Аланы

Ала;ны (др.-греч. ;;;;;;, лат. Alani, Halani, арм. ;;;;;[2]) — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье[3][4][5].
 
Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как другие осели на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой Алании, раннефеодального государства в центральном Предкавказье, просуществовавшего до похода монголов.
 
Монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам[6][7][8][3][9][5]. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа[5][7].
 
Этноним
Этноним «аланы» впервые встречается в 25 году н. э. в китайских источниках как название сарматского племени, сменившего аорсов (Яньцай): «владение Яньцай переименовалось Аланьляо; состоит в зависимости от Кангюя… Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими»[10].
 
К более позднему времени относится ещё одно интересное свидетельство китайских анналов: «Правление в городе Аланьми. Эта страна прежде принадлежала кангюйскому удельному владетелю. Больших городов считается сорок, малых окопов до тысячи. Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник»[11].
 
Позднее, в I веке н. э., свидетельства об аланах встречаются у римских авторов. Наиболее раннее их упоминание мы встречаем у Луция Аннея Сенеки, в пьесе «Фиест», написанной в середине I века н. э.[12]
 
Название «аланы» использовалось римлянами, и, за ними, византийцами, вплоть до XVI века (последние упоминания об Аланской епархии в византийских хрониках)[13].
 
Арабы также называли аланов именем Al-lan, образованным от византийского «аланы». Ибн Руста (ум. 903) сообщал, что аланы делятся на четыре племени. Известно, что самое западное из них называлось «асы». Абу Хамид аль-Гарнати, посетивший Кавказ в начале 1130-х годов, отличал аланский язык от асского. Александр Монгайт писал: «Вероятно, даже в XII в. асы еще не были полностью поглощены аланами, и, возможно, диалектные различия иранского и других диалектов осетинского языка отражают эти древние факты»[14]. В XIII веке западные учёные (Гийом де Рубрук) свидетельствовали, что «Аланы и Асы» — один и тот же народ[15].
 
Этимология
В настоящее время в науке признана версия, обоснованная В. И. Абаевым[16][17] — термин «алан» является производным от общего наименования древних ариев и иранцев — arya[18][19][20][21][22]. По Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванову[20], первоначальное значение этого слова «хозяин», «гость», «товарищ» развивается в отдельных исторических традициях в «товарищ по племени», далее в самоназвание племени (arya) и страны.
 
В прошлом происхождении слова «аланы» высказывались различные мнения. Так, Г. Ф. Миллер считал, что «имя аланов родилось у греков, и оно происходит от греческого глагола, значащего странствовать или бродить»[23]. К. В. Мюлленгоф имя аланов производил от названия горного хребта на Алтае[24], Г. В. Вернадский — от древнеиранского «елен» — олень[25], Л. А. Мацулевич считал, что вопрос о термине «алан» вообще не решён[26].
 
Названия аланов
В русских летописях аланы назвались словом «ясы». В Никоновской летописи под 1029 годом сообщается о победном походе на ясов князя Ярослава.
 
В армянских летописях аланы чаще называются собственным же названием. В армянском средневековом географическом атласе Ашхарацуйц описываются несколько аланских племен, «двалы» современные туальцы, включая «народ аланов аш-тигор» или просто «народ дигор», в котором усматривается самоназвание современных дигорцев. Описываемые им же аланы из восточной области Алании — «аланы в стране Ардоз» — предки иронцев. В древности армяне употребляли название — алан, и множественная форма аланк (как народ и страна), но в наше время принято говорить ос (ед.ч.), осер (мн.ч.), Осиа (Осетия).
 
В китайских хрониках аланы известны под именем народа алань[27] или хэлань, что в переводе с прототюркского языка означает «пегая лошадь»[28]. В средневековой Молдавии аланы назывлись оланами[29].
 
В грузинских источниках аланы упоминаются как овси или оси. Данный экзоним по настоящее время употребляется грузинами в отношении современных осетин[30].
 
Современная форма
Закономерным развитием древнеиранского *;rуаnа в осетинском, по мнению В. И. Абаева, является allon (из *;ryana) и ;llon (из *;ryana)[31] Этноним в форме ;ллон сохранился в фольклоре осетин, но не используется как самоназвание[32].
 
Спрятала она молодых нартов в потайной комнате. А тут как раз вернулся уаиг и сразу спросил у жены:
— Чую я, пахнет аллон-биллоном.
— О муж мой! — ответила ему жена. — Наше селение посетили двое юношей, один играл на свирели, а другой выплясывал на кончиках пальцев. Люди диву давались, такого чуда никогда мы не видели. Вот их запах и остался в этой комнате[33].
 
