Голосование - 185 конкурс На досуге

Друзья, приступим к голосованию!

    Количество участников меньше 15, обратите внимание на рекомендации к оценкам!
      
   Голосование ПРОСТОЕ, приносящее удовольствие, потому что БЕЗ КРИТИКИ, все замечания уже были высказаны. Всем спасибо за активное участие в совместном творчестве! Приветствуем новых участников! Внимательно ознакомьтесь с условиями голосования. Оно в принципе имеет совершенно другой подход, чем обычно:

1. Голосование проходит открыто. Участник знакомится со всеми произведениями с целью отметить ДОСТОИНСТВА каждого из них, а для этого нужно определить И ОЦЕНИТЬ:

 -  раскрытие темы (даже если она несколько в другом ракурсе, чем можно себе представить): полно, глубоко, оригинально, ёмко, афористично.
 - насколько правильно соблюдена форма поэтического произведения и насколько она оригинальна сама по себе и соответствует содержанию.
 - насколько богаты и оригинальны образы, и какие применены стилистические приёмы их подачи и раскрытия.
 - гладкость речи: насколько легко читается данное произведение, на одном ли дыхании
 - насколько приятен слог, стиль поэтического произведения, и насколько он соответствует содержанию
 - богатые рифмы: разные, составные, авторские, поддерживаются ли они ещё внутренней рифмой иногда в строке, звуковой аллитерацией и ассонансами соседних слов
 - смысловая насыщенность и афористичность, после чтения хочется размышлять и рассуждать и в то же время текст произведения не сухой, а живой, он продолжает жить в нашей памяти, будоража мысли и чувства!

(Для удобства и наглядности можно кратко отметить, что положительного найдено в каждом произведении, ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРИТИКИ. Вся критика осталась на этапе работы над текстами)

Внимание!
Если автор голосует на основании критики, а не по перечислению достоинств, его оценки не будут приняты! Ставим оценку только за наличие достоинств и не уменьшаем её из-за недостатков!!!

2. Далее, каждому произведению даётся любое количество баллов от 1-10 (на этот раз допустимы половинные значения после запятой, оценки имеют предел: не ниже 1 и не выше 10!!!), в зависимости от того, сколько найдено ДОСТОИНСТВ и конечно же - насколько произведение понравилось само по себе, что не менее важно, НО ПОСЛЕДНЕГО КРИТЕРИЯ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ НЕДОСТАТОЧНО!
Всем критикам сего проекта просьба обратить внимание, что находить недостатки умеют многие,а вот НАЙТИ достоинства даже в не очень понравившемся произведении - могут единицы!

Просьба голосовать без оглядки друг на друга! Все мы учимся и не всегда у нас получается всё и сразу! ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ДРУГИХ, ЕСЛИ У КОГО-ТО ЧТО-ТО ПОЛУЧИЛОСЬ СЕГОДНЯ ЛУЧШЕ! ЭТО НАША ЦЕЛЬ! Только так мы получим радость от творческого процесса И ТОГДА будем радовать друг друга.

ВНИМАНИЕ!

Все оценки не должны быть одинаковыми!  Оценки от 1 до 10!!!!! Допускаются оценки с половинками!

 Все оценки не могут быть ниже середины оценочной шкалы !!!

Если ВСЕ оценки от одного участника не превышают 5 баллов - голосование не будет принято!

   Если какой участник не хочет оценивать какое-нибудь произведение, или два, по личным причинам, может поставить прочерк. В таком случае автор произведения получит средне-арифметический балл по другим оценкам за свою работу. Но лучше идти по пути взаимопонимания и уважения чуждой нам точки зрения. НО, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО УКАЗАТЬ НОМЕР ПРОИЗВЕДЕНИЯ, чтобы ведущая не мучилась догадками - случайно или специально не поставлена оценка! Иначе голосование не будет принято!
Пояснения к номеру без оценки запрещаются! Не стоит Блиц-конкурс на этапе голосования перегружать разборками и спорами. Вся критика после подведения итогов.

