Конкурс 40. Лепестки сакуры. Светлая грусть хайку

  Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!

 После продолжительного перерыва, почти 2 года, продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого. И пути назад нет, есть непродолжительные остановки и технические моменты. Готовы в наше сложное время отрешиться от суетности дел и погрузиться в процесс созерцания и размышления? Тогда не будем откладывать!

   В хайку не принято отрицать что-либо. И действительно, что говорить о том, чего нет, не случилось. Предполагать и на этом строить домыслы мы не будем. Нам надо увидеть глазами рисунка и прочувствовать, а послечувствования начнут рождаться сами по себе, как после глотка хорошего дорогого вина. И в этом простота хайку и вместе с тем её изысканность и утончённость. Также в хайку не принято передавать негатив, вызывая неприятные чувства, потому что вам тогда захочется уйти. Кто будет часами смотреть на ужасную, вводящую в депрессивное состояние, картину? Естественная реакция - отворачиваться от всего ужасного и омерзительного. Но в тоже время, слишком яркое ослепляет, а слишком восторженное и позитивное кажется приторным и притворным, а потому  не всегда вызывает  доверия. 
   Что же остаётся? Что заставит погрузиться в созерцание надолго и удержит внимание читателя так, что он захочет возвращаться к прочитанному снова и снова?

   Грусть. Светлая грусть. Потому что веселие не может быть бесконечным, а вот тихая грусть наполняет жизнь содержанием, потому что тоска по востребованному может надолго завораживать...

  Возьмём немного теории из классики, основателей жанра... Например, Басё.

  "Главное место в эстетике Басё заняла разработка категории прекрасного, которая, на наш взгляд, представлена двумя основными понятиями - саби (букв. «патина», «налет старины») и каруми (букв. «легкость»). К этому выводу мы приходим на основе анализа высказываний самого Басё, его учеников, а также исследований - Эбара Тайдзо о каруми и Ота Мидзухо об эволюции саби.
     Лексически саби восходит к словам «сабу» («меркнуть», «тускнеть»), «сабиси» («одинокий»), «сабусиса», «сабисиса» («одиночество») и другим подобным.

Басё также употреблял эти слова:

     Цуки сабиё               / Луна, померкни.
Акэти-га цума-но             / Акэти о своей жене
   Ханасисэну               / Расскажет

     Существовал рассказ о военачальнике Акэти, который оказался в затруднительном положении, и его жена, чтобы помочь мужу, обрезала свои волосы и продала их. При таком печальном рассказе яркий свет луны неуместен, и поэт просит луну померкнуть. «Сабиё» - повелительная форма глагола «сабу».

Гандзицу я    / Первый день нового года.
Омоэба сабиси / Как подумаю... Одинокий
Аки-но курэ   / Осенний вечер

/просьба не рассматривать русский перевод в качестве образца/

     Это одно из ранних стихотворений Басё, в котором встречается слово «сабиси», выражающее грусть и печаль поэта.
     Значение названных слов, равно как и других - производных, не тождественно содержанию эстетического понятия «саби», сущность которого не проявляется в конкретном слове, а определяется общей поэтической направленностью произведения.
     «Саби» - понятие сложное, имеющее несколько аспектов, поэтому ему нельзя дать однозначного объяснения. Описывается оно во многих работах со стороны лексического значения  эстетического содержания, связи с японской поэтической традицией   и концепциями дзэн-буддизма, характера выражения в поэзии.
     Саби Басё выражает красоту просветленного одиночества, покоя и отрешенности от суетного бытия - чувства, которое владеет поэтом в результате его слияния с миром и переживания его сущности. «Покой, притушенность красок, элегическая грусть, гармония, достигнутая скупыми средствами, - таково искусство саби, звавшее к сосредоточенной созерцательности, к отрешению от повседневной суеты».
   «Саби» Басё - понятие широкое, содержание его включает не только простоту, но и изысканность, не только печаль, но и радость, которая вытекает из убеждения поэта в конечной целесообразности бытия и доверительного отношения к миру. В саби сочетается любовь к символам вечного с обращением к преходящим явлениям жизни. Поскольку в дзэн не существует полярности явлений, постольку и в саби, основывающемся на дзэн, снимаются противоположности и достигается гармония.
     Термин «саби» появился в конце эпохи Хэйан (XII в.). Его употреблял поэт Фудзивара Сюндзэй (1114 - 1204) в своей поэтической критике для характеристики художественных средств вака. Употребление термина «саби» применительно к стихотворению в целом, к его атмосфере в то время еще не встречалось. После выхода в свет «Сэйдзайвакасю» («Собрания японских песен за тысячу лет», 1187) и «Синкокинвакасю» («Новое собрание старых и новых японских песен», 1205) саби стало осмысляться как эстетическое понятие и выдвинулось в ряд ведущих принципов японской эстетики. Оно присутствовало в классической драме, в искусстве чайной церемонии, аранжировки цветов, разбивки парков.
     Таким образом, саби как понятие прекрасного сложилось в XII - XIII вв. Следовательно, в отношении саби Басё речь может идти не о выработке нового понятия, а о переосмыслении уже сложившегося - применительно к новой системе взглядов на поэтическое творчество и к переводу его в новое качество. Поэтому в целях раскрытия саби Басё необходимо обратиться к рассмотрению предшествующего периода развития японской эстетической мысли, в течение которого эстетическое сознание было подготовлено к приятию саби Басё."
___

