Метель

               
                Воспоминания из детства.
   Раньше зимы в наших краях были настоящие, снежные. Уж зима, так зима!
Не то, что сейчас, дети ждут – не дождутся ,когда  ,  наконец, белым покрывалом оденется Матушка- Земля и  можно будет покататься на санках, лыжах или « ватрушке». А тогда, много лет назад, снега долго ждать не приходилось, он ложился рано, летел крупными хлопьями по нескольку дней подряд, создавая огромные сугробы, выше человеческого роста. Утром после такого обильного снегопада в деревне из дома выйти было совсем не
просто. Заметало ступеньки, двери и даже окна. Приходилось буквально отрывать проход в дом, сарай, туалет, который, кстати, был на улице, рядом с сараем. После такой чистки снега появлялись проходы, словно туннели, на стенки которых любили лазать ребятишки. Всё свободное время дети проводили на свежем воздухе: лепили снеговиков, заливали горки, катались
с них или просто валялись в белом пушистом снегу. На всех были тёплые валенки, поэтому не мёрзли, несмотря на старые ветхие пальтишки. Да и как тут замёрзнуть, когда никто на месте не стоял, все были в движении. Домой
нас  родители загоняли уже почти затемно. Одежда  стояла колом от мороза и снега. Приходилось обметаться веником. А дома мама заставляла нас парить ноги в горячей солёной воде, чтобы не заболеть. И это  помогало ! Мы редко  болели.
    Однажды зимним утром ярко светило солнце, снег искрился разноцветными огоньками, словно драгоценными бриллиантами, сапфирами и прочими дорогими камешками. Мама рано истопила печь и напекла всему семейству вкусных душистых оладушек. В нашей семье было четверо детей, брат и три сестры. Мы с Любой уже ходили в школу , она- в первый класс, а я – во второй, Нина была самой младшей. А брат Толя, уже взрослый молодой человек, закончил школу и ещё выучился на механизатора в районном центре, работал в колхозе трактористом.
В это самое время, в середине пятидесятых, началось освоение целинных земель в Заволжье и Казахстане. И, когда пришла весна, брат уехал на целину. Но это случилось позже, а пока было ясное зимнее утро. Мама проводила нас с Любой в школу. Школа была не очень близко, но мы ходили одни. Всё вокруг было знакомо, даже собаки нас знали и приветливо махали хвостами. Вот , наконец, и школа. Меня встретила моя первая учительница, Галина Ильинична. Она была очень молодая и красивая. Мы её просто обожали и даже иногда, по ошибке, называли мамой. У Любы была своя учительница. Вскоре  заливисто прозвенел  звонок. Это техничка, тётя Катя,
усердно трясла медным колокольчиком до тех пор, пока все дети не зайдут в классы. А детей в то время даже в деревнях было много. Середина и конец пятидесятых. Подрастали дети, появившиеся на свет после войны. В сорок пятом возвращались с фронтов великой войны оставшиеся в живых солдаты, защитники нашей Родины, которые спасли мир от фашизма, дали жизнь новому поколению. Многие пришли инвалидами .Отец наших подруг, дядя Семён, лишился руки, а у одноклассницы Веры отец потерял на войне ногу. Но главное – они были живы и стали отцами прекрасных детей. Семьи дождались своих кормильцев. Я и мои сёстры тоже появились на свет после войны. Нашему старшему  брату  было два года, когда началась война и отец ушёл на фронт. У  нас был ещё один братик, который в сорок первом только родился. Мама осталась одна с двумя маленькими детьми. Время было очень тяжёлое и в тылу. Все работали ради победы. Детей с рождения отдавали в ясли. Условия там были не очень хорошими. Не хватало дров для отопления  и питание было однообразным . Детей было много, няня- одна, остальные женщины трудились на полях и фермах. Так наш маленький  Серёжа простудился и заболел. К сожалению, его не спасли. Отец сражался с первых дней войны вместе со своими товарищами. Их часть попала в окружение. Раненый, он оказался в плену  и находился там до окончания войны, пройдя нечеловеческие испытания: голод, холод, травля собаками при попытке бежать. Но и там находились люди, немцы, которые помогли выжить, подвергая себя опасности, каким-то образом передавали пленным хлеб. Отец был отличным специалистом, работал на заводе. Желание выжить и возвратиться к семье было велико. И это меня всегда восхищало и  вдохновляло на достижение поставленной цели в течение всей моей сознательной жизни. В сорок пятом пленных освободили , но домой отец вернулся лишь в сорок седьмом. Были проверки, была работа по восстановлению разрушенной войной Днепрогэс. Отец и там был востребован. Начальство уговаривало остаться, предоставляли жильё, но тяга  к дому, к семье, победила. И   долгожданный момент настал , вот он, наконец, и дома, после многолетних скитаний.
Три дочери родились одна за другой. Всё это вспомнилось мне за одно мгновение. Впрочем, я этого и не забывала, это - всегда со мной.
