О сороке

25.01.2024

Сорока  белобокая  вскочила  на  забор.
Хвостом  качает,  прыгает,  заводит  разговор:
Я  слышала,  я  слушаю,  я  новости  ношу.
Ношу,  трещу  и  прыгаю,  всё  первая  скажу.

О  том,  что  удивительно,  о  том,  что  изумительно.
Везде  поспею  первою,  я  первая  везде.
Трещу  не умолкаючи,  трещу,  не  отдыхаючи.
Сорока  вездесущая,  не скрыться  от  меня.

Люблю  быть  в  центре  случая.
Нелепость  нахлобучу  я  на  всякое  событие, 
что  было  и  что  нет.
Сенсацией  является  порой  любой  предмет.

Люблю  я   своих  детушек  и  кашку  им  варю.
И  каждому  по  ложечке  с  любовью  раздаю.
Люблю  порой  посплетничать  с   подружкою  лесной.
Особенно  весёлая  я  раннею  весной.

Люблю  я  всё  блестящее, сверкающее,
классное - тащу  в  своё  гнездо.
То  стёклышко,  то  бусинку  -  мне  впрочем  всё  равно.
Там  прячу  те  «сокровища»,  качаючи  хвостом.
Сорокою – воровкою  я  прозвана  за  то.

Не надо  из – за  этого  мне  гнёзда  разорять, 
гонять  и  недолюбливать,  корить  и угрожать.
Лишь птичка  я  беспечная,  повадки  человечьи 
сумела  перенять,  зачем  же  обижать.

У  каждого  создания  в  природе  место  есть.
Пора  бы  всем  учесть!