История
 
Первые упоминания об аланах встречаются в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление аланов в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавлявшихся аорсами[34].
 
В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья[4][34], откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию[7].
 
«Почти все аланы, — пишет римский историк IV века Аммиан Марцеллин, — высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении»[35].
В IV веке аланы этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения аланов в IV веке были разгромлены гуннами, в VI веке — аварами. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов и оказалась в Западной Европе (в Галлии) и даже в Северной Африке, где вместе с вандалами образовала государство, просуществовавшее до середины VI века. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией аланов. Культуру аланов IV—V вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Северного и Западного Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С VII по X вв. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длительного времени северокавказские аланы вели упорную борьбу с Арабским халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре VIII—XI вв. дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе (городища: Алхан-Калинское, Архызское, Верхний Джулат, Нижний Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких международных связях аланов с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.[36]
 
Материалы Змейского могильника свидетельствуют о высоком уровне развития культуры северо-кавказских аланов в XI—XII вв. и о наличии торговых связей местного населения с Ираном, Закавказьем, Русью и странами арабского Востока, а также генетических связей между сарматами и аланами, аланами и современными осетинами. Находки предметов вооружения подтверждают сведения письменных источников о том, что главной силой аланского войска была конница. Упадок поздней аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием XIII века[37]. В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Ещё одним фактором, способствовавшим падению государства аланов, стала активизация лавинной деятельности в XIII—XIV вв. Г. К. Тушинский, основатель отечественного лавиноведения как науки, полагал, что в результате участившихся суровых и многоснежных зим на Кавказе лавинами были уничтожены многие высокогорные селения аланов и дороги. С тех пор селения располагаются намного ниже по склонам[38].
 
В XIV веке аланы в составе войска Тохтамыша участвуют в битвах с Тамерланом. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае её великодержавного положения.
 
Если к концу XIV в. на предкавказской равнине ещё сохранились реликтовые группы аланского населения, то нашествием Тамерлана им был нанесен последний удар. Отныне вся предгорная равнина до долины р. Аргун переходит в руки кабардинских феодалов, в течение XV в. продвинувшихся далеко на восток и освоивших почти опустевшие плодородные земли.
 
Некогда обширная Алания обезлюдела. Картину гибели Алании обрисовал польский автор начала XVI в. Матвей Меховский, пользовавшийся более ранними сведениями Якопо да Бергамо:
Аланы — это народ, живший в Алании, области Сарматии Европейской, у реки Танаиса (Дон) и по соседству с ней. Страна их равнина без гор, с небольшими возвышенностями и холмами. В ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, а там погибли или были истреблены. Поля Алании лежат широким простором. Это пустыня, в которой нет владельцев — ни аланов, ни пришлых.
 
Меховский говорит об Алании в нижнем течении Дона — той Алании, которая сформировалась в Подонье ещё в первых веках н. э. с центром на Кобяковом городище.
 
Если в предгорье остатки аланов прекратили своё существование, то в горных ущельях они, несмотря на резню, устояли и продолжили этническую традицию осетинского народа. Именно Горная Осетия после нашествий 1239 и 1395 гг. стала исторической колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV—XV вв. сформировались и этнос, и традиционная народная культура. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское[источник не указан 1469 дней].
 
Палеогенетика
Анализ антропологического материала катакомбного обряда погребения лесостепной зоны бассейна Среднего Дона II—IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+, Z2124), J1 (M267+) и J2a (M410+). Женскую линию характеризуют митохондриальные гаплогруппы: I4a, D4m2, H1c21, K1a3, W1c и X2i. В свою очередь, исследование аутосомных маркёров показало, что, несмотря на наличие примесей разных направлений, в целом можно говорить о том, что в данных результатах обнаружены типичные европейские генотипы[39]. Рядом исследователей население салтово-маяцкой археологической культуры сопоставляется с аланами, булгарами и хазарами[40].
 
У представителей салтово-маяцкой культуры из катакомбных некрополей Дмитриевский и Верхнесалтовский-IV во всех 6 образцах была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа G2 и митохондриальная гаплогруппа I, субклад — неизвестен. При этом для современного ираноязычного населения Северного Кавказа (осетин) характерна Y-хромосомная гаплогруппа G2a1. С точки зрения авторов данного исследования, катакомбный характер погребения, ряд краниологических показателей и иные данные, совпадающие с раннее исследованными образцами на Кавказе, позволяют идентифицировать захороненных как алан. Так, например, по антропологическим показателям индивиды из ямных погребений были определены как носители примеси восточного одонтологического типа, в то время как исследованные по гаплогруппе образцы имели европеоидное происхождение[41][42]. Венгерскими учёными при изучении образцов из Верхесалтовского могильника выявлены митохондриальные гаплогруппы U*, U2, U5, H, K, D[43].
 
