Фома Аквинский

   Есть у меня двухтомник Фомы Аквинского, абсолютно шикарное издание: Святой Фома Аквинский. «Сумма теологии» под редакцией Н.Лобковица и А.В.Апполонова. Москва, 2006, Издатель Савин С.А. Перевод А.В.Апполонова. Издание осуществлено при поддержке Католического Университета Айхштетт-Ингольштадт, Центрального Института Средне- и Восточноевропейских исследований (Германия) и Философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. Мне совершенно непонятно, как это стало возможным, но в предисловии есть скромное объяснение.
   Купил я этот двухтомник в нулевых, в одном из моих любимых книжных магазинов сестер «Паолине». О магазине сестёр Паолине я писал в посте о Блаженном Августине, см. http://stihi.ru/2023/07/12/6190. Находился он на Большой Никитской, кажется, дом 26, сейчас там продают какие-то ковры и тюфики. Значительная часть моей библиотеки куплена в этом магазине: Лютер, Жак Кальвин, Фома Аквинский, такого рода. Когда я покупал новую книгу, я шел к метро, по дороге пил кофе. Потом я шёл по Брюсовому переулку к метро, садился где-нибудь в тихом дворике и читал эту новую книгу. Благодать! С «Суммой теологии» было всё сложнее, такую книгу за пять минут на лавочке не прочитаешь.
     Фома Аквинский (лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino) 1225-1274, итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, канонизирован католической церковью как святой, учитель Церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Об этом в основном этот пост.
    Можно с юмором относиться к схоластам, улыбаться над вопросами, которые их занимали, типа, сколько ангелов уместится на конце иголки, но можно посмотреть на это и более широко, в конце концов, современное философское направление неотомизм целиком основан Фомой Аквинским.
    Но сначала два слова о самом Св.Фоме Аквинском.
Мать Фомы Теодора происходила из состоятельного неаполитанского рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалёку от их родового замка. В 5 лет Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. В 1239—1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому на два года в крепости Сан-Джовани. Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого.
    В 1248—1250 годах Фома учился в Кёльнском университете, куда переехал вслед за своим учителем. В 1252 году возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закреплённых за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Потом он был в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии. В 1269 году вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей. В 1272 году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион. Вот в общем-то и всё.
    Аквинат (Фома Аквинский) разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии. У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней познания, высшим знанием о Боге. Она основывается на Божественных откровениях. Итак.
      Рассмотрим доказательства бытия Бога (путей к Богу), предложенные Фомой Аквинским (я сильно упрощаю его оригинальный текст и аргументацию).
1;. От движения. В первом доказательстве Фома Аквинский идет от существования движения к существованию Перводвигателя. Поскольку вещи постоянно «движутся» (перемещаются, качественно и количественно изменяются, возникают, уничтожаются), то есть тем самым стремятся к реализации множества разнообразных потенций, должен существовать и «вечный Перводвигатель», лишенный всяческой материальности и потенциальности. Таким Перводвигателем является Бог. Т.е., здесь все на уровне 1-го закона Ньютона: тело находится в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока другое тело не выведет его из этого состояния, и кто первый запустил это движение? Несомненно бог. Короче, «мы должны необходимо прийти к некоему первому движущему, которое не движимо ничем, а под ним все разумеют Бога (лат. Ergo necesse est deventire ad aliquod primum movens, quod a nullo movetur, et hoc omnes intelligunt Deum)».2;. От причинности. Второе доказательство идет от существования причин к наличию первопричины. Действующая причина есть у всего: деревья качаются, потому что дует ветер, ветер дует, потому что происходит перепад давления и так далее. Все причинно-следственные связи строго упорядочены и выстроены в цепочки. Но если есть причинно-следственные цепочки, обусловливающие все сущее, то должна существовать и Первопричина, сама ничем не обусловленная. Этой Первопричиной является Бог. Иначе, «необходимо допускать некую первую действующую причину, которую все называют Богом (лат. Ergo est necesse ponere aliquam causam efficientem primam, quam omnes Deum nominant)».
     Эти два доказательства полностью повторяют рассуждения Аристотеля о Перводвигателе -Уме, изложенные в его «Метафизике». Новым является лишь то, что аристотелевский чистый Ум отождествляется у Фомы Аквинского с христианским Богом-Творцом.
3;. От случайности. Третье доказательство Фомы идет от случайности к необходимости. В мире существует множество вещей, которые способны обретать бытие и утрачивать его (то есть не существуют с необходимостью). Если можно их по отдельности представить несуществующими, то можно представить, что в какой-то момент и все они перестали бы существовать. Но если бы такой момент был возможен, мир давно уже исчез бы. Следовательно, должно существовать нечто необходимое, имеющее причину в себе самом и никогда не исчезающее. Этой Необходимой сущностью является Бог. (лат. Ergo necesse est ponere aliquid quod sit per se necessarium, non habens causam necessitatis aliunde, sed quod est causa necessitatis aliis, quod omnes dicunt Deum).
4. От степеней совершенства. Четвертое доказательство идет от степеней совершенства к существованию абсолютного совершенства. Все конечные вещи обладают совершенствами лишь в той или иной степени — что-то более прекрасно, что-то менее. Но если существует степени совершенства, то должно быть и наиболее совершенное существо, предел всякого совершенства и причина всех ограниченных совершенств. Таким Совершенным существом является Бог. «Следовательно, существует нечто, являющееся причиной бытия всех сущих, а также их благости и всяческого совершенства. И таковое мы называем Богом (лат. Ergo est aliquid quod omnibus entibus est causa esse, et bonitatis, et cuiuslibet perfectionis, et hoc dicimus Deum)».

5. От целесообразности. Пятое доказательство идет от целесообразности к существованию Цели. В мире все гармонично и целесообразно: сезоны сменяют друг друга, птицы улетают на юг и потом возвращаются, солнце встает и садится за горизонт. Но если есть целесообразность, должна быть и высшая цель — Разум, ответственный за порядок и благоустройство в мире. Этим Разумом является Бог. Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, действуют ради цели, что очевидно из того, что они всегда или почти всегда действуют одним и тем же образом, так, что стремятся к тому, что является для них лучшим. Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, но намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим. «Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к своей цели. И таковое мы называем Богом (лат. Ergo est aliquid intelligens, a quo omnes res naturales ordinatur ad finem, et hoc dicimus Deus). Ну, пятое доказательство совсем уже на доказательство непохоже.
       Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов, оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879 год).
      Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие мысли Нового Времени (особенно явное у Готфрида Лейбница).
      В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм».

Из серии «Отцы церкви»

   Разворот книги Святой Фома Аквинский. «Сумма теологии», Москва, 2006, Издатель Савин С.А. Для штампа на обложке использовано изображение, взятое с детали фрески Фра Анжелико Фронтиспис. Карл Кривелли. Центральный алтарь в Сан Доменико в Асколи.
13.11.2023


Рецензии