Не критикуем оценки голосующего! Проявляем доверие и сохраняем спокойную обстановку!
_____________________________________________________

ЗАМЕЧАНИЯ И КРИТИКА В ЗАПРЕТЕ В ПРОЦЕССЕ ГОЛОСОВАНИЯ!
______________________________________________________

И ещё, ВАЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ ОТВЕТИТЬ, А ЗА ЧТО ВЫ ПОСТАВИЛИ ТАКУЮ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ, ЧТО ОСОБЕННОГО ВЫ НАШЛИ В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Будем учиться видеть достоинства, анализ недостатков оставим для других проектов! Кстати, практика показала, что увидеть достоинства гораздо сложнее, чем недостатки! И потом, они, недостатки, мешают, ибо бросаются в глаза. Но на них на данном этапе закрываем глаза, и они НЕ ВЛИЯЮТ НА НАШУ ОЦЕНКУ!

3. Можно голосовать и за себя (если хотите сохранить анонимность), только эти оценки не будут засчитываться.

4. Стихотворение того, кто не проголосовал, снимается, к сожалению, с конкурса.
Произведения авторов, которые критикуют голосование других и после замечаний в их адрес не останавливаются - будут сняты с конкурса!

5. Обратите внимание, что сроки сжатые. Это Блиц конкурс! Проходит каждую неделю. Голосуйте вовремя. Если исчезла рецензия с голосованием - повторяйте оценки под любой другой. Ведущая примет.

6. ВНИМАНИЕ! Перечень всех номеров обязателен, даже если не ставите оценку. Иначе голосование не будет принято!

    Голосование до 24.00 понедельника (29 января)!

Образец:

№1 - 10 баллов  (комментарий)
№2 - 4,5 балла  (комментарий)
№3 - 5 баллов  (комментарий)
№4 - 7,5 баллов ...
№5 -
№6 - 9 баллов (комментарий)
и так далее до конца списка! Если хотя бы один номер будет отсутствовать в списке, голосование не принимаю! Номер собственного произведения может отсутствовать.

  В помощь ведущей, при наличии объёмных комментариев (больше, чем в одну строку) к оценкам можно продублировать список оценок без комментариев.

  В ходе голосования Ваше мнение может поменяться, поэтому Вы имеете право изменить свой шорт до конца голосования.

   Итак, приступим! В списке стихов авторы условно не указаны. Статья с приёмом стихов временно удалена для того, чтобы не было отвлечения на ненужное. Пусть обсуждаются только стихи: прекрасные и замечательные, наивные, глубокие, лёгкие и искренние, удивительные и жизненные.

 Пожалуйста, голосуйте без оглядки друг на друга, ставя РАЗНЫЕ ОЦЕНКИ, не боясь, что Вас осудят, но всегда старайтесь быть объективными, тогда наши итоги отразят тоже объективность!

Напоминаем, что тема нашего 185-го Конкурса на досуге:

            Docendo discimus

         УЧА, УЧИМСЯ  / Уча других, учимся сами/
            /Сенека, Письма к Луцилию/
         ___________________________________   

1. Учись и...помни

Природа учит нас всегда,
мы для неё, конечно, дети,
наш путь без знаний - в никуда.
Едва постигнув аз и веди*,

Себя богами возомнив,
мы часто спорим с ней бесславно
и в малом ищем позитив,
проигрывая в самом главном.

К примеру: рос болотный мох,
питая воздухом Европу,
теперь здесь летом душный смог
и недовольства слышен ропот.

Здесь не шумит теперь тростник,
исчезли клюква, голубика,
не бьёт воды живой родник,
и журавлей не слышно крика.

Страницы красных книг растут -
мы властвуем себе в угоду...
И ни один есть институт,
чья цель - хранить от нас природу.

Поверив книжным чудесам -
семь раз отмерь и режь не шибко,
уча других - учись и сам,
жаль, что на собственных ошибках.

