский ещё в прошлом веке писал:

Мне другие мерещатся тени,
Мне другая поет нищета.
Переплетчик забыл о шагрени,
И красильщик не красит холста,

И кузнечная музыка счетом
На три четверти в три молотка
Не проявится за поворотом
Перед выездом из городка.

За коклюшки свои кружевница
Под окном не садится с утра,
И лудильщик, цыганская птица,
Не чадит кислотой у костра,

Златобит молоток свой забросил,
Златошвейная кончилась нить.
Наблюдать умиранье ремесел -
Все равно что себя хоронить.

И уже электронная лира
От своих программистов тайком
Сочиняет стихи Кантемира,
Чтобы собственным кончить стихом.

Так опасна или нет «электронная лира» художникам, поэтам и прозаикам, поневоле озадачился я вопросом, ибо домыслов и рассуждений на эту тему от литературных ВИПов показалось мне недостаточно.

После несложных поисков и нескольких попыток выйти на суть вопроса, я невзначай толкнул дверь, за которой оказалось Будущее.

Да! Оно уже здесь.
Просто не все это заметили и осознают, увязая в текущих проблемах и спорах, в то время как рядом с нами активные любознательные ребята уже вовсю осваивает реалии нового времени.

«Прямо сейчас мы наблюдаем явление мировой культуры, сопоставимое с появлением печатного станка Гутенберга: нейросети ворвались в нашу жизнь, причем в ту ее сферу, где искусственный интеллект ждали меньше всего», - радостно сообщает Urbi et Orbi популярный издательский ресурс Rider;. Он же объясняет, как с их помощью создавать литературу, публицистику, да и вообще контент в широком смысле, предлагая на выбор с десяток самых подходящих.

Нейросети, а их уже немало, и сами вовсю предлагают свои услуги, активно вторгаясь в творческий процесс художника, дизайнера, стихотворца, сценариста, прозаика, и уже востребованы пишущей братией и сестрией.

Бесплатная нейросеть «Kandinsky 2.2» генерирует картинки и видео по текстовым запросам. Получается ярко, броско, доходчиво. И очень современно. Образцы такого творчества я отмечаю на книжных обложках столичных магазинов.

Нейросеть "AI Search" напишет стихотворение или целую поэму за пару минут. Она сочиняет песни, пишет стихи на любую тему: о любви, о природе, о жизни, о дружбе и добре и зле. Стихи сочинённые нейросетью наполнены мыслями и чувствами, и производят впечатление, уверяют энтузиасты этого дела.

«Генератор стихов онлайн» предлагает широкий выбор тем и стилей, способен быстро создать структуру, подобрать рифмы, а также предложить варианты фраз и метафор, выдаёт новые сочетания слов и образов, пробуждая фантазию и помогая авторам найти вдохновение.

У разных ресурсов свои инструменты для работы над текстом.

«Балабоба», например, бесплатный сервис, знает русский язык, его можно использовать для генерации идей, и чтобы придумать внешность или характер персонажей. Пишешь несколько предложений ; Балабоба продолжает повествование.

Но самый популярный, конечно, "ChatGPT" - и идеи для названия набросает, и сюжет придумает, и героев опишет. Единственный минус — на русском языке он часто выдаёт ошибки, поэтому лучше писать задание на английском, а результат переводить.

"Microsoft Copilot" Совсем новый сервис на базе GPT. И он уже встроен в привычные программы.

«Сегодня мы делаем значительный шаг вперед и представляем кнопку Copilot на клавиатуре для ПК с Windows 11. – заявил представитель корпорации Microsoft в январе этого года. - «Copilot» станет точкой входа в мир искусственного интеллекта на ПК».

Параллельно сокращается число библиотек, книжных магазинов, издательств. А литературные мероприятия последних лет носят ярко выраженный рекламный характер.

Книга всё больше превращается в продукт – товар писательско-издательской деятельности, который нужно поскорее продать до истечения срока годности, потому как новые таланты со своими темами уже выстроились в очередь к издательствам.

„Книга – это не только произведение литературы, но также совесть, разум и искусство.“ — Винсент Ван Гог.

„Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего.“ — Борис Пастернак.

Нет, оказывается. Книга – это продукт. А представления Ван Гога, и Пастернака уже не соответствуют новым реалиям.

А может как раз наоборот? И для кого как!

Некогда большая литература, ныне презрительно называемая боллитрой, дробится и расползается по нишам. Великие цели и помыслы уступили место горячим темам. И молодые авторы усиленно роют к ним каждый свой тоннель.

А стать писателем, оказывается, очень просто. Надо записаться на курсы, где из людей делают писателей, как выразился выпускник одного из таких инкубаторов Михаил Турбин. Это что-то вроде ремесленных училищ или ПТУ прошлого века, но тогда учили профессиям токаря, слесаря, фрезеровщика… А сейчас делают писателей.

И не надо огорчаться и сомневаться, если что-то сразу не получается – ИИ поможет. И не надо слишком серьезно на все смотреть – жить станет тяжелей.

Юрий Буйда известный писатель. Но его «Дар речи» – не знаю, пользовался он нейросетями или нет – это совсем не то, что у меня ассоциируется с русской литературой, это какой-то Голливуд. А без устали атакующий РЕШ язвительный критик Лев Рыжков снизил планку этого «Дара» до Болливуда.

И вот, ещё не закончился спор, грозит ли ИИ поэту, писателю, а в издательстве АСТ вышел роман Ольги Усковой «Этюды Черни», написанный вместе с роботом «Ипполитом». Ольга Ускова разработчик искусственного интеллекта и российский IT-эксперт.
В романе фантастический сюжет перемешан с документальными историями и не понять, где вымысел переходит в правду, а где правда уходит в литературную фантазию. Роман вызвал большой интерес и шквал разных откликов. Наверно, это уже явление литературы?

Более того, в Японии молодая писательница Риэ Кудан получила престижную литературную премию Акутагавы за роман «Токийская башня сочувствия», написанный совместно с ChatGPT.

Выходит, это уже не Будущее? Это уже Настоящее. Самая что ни на есть современная реальность.

А кто я тогда? Со своим опытом, со своими представлениями о жизни, литературе, прочитанными и непрочитанными книжками. И другие моего возраста. Немало ещё нас таких.

- А вы, - снисходительно улыбается Настоящее, озирая остатки нашего поколения, - вы уже Прошлое.


Рецензии