У женского образца R-Kich-Malka (TU10, конец VII — первая половина VIII века) из аланского катакомбного могильника в Кичмалке (Кабардино-Балкария) определили митохондриальную гаплогруппу A12[44].
 
Культура
Свадебная обрядность
Иоганн Шильтбергер подробно описывает свадебные обычаи кавказских алан, которых называет ясами. Он сообщает, что
 
«у ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнажённый меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет. По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся. А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ — говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась. Тогда священники и другие почётные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына — хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова. В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак»[45].
 
Язык
 
Аланы говорили на поздней исторической разновидности скифо-сарматского языка.
 
В свою очередь, осетинский язык является прямым потомком аланского[46]. Некоторые топонимы этимологизируются как восточно-иранские на основе современной осетинской лексики (Дон, Днестр, Днепр, Дунай), на осетинском материале расшифровываются немногочисленные сохранившиеся письменные фрагменты на аланском. Наиболее известный — Зеленчукская надпись[47]. Другое известное свидетельство аланского языка — аланские фразы в «Теогонии» византийского автора Иоанна Цеца (XII век).
 
 
С другой стороны осетинский язык также сильно воспринял элементы кавказских языков. Об этом писал доктор филологических наук осетинский профессор В. И. Абаев: «среди всех не-индо-европейских элементов, которые мы находили в осетинском языке, кавказский элемент занимает особое место, не столько по количеству… сколько по интимности и глубине вскрывающихся связей», поэтому в осетинском языке кавказский элемент — «самостоятельный структурный фактор, как своего рода вторая его природа», потому что «общие элементы осетинского с окружающими кавказскими языками ни в коем случае не покрываются термином „заимствование“. Они затрагивают самые глубинные и интимные стороны языка и свидетельствуют о том, что осетинский во многих существенных отношениях продолжает традицию местных кавказских языков, совершенно так же, как в других отношениях он продолжает традицию иранскую… Причудливое сочетание и переплетение этих двух языковых традиций и создало то своеобразное целое, которое мы зовём осетинским языком»[48].
 
Религия
До христианизации у алан практиковалась традиция культа «Семи богов», который в свою очередь фиксировался у скифов. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н. э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда, что значит Семибожий, (осет. «Авд-арди») — в переводе «семибожная». Традиция культа продолжилась и позднее, у осетин[49][50].
 
Христианство и аланы
Ещё в V в. н. э. аланы не воспринимались как народ христианский, что усматривается из высказывания Марсельского пресвитера Сальвиана:
 
«Но подлежат ли тому же суду их пороки, как наши? Преступно ли распутство гуннов в той же степени, что и наше? Неужели коварство франков столь же предосудительно, как наше? Разве пьянство аламанна достойно такого же порицания, как пьянство христианина, или заслуживает такого же осуждения хищность алана, что и хищность христианина?».[51]
 
«На вандалов пошли войною аламанны и, так как обе стороны согласились решить дело посредством единоборства, они выставили двух воинов. Однако выставленный вандалами был побеждён аламанном. И поскольку Трасамунд и его вандалы были побеждены, то они, оставив Галлию, вместе со свевами и аланами, как было уговорено, напали на Испанию, где истребили много христиан за их католическую веру».[52]
 
Первые признаки христианства среди прикавказских алан относятся к VII—VIII векам. Первое письменное подтверждение связано с именем преподобного Максима Исповедника, который при императоре Константе II был сослан в «страну лазов». Один из спутников преподобного Максима сообщает о приходе к власти в 662 году «богобоязненного и христолюбивого» властителя Алан Григория, сместившего правителя язычника. К этому же времени относится упоминание о монастыре Иоанна Крестителя на территории Алании[53].
 
Целенаправленная просветительская деятельность среди алан началась в начале X века, при патриархе Николае Мистике. Официальное принятие христианства аланами относится к периоду 912—916 годам. В это же время возникает Аланская архиепископия, которая уже в конце X века в нотициях упоминается уже как митрополия. Однако христианство алан носило синкретический, смешанный с язычеством характер.
 