Не будь же, человек, глупцом,
бери с умом, храня при этом,
всё, что даровано Творцом!
И помни - ты за всё в ответе**.
______________
*Аз...Веди - что дословно означает - Я ЗНАЮ
** Всемирный день экологического образования отмечается экологическими организациями во всех уголках нашей планеты ежегодно 26 января-т.е сегодня.


2. Уроки жизни

С детства нам твердили, что ученье – свет,
И альтернативы не было и нет.
Учишься с рожденья, учишься всему,
Помни: неученье – это путь во тьму.

Делаешь несмело первые шаги,
Пишешь неумело робкие стихи.
Книги и тетради – неразрывный круг.
Зубы не сломать бы о гранит наук.

Знания всё шире, но не жди наград.
Scio me nescire*, говорил Сократ.
Всё короче сроки, круче виражи,
Сложные уроки предлагает жизнь.

Набиваешь шишки, учишься на них,
Чаще на своих же, реже на чужих.
Разные дороги, трудные пути.
Жизнь – учитель строгий, может не простить.

Выучив терпенье, получаешь в дар
Важное уменье выдержать удар.
Слушаешь и слышишь сердца тихий зов,
Принимаешь свыше веру и любовь.

Есть бесценный опыт, не трясись над ним.
Если сдал зачёты, передай другим.
Время пронесётся, и держать ответ
Каждому придётся, исключений нет.

Сдан или завален – двойка или пять –
Главный твой экзамен, как тебе узнать?
На вопросы эти, стоя у черты,
Правильно ответить сможешь только ты.
________
*Scio me nescire [сцио мэ нэсцирэ] – менее распространённый вариант известного высказывания Сократа Scio me nihil scire (Я знаю, что ничего не знаю).


3. ***

Назидаю брата Кая, –
От души даю советы –
И сама себе внимаю,
Совершенствуясь при этом.

Он мне будет благодарен,
Но потом – достигнув Рая!
Он в душе хороший парень!
И любовь моя простая, –

Я спастись желаю Каю, –
От души даю советы –
И сама себе внимаю,
Совершенствуясь при этом!


4. Суфийская притча об учителе

Однажды к мудрецу ребёнка подвели.
– Учитель, помоги, он ест одни лишь сладости.
Мы знаем, как совет твой действует, Руми'.
Находишь только ты примеры для наглядности.

Мудрец вздохнул, потом сказал, что не готов.
Совет, быть может, даст, но только через месяц.
И дверь свою закрыл он прочно на засов.
И в гости не ходил, и сердцем был не весел.

Стук в двери: «Мы пришли! Учитель, дай совет!»
Да, месяц пролетел, но нет, как прежде, слова…
Неужто духом слаб, померк ученья свет?
На месяц отложил он исцеленье снова…

Вот старая луна ушла и не видна.
На небе много звёзд – пора решать проблему.
«Учитель, ты готов? С едой одна беда».
Хотелось всем закрыть навеки эту тему.

Мудрец взглянул в глаза ребёнку и сказал:
– Послушай-ка, сынок, не ешь так много сладостей.
– Не буду, – молвил тот, – а ты, учитель, сам?
– Два месяца ушло избавиться от слабости.
_____
* - Руми’ или Мавлана’ — персидский поэт-суфий XIII века


5. Поиск истин

Огромный мир — дешевая таверна,
Где ложь нальют в похлебку чепухи,
Здесь нет вина Цекубы, из Фалерно,
В отвратном смраде блюд из требухи.

Кто говорит, что знания прекрасны,
Тот служит несомненно Сатане,
Который год прошу подобострастно,
Налить небесных истин в вышине.

Прислуга из мужей ахейских знойных
Не говорит понятным языком,
В столетьи каждом происходят войны,
Где Трои жгут и ставят все на кон.

Жизнь, как трамвай, летит без остановки,
Экклезиаст-кондуктор прячет лик,
"Печаль во многих знаньях" на листовке,
Приклеенной к обложкам старых книг.