       Однако, моё повествование  о той снежной зиме пятьдесят седьмого года. Мы  с Любой - в школе. Прошли два урока, прозвенел звонок. Ура! Большая перемена. Все весело выбегают из классов, сталкиваясь  друг с другом. Коридоры были узкие и тесные. Но побегать хотелось всем. Учителя организуют хоровод,  поём песни, репетируем к Новому году. Заодно и порядок поддерживается, хотя и шумно от громких , не очень слаженных голосов. Вдруг как- то  сразу  потемнело.  До вечера было ещё далеко. Днём электричества  в селе не было. Движок, подающий энергию, включали только ночью, и то на короткое время. Основным осветительным прибором была керосиновая лампа. С ней мы и уроки учили, и  книги  читали, и играли.       Все поспешили к окнам. За окнами дул сильный ветер, начиналась метель. Солнце скрылось за снежной завесой. Обеспокоенные учителя решили отпустить нас домой, пока метель не разыгралась ещё сильнее. За многими уже приходили родители. Одноклассник Лёша был моим соседом, он  предложил мне идти с ним  вместе .  Дома у него никого не было, мама работала в школе техничкой. Я согласилась, забыв, что в школе осталась моя сестра. В коридоре было столпотворение, никто не заметил, как мы вышли на улицу. Колючий ветер дул в лицо, снег слепил глаза, но мы всё-таки упрямо стали двигаться вперёд, к дому. Ветер всё усиливался, сбивал с ног, идти становилось всё труднее, дорогу перемело, мы медленно шли наугад, моля Бога помочь нам. Назад в школу тоже не решились вернуться. Поворачиваясь то вправо, то влево, совсем потеряли ориентир. Так и двигались , куда нас ноги несли. Прошло, как нам казалось, довольно много времени. Мы совсем выбились из сил. Неожиданно оказались в овражке, сразу стало тише, ветра почти не ощущалось, а снег всё летел, кружился, наверху мела  позёмка. Я  захотела  присесть и немного передохнуть, но Лёша  сказал, что этого делать нельзя, можно уснуть и замёрзнуть. Мне хотелось заплакать, так стало жалко себя! Но я послушалась Лёшу, он был постарше и поопытнее меня. Вообще в нашем классе были дети , отличающиеся по возрасту на 1-3 года. Причины были разные. Многие оставались на второй год  за плохую успеваемость. Учителя не натягивали оценки. Родители не спорили , полностью доверяли учителям. Некоторые дети позже пошли в школу,  так как нечего было обуть и одеть, особенно в многодетных семьях. Вот и Лёша был из таких.
      Выбравшись наверх, мы продолжили движение.  Руки  закоченели , варежки намокли и замёрзли,  валенки наполнились снегом. Казалось, что мы никогда не придём домой и погибнем в этой метели. Но, видимо, Господь сжалился над нами, и мы неожиданно оказались возле   Лёшиного дома. Нашей радости не было предела. Мы вошли в дом. Он был  открыт. Тогда в деревне никто не закрывал своё жилище на замок, лишь цепочку накладывали, чтобы дверь случайно не открылась и чтобы , если кто приходил, видел, что хозяев нет дома. В доме было прохладно. Мама Лёши ещё не пришла с работы.  Но Лёша умел делать всё по хозяйству. Он быстро разжёг печку- буржуйку, в которой заранее были приготовлены дрова и бумага. Вскоре дрова загорелись, стали потрескивать, печка раскалилась докрасна, в избе стало тепло. Мы сидели около печки, грелись. Было так уютно, что глаза начали слипаться от удовольствия и усталости.
    Вскоре и  Лёшина   мама пришла с работы. Тётя Катя была немкой Поволжья. Я не знаю, когда она появилась в нашем селе, давно это было. Правда, по- русски  она  говорила с большим акцентом , не всегда понятно. Её муж был русский. Его в живых уже не было. Как я уже писала, тётя Катя работала в школе техничкой.  Зайдя домой, она с порога обрадовалась, что мы были дома, в тепле, но совсем  не ожидала увидеть кроме своего сына и его одноклассницу. Она сказала, что моя мама и брат ищут меня по всему селу. Когда началась метель, они пошли встречать нас с Любой из школы. Любу застали в школе, первоклассников   учительница не отпустила одних домой, а  меня  в  школе не было. Брат отвёл Любу домой, и они с мамой стали прочёсывать село, заглядывая в каждую щель, где можно было укрыться. Проверили и овраг, что проходил посередине села и разделял его на две части, каждая из которых носила своё, придуманное жителями, название. Нигде меня не нашли. Мама рыдала от отчаяния и бессилия.
    Тётя Катя приказала Лёше сидеть дома, а меня взяла за руку и отвела к нам домой, хорошо, что жили мы неподалёку, на соседней улице. Дома меня встретили  Люба ,младшая сестра Нина и моя тётя, которая жила по соседству и часто была у нас, помогала маме с детьми. Отец ещё не пришёл с работы. Потом тётя Катя пошла искать мою маму и брата. К счастью, она их вскоре встретила и сказала, что я уже дома. Мама разрыдалась, но уже от счастья, что я нашлась. Она обнимала тётю Катю, благодарила её и Лёшу за моё спасение.
    Наутро  метель  утихла , мы снова пошли в школу. Мне, конечно, досталось от мамы за то, что не  дождалась  взрослых  во время метели.  Она немного поругала меня и объяснила, какой опасности мы подвергли  себя , хотя это мы уже и сами поняли.  Я не обиделась, ведь мама была права. А моя учительница, которая тоже очень переживала за меня, больше не отпускала детей одних в метель.

    


Рецензии