Впечатления францисканцев после путешествия по Комании в XIII в. н. э.:
 
«братья, которые шли через Команию, имели справа от себя землю саксинов, которых мы считаем готами, и которые являются христианами; далее, аланов, которые христиане; затем газаров, которые христиане; в этой стране находится Орнам, богатый город, который татары захватили, затопив его водой; затем циркассов, которые христиане; далее, георгианов, которые христиане». Benedictus Polonus (изд. Wyngaert 1929: 137—38)
 
Гильом де Рубрук — середина XIII в.:
 
«спросил у нас, хотим ли мы пить кумыс (cosmos), то есть кобылье молоко. Ибо находящиеся среди них христиане — русские, греки и аланы, которые хотят крепко хранить свой закон, не пьют его и даже не считают себя христианами, когда выпьют, и их священники примиряют их тогда [со Христом], как если бы они от неё отказались, от христианской веры».[54]
 
«Накануне Пятидесятницы [7 июня 1253 г.] пришли к нам некие аланы, которые именуются там аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно грекам, но чтут всякого христианина без различия лиц».[55]
 
Наследие аланов
Кавказские аланы
Аланское происхождение осетинского языка было доказано ещё в XIX веке Вс. Ф. Миллером и подтверждено многочисленными более поздними работами.
 
Язык, на котором написаны известные письменные свидетельства аланского языка (Зеленчукская надпись, аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца[56]) представляет собой архаичный вариант осетинского языка.
 
Существуют и косвенные подтверждения алано-осетинской языковой преемственности.
 
В Венгрии в районе города Ясберень проживает народ ясов, родственных осетинам[57]. К середине XIX века[источник не указан 1009 дней] ясы полностью перешли на венгерский язык, поэтому устный ясский язык не сохранился до наших дней. Сохранившийся список ясских слов первоисточника "Ясский словник "[58][59] позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадала с осетинской. Так в англоязычной научной литературе ясский язык принято называть ясским диалектом осетинского[источник не указан 1469 дней].
 
Центральноазиатские аланы
Потомки аланов проживают в Туркменистане и сопредельных территориях. Среди туркмен сохранилось племя олам, проживающее в Ахалском велаяте, племя улам - в Лебапском велаяте, а также род алам в составе этнографических групп салыр и йомут, имеющие древнее аланское происхождение и говорящие на туркменском языке [60][61].
 
Предки туркмен-аланов из Лебапского велаята переселились туда с полуострова Мангышлак, где у них имелось укрепление Алан-гала[60], а южнее реки Атрек сохранился вал под названием Гызыл-Алан, на месте которого в древности была крепость, построенная аланами. Также, на территории Туркменистана имеются аулы и другие топонимы с названием алан (олам) на территории Марыйского, Лебапского и Дашогузского велаятов[62].
 
О том, что часть аланов вошла в состав туркмен сообщают такие известные ученые как российский историк-востоковед и этнограф Н. А. Аристов[63], советские ученые академик С. П. Толстов[64], академик А. А. Росляков[65], российский и советский академик В. В. Бартольд со ссылкой на немецко-американского историка и синолога Ф. Хирта[66], археолог и востоковед А.Н.Бернштам[67]. Также, В. В. Бартольд отмечает, что согласно древней китайской энциклопедии Тундянь, словом «туркмен» называлась древняя страна Сук-так (Согд), которая была страной аланов[68].
 
Культурное и этнографическое влияние аланов на Западе
 
В разделе не хватает ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (29 сентября 2019)
Аланы жили на территории нынешних Испании, Португалии, Швейцарии, Венгрии, Румынии и других стран. Через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации.
 
Ни большое культурное и политическое влияние, ни участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасли западноевропейских аланов от быстрого исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужим императорам и королям. Раздробив свои силы и не сумев построить долговечного государства, большая часть аланов на Западе потеряла родной язык и вошла в состав других народов.
 
Аланы и восточные славяне
В. И. Абаев считал, что, например, изменение взрывного g, свойственного праславянскому языку, в задненёбный фрикативный g (h), что фиксируется в ряде славянских языков, обусловлено скифо-сарматским воздействием. Поскольку фонетика, как правило, не заимствуется у соседей, исследователь утверждал, что в формировании юго-восточного славянства (в частности, будущих украинских и южнорусских говоров) должен был участвовать скифо-сарматский субстрат[69]. Сопоставление ареала фрикативного g в славянских языках с регионами, заселёнными антами и их прямыми потомками, определённо говорит в пользу этого положения. В. Абаев также допускал, что результатом скифо-сарматского воздействия были появление в восточнославянском языке генитива-аккузатива и близость восточнославянского с осетинским языком в перфектирующей функции превербов[70].
 
Споры об аланском наследии
Аланское наследие является предметом споров и многочисленных публикаций в жанре фолк-хистори (не признаваемых академическим научным сообществом). Эти споры этнических интеллигенций настолько определяют современный контекст северо-кавказского региона, что получили внимание исследователей уже сами по себе[71].
 
(по материалам Википедии)


Рецензии