Солнечное затмение

1961 год. Я – ученица пятого класса. Наша маленькая школа не могла вместить всех учеников. Учились в две смены. В то далёкое  время  многие выпускники школ мечтали стать учителями. Эта профессия была почётной, особенно на селе. Учитель работал не только с детьми в школе, но и  обучал взрослых  в вечерней школе. Учитель в деревне был самым образованным человеком. В школу каждый год присылали новых молодых учителей, и мы, дети, очень радовались этому. В школу вместе с ними приходили и новые идеи. Они организовывали кружки, водили нас в походы. Мы участвовали в школьных спектаклях, которые показывали также и в сельском клубе. У нас была очень интересная и насыщенная жизнь.
       Накануне того дня, о котором я хочу рассказать, учитель сообщил нам, что завтра ожидается солнечное затмение, и мы будем его наблюдать. Мы ничего не знали о затмении Солнца и хотели увидеть всё собственными глазами. Он велел нам приготовить   закопчённые  стёклышки , через которые мы будем смотреть на Солнце. Вечером мы попросили маму зажечь керосинку. Наверное, современные дети не знают, что такое керосинка. До её появления вся пища готовилась в русской печи. Приходилось топить её каждый день. Расходовалось много дров, которые приходилось заготавливать в лесу, предварительно выписав в лесном хозяйстве. Дрова привозили в основном на лошадях, потом их пилили, кололи, складывали в поленницу  в сухом месте, и, по мере надобности ,  дрова приносили в дом и топили печь. Словом, проблем было немало. В некоторых сёлах печь служила также в качестве бани. Её топили, а после того, как угли гасли, стелили внутрь солому, залезали по одному и парились берёзовым веником, затем мылись в деревянных корытах. Но в нашем селе  издавна существовали бани, которые топились по-чёрному, стены покрывались сажей и хозяйкам приходилось  постоянно белить их белой глиной, залежи которой находились в округе. Топить печь каждый день было нелегко. Хозяйкам приходилось вставать ни свет, ни заря, чтобы приготовить еду всей семье на целый день. Зато как всё было вкусно! И еда в печи долго не остывала, не надо было подогревать. Но  прогресс принёс в деревенские дома керосинку. И каким же это было облегчением!  Для неё нужен был только керосин, который можно было купить в сельском магазине в определённый день и час, поскольку хранился он в цистернах, вкопанных в землю и закрытых на замок. Да, керосинка освободила  время  для  других дел. Правда , она была не безопасной в эксплуатации. От неё шёл ужасный запах керосина и гари, поэтому летом  выносили  керосинку в коридор. Однажды, у нас случился пожар . Неожиданно вспыхнула керосинка, на которой варился суп. Она стояла в закрытой части нашего маленького коридорчика , которую мы называли горницей. Совсем другое значение это слово  имело в других населённых пунктах. А в нашей горнице хранились  мешки с шерстью, висевшие на стене, лари с мукой и  зерном, сундук со старой одеждой. Там и стояла керосинка. Огонь от вспыхнувшей керосинки заставил воспламениться и мешки с шерстью. Почувствовав запах дыма, все бросились в коридор и, открыв дверь в горницу, увидели пылающий огонь.
В это время у нас в гостях была тётя. Она не растерялась и накрыла огонь старым одеялом,  которое , на счастье, оказалось рядом. К сожалению, сама она обожгла ногу. Нога долго болела. После этого случая мы уже не оставляли керосинку без присмотра.
      Мы рассказали своим родным о предстоящем затмении солнца. Папа принёс стёклышки, осколки разбитого когда-то стекла. Хорошо, что они сохранились. Мама зажгла керосинку. Всей семьёй коптили эти осколки, аккуратно держа их за край. Потом завернули в обрывки газет, чтобы не облетела сажа, и положили в портфели. Наутро  мы с сёстрами отправились в школу в предвкушении наблюдения солнечного затмения. На календаре было 15 февраля 1961 года, почти за два месяца до полёта в космос Юрия Гагарина.
      Мы сели на первый урок. В классе была тишина. У всех было настроение ожидания и волнения. Учитель разрешил нам одеться , приготовить закопчённые стёклышки  и подойти к окнам. Совсем неожиданно стало темнеть. Мы вместе с учителем выбежали на школьный двор. Из других классов тоже высыпали дети. Каждый класс держался кучкой около своего учителя. Мы вынули стёклышки и сквозь них стали разглядывать на небе исчезнувшее Солнце. Учитель предупредил, что нельзя смотреть на Солнце незащищёнными глазами, можно повредить зрение. В то время у нас не было ни биноклей, ни телескопов со специальными солнце-защитными фильтрами, которые можно было бы использовать для наблюдения за этим загадочным  и немного пугающим нас в то время, явлением . Я изо всех сил старалась увидеть что-то необычное. На несколько мгновений мне удалось рассмотреть очертание бледного кольца с размытыми краями. Как потом сказал учитель, это и было Солнце, закрытое Луной, которая в это время оказалась между нашей планетой и Солнцем, на одной линии с нашим взглядом. Так мне удалось увидеть солнечное затмение. Это длилось совсем недолго, всего несколько секунд. Потом стало светлее и Солнце, казалось, выплыло из-за Луны. На самом деле, это Луна, вращаясь по орбите, бросая тень на Землю , и поворачиваясь,  постепенно  открывала Солнце, превращая его из серпа в круг. Довольные увиденным, возбуждённые, мы гурьбой вошли в класс, где учитель продолжил рассказывать нам о солнечном затмении. Это было интересно!


Рецензии