Листовка, как творения Гомера,
Смысл не понятен, спрятан в глубине,
Мне кажется, что истина — химера,
У каждого в душе лежит на дне.

От речи человеческой до ржанья,
До блеянья не нужен даже лифт,
Многоголосье связано с гортанью
И с первым славословьем из молитв.


6. Нет лимита

Верю, я — создание Творца,
а его творенья совершенны!
Глупо эту мысль отрицать
пред лицом возможной перемены.

Выпорхнули дочки из «гнезда»,
взрослые хорошенькие «птицы».
Не по мне безделием страдать —
надо новым навыкам учиться!

С первых неуверенных шагов,
в студии латинских жарких танцев,
стала я свободно и легко
двигаться и к лучшему меняться!

В центре Бали — сказочной земли,
встретился талантливый учитель —
смело краски на холсты легли,
всё случится, если не боитесь!

Нет лимита, лишь бы трезвый мозг
не поставил сеть ограничений.
Есть идея! В мыслях — принялось!
Я ловлю моменты вдохновений!


7. Ученье - свет
 
             Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться /Сенека/
 
Ученье – свет, как дважды два,
Урок с рожденья.
Не просто брошены слова,
В них восхожденье
Духовной мудрости в пути,
Смысл - созиданье
Добра и счастья, красоты
Для мирозданья.
Ленивый если, значит – тьма
Царит в сознанье,
Но в этом лишь твоя вина,
Раз постоянно
В унынии проводишь день,
Готов - поплакать.
Глаза открой для перемен,
И хоть полшага
Навстречу сделай. Созерцай –
Так мир прекрасен!
Проникнись и начни мечтать,
И станет ясно:
Бесценно время, дорожи.
Вновь улыбайся –
Поверь в себя, мечту верши,
И не сдавайся!


8. Классика

Я «раскусила», что такое классика
Давным-давно, отец ее любил,
Лет с четырех он ставил на полчасика
Мне перед сном с Бетховеном винил.

Мелодия, летящая из пластика,
Казалась сказкой с жалостным концом,
Я представляла стойкого солдатика
И почему-то с папиным лицом.

Совместные походы в филармонию
Притягивали тайной новичка
И ощущеньем праздника, и помню я,
Как гладила мне голову рука.

Сквозь призму детства слушая Бетховена,
Со мною происходит феномен -
Мне кажется, что время остановлено,
И папа просыпается во мне.


9. Sententia

Так беззащитен, гол и слаб
Из скорлупы малыш родится...
Птенцам, чтоб к лету опериться,
Нужна забота мам и пап.

Ходить, летать, искать еду
Придёт со временем сноровка.
Жаль, не даёт судьба страховку
Как жить, чтоб не попасть в беду.

Цена ошибок – тяжкий груз,
Но мудрость свыше не даётся.
Ещё не раз признать придётся
Некомпетентности конфуз...

Не рассчитав, не делай ход,
На обстоятельства не сетуй.
Сиюминутную победу
Нам чей-то опыт не даёт.

Азы освоив, не спеши
Превозноситься в самомненье.
Наука требует терпенья...
Ученье – компас для души.


10. Училась

Смотрела на него с благоговением,
Училась, мудрость жадно познавала.
Но с каждым днём росли мои сомнения
И чувство – одного ученья мало.

Хотелось разделить с любимым поровну
Все горести судьбы и вкус услады.
Исполнились желания нескромные –
Влюбился в ученицу – кольца, свадьба!

Учение на этом не закончилось,
Напитывалась ценным и хорошим.
Казалось, счастье наше очень прочное,
Но всё-таки осталось вскоре в прошлом.

Стал часто пропадать ночами долгими,
Вопросы жгли, и где он был – не знала…
Не научиться соблюденью долга мне,
Когда в ответ: «Нет преступленья в малом».