   Просветлённое одиночество, светлая грусть, притушенность красок... Заметим, что цвета в хайку не упоминаются, но они возникают. Как если на снегу упомянуть апельсин - моментально вспыхнет перед нами солнце, и мы уйдём от банальности упоминать светило, как таковое. И указывать цвет совсем не обязательно, мы рисуем образами, как красками. Итак, краски притушённые, может быть, монохромные, согласитесь, ведут к успокоению и тишине вдали от дел мирских. А это то, что надо. И неважно где мы сейчас можем оказаться. В любом месте можно самому создать атмосферу светлой грусти, которая принесёт со временем желаемое спокойствие на сердце, сосредотачиваясь на вечных ценностях. А это уже не пустота, не проходящая бессмыслица. Заметьте, даже в современном дизайне в наш бурный техногенный век дизайнеры пытаются привносить монохромность и приглушённость красок, но пр этом они оживляют атмосферу, добавляя цветовые акценты. А именно они могут воздействовать особым образом, вызывая положительные эмоции, на тусклом, приглушённом фоне. Для этого, разумеется, надо иметь вкус и знание законов цвета. А в хайку? В пейзажной лирике сезона тоже есть свои законы. И мы тщательно пытаемся их открывать, доказывая, что этот замечательный жанр не имеет границ по своим возможностям. И даже в нашей стране, большой огромной, сложной и многонациональной, он может раскрыться небывалым образом.

 Итак, ещё раз подчеркнём важное, ведя разговор о светлой грусти, не должно возникать никакого отравляющего негатива, черноты и затмения сознания, упоминания самой смерти. Жизнь во мгновении, в которую вмещается весь мир, которое поглощает сознание и приковывает внимание. Когда стоишь перед зарисовкой, созданной точно найденными словами, и не можешь оторваться, а образы и ассоциации вытекают один за другим, и пред глазами возникает и проносится вся жизнь, лучшие её моменты. Грустно, что уже чего-то не вернуть? Да. Но как же светло становится на душе от таких впечатлений и, возможно, воспоминаний.
   
================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над настроением которое несёт с собой хайку, раскроем такое понятие, как светлая грусть в сдержанных красках.

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «СВЕТЛАЯ ГРУСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ПЕРЕДАТЬ СОСТОЯНИЕ СВЕТЛОЙ ГРУСТИ В МОНОХРОМНЫХ ПРИГЛУШЁННЫХ КРАСКАХ ТАК, ЧТО ОТ ХАЙКУ СЛОЖНО ОТОРВАТЬСЯ И ПОСЛЕ ЗАХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ СНОВА И СНОВА, ЧТОБЫ ПОГРУЗИТЬСЯ В ПРЕЖНЕЕ СОСТОЯНИЕ.  Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.

 Для настроения рекомендуется тема «ПРЕДЗИМНЕЕ ЗАТИШЬЕ», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом сезоне, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают НЕУСТОЙЧИВО!

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых 39-ти конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 39 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 5 ДЕКАБРЯ 2023 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!

Принято на данный момент: 29 хайку

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём работ закрыт! Голосование...

Маллар Ме   06.12.2023 00:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.