Пророк Амос

«Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому. И пошлю огонь в стены Газы, - и пожрет чертоги ее». Ам. 1:6,7

   Замечательный пророк, написал Книгу пророка Амоса, которая входит в Танах и в Ветхий Завет. В еврейской Библии помещается в разделе Невиим («пророки»). Третья книга из «Двенадцати «малых» пророков». Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя Иеровоама II и царя Иудеи Озии (см. http://stihi.ru/2022/10/27/6508), когда оба царства достигли вершины процветания. Он был старшим современником Осии. Вероятнее всего, его деятельность относится к осени 750 или 749 годов до н. э. Предполагается, что проповедь в Вефиле продолжалась от одного дня до нескольких дней. В это время Ассирия вела войны с сирийцами, что значительно уменьшило угрозу Северному царству (Израилю) со стороны Дамаска. В это время оно почти достигло границ времён Давида. Кроме того, пророчество совершалось за 2 года до большого землетрясения, которое вспоминали и спустя 200 лет.
    Амос первый по времени из известных нам пророков-писателей. Стиль его книги показывает, что он не просто убежденный человек, он может донести свои убеждения, и несмотря на простое происхождение, он очень начитан, эрудирован и обладает глубокими знаниями. Об Амосе известно из его пророчеств, где написано, что он — пастух из Фекои, города в 16-и км южнее Иерусалима, он находился на высоте 850 м над уровнем моря. Амос был призван Господом от своих стад для того, чтобы идти в соседнее государство и обратиться с пророчеством против его элиты, что он и делает. Как пример, он совершенно спокойно сообщает читателю вещи, которые вообще нигде в Библии не встретишь, есть только намёки и догадки. Ну смотрите:
«Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли; Господь имя Ему. Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян - из Кира?» Ам. 9: 6,7
    Давайте разбираться. Кафтор, согласно Библии, остров или приморская земля, откуда в Ханаан прибыли филистимляне (Ам. 9:7; Иер. 47:4). Это был период Медного коллапса, когда гибли одна за одной цивилизации Средневековья, от Минойской цивилизации на Крите, до Египта, который хоть и устоял, но больше так и не поднялся до прежнего состояния. При этом, прибывающие «народы моря» были уже в железном веке, так что, и филистимляне воевали железными мечами, а евреи – бронзовыми, вспомните, как воевал с филистимлянами Саул, и чем это закончилось. Теперь о Кире: Кир - местность, из которой вышли некогда арамеи. (Ам.9:7), поселившиеся в Дамаске и в которую они должны были, согласно предсказанию пророка Амоса (Ам.1:5), снова возвратиться, в качестве пленников. Предсказание исполнилось. Ассирийский царь Феглаффелласар (Титглат-Пилезер), покоривши Дамаск и его царство, пленных жителей Дамаска – арамеев переселил в Кир (4Цар.16:9). Где находилась местность Кир – неизвестно. Похоже, где-то на востоке Ассирийской империи. Вероятнее всего, что Кир находился в самой Ассирии, как ее неразрывная часть, и при том на восточных окраинах империи. Бытие (10:14) и I Хроники (1:12) упоминают плиштим (филистимлян) и кафторим как два народа. Пророк Цфания (2:5) именует филистимлян «гой кретим», то есть «народ Крита». В разных вариантах начертания Кафтор упомянут в аккадских источниках первой половины 2 тыс. до н. э., в таблицах Мари (18 в. до н. э.), в текстах Угарита и Египта. Короче, большинство исследователей считает, что Кафтор — древнее название Крита и соседних островов.
    Так что, если Амос и из пастухов, то обладал значительными знаниями, но это если он не прикидывался, что не исключено.

     Амос выступал в защиту строгого монотеизма и против распространения идолопоклонства. Он обличал недостатки общества, особенно социальную несправедливость и неравенство, призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Амос утверждал, что человечность и правда являются формами служения Богу более важными, чем формальное принесение жертв. В его книге мы впервые встречаем идею равенства всех народов; избранничество Израиля он понимал как высокую меру ответственности перед Богом. В его писаниях впервые возникает образ «Дня Ягве» — Суда Господня, и выражается вера в спасение «остатка верных».
    Первая и вторая главы Книги посвящены предсказанию землетрясения и Божьего наказания для всех ближневосточных народов, а затем непосредственно для Иудеи и Израиля, за моральное разложение и за преступления их правителей. Основные обвинения здесь - это социальная несправедливость и притеснение бедных. «Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима. Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое». Ам 2:4-7.

   В своём пророчестве Амос обращается к религиозной практике израильтян — религиозность без преданности заповедям и закону неугодна Богу. Это находит своё отражение в пророчестве Амоса, где Бог отвергает ритуалы и жертвоприношения, которые не сопровождаются исполнением заповедей и, прежде всего, правильного судопроизводства. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток! Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф - имя Ему!» Ам. 5: 21-27.

«Взыщите Господа — и будете живы»; «ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых».

В последней главе подчёркивается равенство перед Богом всех народов и предвещается восстановление Царства Давида и проповедь слова Божьего среди всех народов. «Вот, очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: "не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!".  В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» Ам. 9:8-11.

   Амос оказал большое влияние на последующих пророков, особенно Исаию и Михея.
Продолжаю серию «Патриархи, цари и пророки Израильские»

Фото: Фрески в куполе храма Лорето. После 1484. Купол ризницы Сан-Марко базилики Санта делла Каса. Лорето. Италия

21.1.2024


Рецензии