Тосклива ночь, грызут сомненья странные,
Что нет в ученье радости и близко.
Терзают душу звуки ресторанные,
Сжимают пальцы с болью рюмку виски…


11. Учёба сроком в жизнь

Из книжек знания важны,
но главный наш учитель – жизнь.
Уроки все не перечесть,
что в жизни есть.
Пока живём, мы день за днём
ученики в пути земном
и каждый – мастер и творец
плодов окрест.

Одни несут мороз в словах
и сеют в душах горечь, страх.
Сплошной укор летит везде,
как рой гвоздей.
У них внутри – тревога, бунт
и хватит нескольких секунд
заполнить всё вокруг хулой.
Хоть волком вой.

Другие – в сказку встроят быль.
Забудешь рядом, кем ты был
до них. Уверуешь без слов,
что жизнь – любовь.
Их мир прекрасен и широк,
им важен истины чертог.
Захочешь изменить свой путь
и к ним примкнуть.

Эдем вокруг, иль пики скал,
но каждый выбирает сам,
каким путём души идти –
сиянья, тьмы.
И если цель – достигнуть высь –
нужна учёба сроком в жизнь,
а в ней – терпенье и любовь
в момент любой.


12. Притча о мудреце.

Спросили суфийского старца однажды:
«Кто мудрости столькой тебя научил?»
Задумался суфий. Ответил: "Мне каждый,
Кто в жизни встречался, учителем был.

Я слыл образованым, гордым собою,
Купоны любви с упоением стриг!
Всегда возвышался над серой толпою
И думал, что высей в науках достиг.

Но как-то отправился в край незнакомый,
Никто обо мне не слыхал в том краю.
По улице пыльной я шел удрученный,
Что негде представить всем мудрость мою.

Тут мне повстречался в дороге мальчонка,
Спешил он светильники в храме зажечь,
Решил поучить я немного ребёнка
И этим себя хоть немного развлечь.

Его я поймал и спросил увлеченно:
“Откуда в лучины приходит огонь?”
Вопросом ответил он мне удивлённо:
“Куда он уходит, когда погашён?”

Я понял внезапно, что я, — хвастунишка,
Глупцом был, а мальчик умнее стократ.
Так первым учителем стал мне мальчишка
Хоть ростом и возрастом был маловат!

С тех пор мудрецов научился я видеть
Во всяком прохожем, букашке, цветке
И черпаю мудрость из книг и событий.
Вот так и сплавляюсь по жизни-реке."


13. Научи меня, жизнь

Научи меня, жизнь, выбирать между светом и тенью,
Дай ответ поскорей, помоги мне, прошу, не молчи,
Кем мне быть, оперённой стрелой или только мишенью,
Научи меня, жизнь, научи меня жить, научи.

Научи меня, жизнь, приоткрой хоть на миг свои тайны,
Чтобы, как мотылёк, не лететь мне на пламя свечи,
Ведь события те, что нас ждут, далеко не случайны,
Научи меня, жизнь, научи меня жить, научи.

Научи меня, жизнь, ты немало меня помотала,
Ведь бывало порою - хоть волком завой, хоть кричи,
И ошибок, поверь, совершил оттого я немало,
Научи меня, жизнь, научи меня жить, научи.

Научи меня, жизнь, расскажи, объясни мне, поведай,
Ты, наверное, знаешь, кто спрятал от счастья ключи,
Я на этот вопрос не нашёл никакого ответа,
Научи меня, жизнь, научи меня жить, научи.

Научи меня, жизнь, научи самой главной науке,
Как не сбиться с пути, заблудившись однажды в ночи,
Пусть пройду его, даже не я, мои дети и внуки,
Научи меня, жизнь, научи меня жить, научи.
____________________
Иллюстрация: художник Willem van der Vliet

Ведущая конкурса: Татьяна Игнатова


Рецензии
Все проголосовали! Спасибо! Голосование закрываю! Подвожу итоги...

Маллар Ме   29.01.2024 21:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.