    ****---Ра. Ли. Ев.---****
Сорока всем известна еще по детским сказкам: это птица активная, хитрая и падкая на блестящие вещи, которые непременно тащит к себе в гнездо. Ее имя стало нарицательным для людей, обладающих подобными качествами. Образ этой птицы встречается не только в русской культуре. И ассоциируется черно-белая птица с самыми разными событиями. Китайцы рады услышать стрекот сороки: это означает, что в скором времени можно ждать приятных известий, а сама птица в Китае – предвестник счастья. Существует местная легенда, связанная с сорокой. В древности муж и жена разбили надвое зеркало. Когда один нарушил клятву верности, вторая половинка зеркала превратилась в сороку и рассказала о случившемся оскорбленной пассии.  Сегодня на многих зеркалах, производимых в Китае, красуется изображение сороки.   Древние славяне думали о птице с неприятием. Считалось, что ведьмы по ночам могут надевать личину сороки и в этом обличье красть из чрева беременных еще не родившихся младенцев. Чтобы оградить себя от подобного несчастья, женщина должна спать с мужем – при нем ведьмы не посмеют причинить вреда.  Сороку наделяли на Руси особой, недоброй силой. Существовала пословица, гласящая: «от сороки не жди проку». Во Франции сорокам оказывали почет и уважение. С древних времен ее стрекот означал приближение опасности: врага, волков, воров. Благодаря ей удавалось неоднократно избегать несчастий. За это птице отдавали дань уважения: привязывали к верхушкам деревьев листья лавра и ветви вереска.  Образ сороки в Великобритании неоднозначен. В зависимости от обстоятельств, птица может предвещать и доброе, и худое. Если она парит у человека над головой – предвещает смерть. А если сидит на крыше дома – значит, можно быть спокойным за семью – ей ничего не угрожает.  Имело значение и количество летящих птиц: одна – знак неудачи, две – везения, три – к скорой свадьбе, четыре – к рождению малыша. Упоминания об этой птице найдутся в сказаниях и легендах любых народов мира. Первый миф, связанный с ней, относится к библейским временам: сорока оказалась единственной, не пожелавшей войти в Ноев ковчег. Озорная птица смеялась над погибающим миром и теми, кто пытается спастись от погибели. На Руси к птице прикрепилось имя «сорока-воровка». Это тоже связано со старинной легендой. Богатый купец все состояние раздал бедным, а себе оставил лишь головку сыра. Но вороватая птица украла у него последнюю пищу, за что была проклята Богом и получила нелестное прозвище.  У корейцев легенда о сороке звучит в положительном ключе: птица ценой собственной жизни спасла от беды юношу, который помог ей избежать смерти в лапах страшного змея.
А  что  же  находим  о  сороке у белорусов?
Одна из самых удивительных, загадочных новелл в книге Яна Барщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» посвящена Белой Сороке. Царь-уж, русалки, оборотни — широко известные на территории Беларуси фольклорные образы. Они часто упоминаются у писателей  романтиков — Яна Чечота, Адама Мицкевича, у самого Яна Барщевского. Но образ белой сороки не зафиксирован мифологами, хотя собственно сорока в фольклорных произведениях встречается довольно часто. Например, в некоторых устойчивых выражениях о слухах, которые «сорока на хвосте принесла».  Одной  из первых  игр родителей с еще грудными детьми является загибание маленьких пальчиков с такими словами: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала…» Данное присловье включил Максим Богданович в одно из своих стихотворений. В русской сказке «Белая утица» именно сорока приносит живую воду для героини, а значит, сорока здесь — положительный персонаж. Авторы энциклопедии «Беларуская міфалогія» утверждают: «Сорока является разносчицей новостей, ее стрекотанье обещает прибытие гостей, смену погоды на дождливое, предсказывает какое-то событие и даже смерть». Барщевский использует некоторые известные в народе, чаще амбивалентные, представления о сороке, но в то же время создает образ оригинальный, во всем неповторимый и абсолютно таинственный.
Сорока и ворон у наших соседей украинцев — черные, зловещие птицы, принадлежащие иномиру. Так, сорока, как считают украинцы, создана чертом и носит его по воздуху. В сорок превращались ведьмы. Такое же верование характерно и для белорусов. В то же время к сороке сохранилось почтительное отношение, при том, что она явно птица смерти. Особенно обращает на себя внимание то, что цвет сороки — черно-белый: это самая характерная ее биологическая особенность. Белая же сорока, как у Барщевского, — диво. Птицы-альбиносы — вообще явление необычное.
Можно полагать, что сорока в мифологии находилась на рубеже миров. Еще в зороастрийской религии, которая сохранила наиболее древние верования арийцев, сорока — птица-вестник, связная между мирами, причем мудрая и остроумная (а зороастризм наиболее ценил остроумие). Так что даже в названии, в самом обращении писателя к птице с богатой мифологической родословной кроется явная загадка
Белая Сорока в новелле Я. Барщевского   необычайно красива, живет во дворце, духи по ее приказу добывают клады из земли и моря, ей служат дикие медведи. Они сильнее всех чернокнижников. «Только иногда наряжается в перья белой птицы, когда желает увидеть своих приверженцев, и их награждает, делает счастливыми». По этому описанию, данному одним из служителей Белой Сороки, и из сюжета рассказа вытекает, что она искушает шляхту на Беларуси богатством, а главное, своим обаянием и красивыми речами. Некоторые белорусские исследователи полагают, что данный образ указывает на русскую императрицу Екатерину II. Действительно, идея возникла не на пустом месте, если помнить, что русская царица вместе с императором Австрии и королем Пруссии участвовала в разделах Речи Посполитой, чего Я. Барщевский и все польские интеллигенты простить ей, конечно, не могли. Потому писатель и вывел ее в демоническом обличье, хотя и красивой внешне.
И все же нет оснований трактовать персонаж только исходя из исторических реалий. В том и таинственность, и значимость, и даже злободневность произведения Я. Барщевского, что образ Белой Сороки многослойный. Да и сам писатель, как бы негативно ни относился к русской властительнице, не мог идти на прямой обман, утверждая, что она вредила крестьянам. Наоборот, до разделов Польши белорусские крестьяне были абсолютно бесправны, потому что при легитимно слабом польском короле, не имевшем фактической власти, каждый магнат и даже эконом, управитель у магната мог делать с крестьянами что угодно. Документы свидетельствуют, что как раз после присоединения к России крестьяне почувствовали себя под защитой высшей силы, стали слать царице многочисленные петиции-жалобы. Да и самому Барщевскому  русские власти никак не помешали учиться, причем в иезуитской, значит, католической академии, и делать карьеру в столице православной империи.
Белая Сорока все время говорит о добре и просто очаровывает белорусскую шляхту своей красотой и мудростью. Но простые люди и животные, сама окружающая природа ощущают присутствие мощной демонической силы. В том и кошмар этой неизвестной личности или сущности, что она выступает в прекрасном обличье и говорит совершенно правильные вещи, потому-то почувствовать в ней инфернальную суть дворяне белорусского края не смогли.
Таким образом, Белая Сорока — явление, которое невозможно рассмотреть и понять сразу, да и не каждый сможет — для этого нужно сначала освободиться от сильного суггестивного воздействия. (Внушение, сугге;стия (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные, эмоциональные к примеру мимикой, мыслями такие конструкции называемые внушением.)
А вот Александр Герцен «Сорокой-воровкой» назвал повесть о трагической судьбе русской женщины.
Информация  из  интернета


Рецензии