Конкурс Хорошие рифмы. Переносная рифма

Здравствуйте, все, не ищущие лёгких путей, но красоту поэзии предпочитающие!

 После некоторого затянувшегося периода  продолжаем наш проект и думаем, что многим он будет по душе, а поэтому с нами  - по пути!

  Продолжаем начатую серию конкурсов, посвящённую СОСТАВНЫМ рифмам, которые начал использовать Владимир Маяковский.

  Настоятельно просим всех заглянуть в конкурсную статью из серии "Хорошие рифмы. Каламбурная" и "Хорошие рифмы. Составная рифма". В  последней мы попытались охватить необъятное - упомянув её виды, используя её в полном объёме без всяких ограничений! Но было одно но - рассматривались только сугубо концевые рифмы и большое внимание было уделено качеству и детализации рифмы. Рифма - это всегда ОДНО УДАРЕНИЕ. И потому предполагалось, что послеударная составная часть должна оставаться без ударения. А вот требования к предударной части включали в себя ограничения. Составной рифмой считалась мужская рифма только при безударной составной части, а это оказалось возможно ТОЛЬКО при трёхсложных ритмических размерах, таких как дактиль, амфибрахий и анапест. В пояснительной конкурсной статье упоминались составные рифмы, которые тогда не рассматривались:
 -  рассечённые
 - переносные (перекидная рифма)
   
  Почему? Потому что в них речь идёт о включении в рифмообразование третьей строки, следующей за второй рифмующейся. Рассмотрим теперь одну из них более подробно.

                ПЕРЕНОСНАЯ/или ПЕРЕКИДНАЯ/ РИФМА

В ней конец строки рифмуется с концом другой и с началом третьей:

    Теперь и мне на ЗАПАД!

    Буду идти и идти там,

    пока не оплачут твои глаЗА

    ПОД рубрикой

    «убитые»

     набранного петитом

                (В.В. Маяковский «Война и мир», 1916)

  На этом примере видно, что если обращать внимание только на две рифмующиеся строки, то можно подумать, что рифмы неравносложные, но при чтении слух достраивает звучание за счёт начала следующей строки: ЗАПАД - глаЗА ... ПОД.
 Обратим внимание на то, что вторая часть содержит служебную часть речи - предлог. Безударная, что очень важно. Подчеркнём, что рифма содержит одно ударение! Это составная переносная рифма. Но не разнословная. Введём сюда определение разнословной рифмы:

 РАЗНОСЛОВНАЯ рифма - относится к составным рифмам, в которой принимают участие целые или частично используемые основные части речи.

  Характерный частный пример разнословной переносной (составной) рифмы:

   Один взойду на пО'МОСТ

    Росистым утром я,

    Пока спокоен дОМА

     СТрогий судия.
                (Фёдор Сологуб)

  В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку. Если бы не перенос части слова, рифма в конце строки была бы усечённой (или надстроечной), а так  мы видим третья строка продлевает звучание. А согласные звуки, как считал великий новатор рифм В.В. Маковский, в рифмообразовании даже важнее, чем гласные!

 Разумеется, возможны и разнословные составные переносные рифмы при целых словах в начале третьих строк. Но тогда оно должно быть коротким в один слог, и на него желательно не должно падать ударение. Пиррихии в двусложных и трибрахии в трёхсложных размерах. Иначе второе ударение - это уже часть единой системы третьей строки. И будет сложно воспринимать её как продолжение предыдущей, продлевающее  её окончание, входящее в часть рифмента.


 Итак подчеркнём основные особенности ПЕРЕНОСНОЙ СОСТАВНОЙ РИФМЫ:

1) Если первое слово в рифме имеет женское окончание, рифмующееся с ним слово может иметь мужское или женское окончание. Последнее возможно при переносе на третью строку только согласных звуков, частей разнословной составной переносной рифмы

2) совпадает по звучанию рифмообразующих слов определяет качество самой составной рифмы. Совпадение может быть частичным и полным.

3) Использование дактилических рифм затруднено выполнением условия безударной части, переходящей на третью строку.

4) Предударная часть обогащает рифму и потому её частичное, звуковое совпадение обращает на себя внимание и улучшает качество рифмы, но предударной части недостаточно. Должен быть перенос в рифме на третью строку ПОСЛЕударной части.

5) Желательно полное звуковое совпадение в составной рифме, включая использование парных звуков!

6) часть рифмы в начале третьей строки может быть самостоятельным безударным словом любой части речи или частью слова.

7) третья строка может состоять из одного слова только при частичном использовании безударной части в рифмообразовании. В таком случае происходит сочетание  составной переносной  и эхо-рифмы.
__________________________________________________

Итак, задание для нашего конкурса ХОРОШИХ РИФМ «ПЕРЕНОСНАЯ РИФМА»:

  Написать стихотворение с использованием в каждой строфе ОДНОЙ ПЕРЕНОСНОЙ РИФМЫ любого вида на любой вкус. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм. Межстрофный перенос допустим, но не желателен именно для этого конкурса.

  Ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию. Однако, на конкурс будут приняты тексты с рифмами, отвечающими заданию. В открытой первой рецензии просьба ко всем поделиться свои личным опытом, потому что материала по данному виду рифм крайне мало. Рецензия будет открыта ведущей.

Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!

Тема, СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ, размер строк - ЛЮБЫЕ!
Объём  - до 32 строк!

 Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте И УМЕСТНОМ ПРИМЕНЕНИИ именно рассматриваемых ПЕРЕНОСНЫХ РИФМ, а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным.
     При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):

 1) Отсутствие  ритмических сбоев внутри текста, УЛАВЛИВАЕМЫХ НА СЛУХ.
2) Выбор оригинальных рифм, даже самых немыслимых, но поддерживаемых во всех других частях в стихе. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму - внутреннее звучание
4) Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5) Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм –  женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, размаху, торжественности, маршировки, лозунговому настрою, а может быть, большее  значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования  вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем

ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 5 НОЯБРЯ 2023 года или до набора 20 стихов! Если будет мало заявок, возможно, конкурс будет продлён. Или по просьбе участников. Подсказывайте! Мы никуда не торопимся. Совместное участие стихов в разных проектах допускается, если стихотворение опубликовано после объявления задания этого конкурса.

Затем будет объявлено голосование.

Призовой фонд:

за 1 место – 500 с\б
за 2 место – 400 с\б
за 3 место – 300 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов. При количестве участников 15 - призёров будет 5. Если до 7 человек - 1 победитель)

Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!

Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.

Иллюстрация:  Поль Синьяк. Папский дворец в Авиньоне

Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   08.11.2023 19:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.