О Дрездене

                Этим летом мы побывали и в Дрездене. Конечно же, главной целью было посещение картинной галереи. Она расположена в Цвингере - комплексе дворцовых зданий Дрездена. Главная роль в строительстве Цвингера и коллекционировании живописи принадлежит  Курфюрсту Саксонскому Августу, который к тому же, к моему удивлению, был Польский Король и Великий Князь Литовский, а также  русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, киевский, волынский, подольский, подляшский, инфлянтский, смоленский, северский, черниговский, а также наследный герцог и курфюрст саксонский и так далее[8](цитирую из википедии). Эх, насколько же поверхностно я была осведомлена о польских королях, несмотря на то, что родилась в Вильнюсе, весьма близко к Польше. О московских царях и российских императорах информирована гораздо лучше благодаря советскому образованию. Но я знала, что король в Речи Посполитой ( в переводе - Вещь Общая) выбирался сеймом высокопоставленной шляхты. Вот такая демократия была в польском королевстве.  Точнее республика. На престоле могли оказаться аристократы из разных стран. Ну чем не прообраз Евросоюза? Известно, что даже Генрих Валуа чуть не стал польским королем. А вот венгр, Стефан Баторий, при ком основан мой родной Вильнюсский Университет в 1579 году, польским королем как раз стал. Но что же в это время было в Москве? Правильно - там царствовал Иван Грозный. Что-то далеко меня занесло. Я же про Августа, польского короля из Дрездена, основателя картинной галереи, лучшей на территории современной Германии. Он хоть и был большим любителем искусств, но никаких военных и экономических достижений не имел.  Его современник Петр I использовал Августа как союзника в войне против шведского короля Карла XII. При Фридрихе Августе Сильном Польша очень ослабла, и мы знаем, что с ней в конце концов случилось.
                Да, но рассказать я хотела совсем о другом. Резко перепрыгиваю в настоящее. Улица, которая вела от вокзала к Цвингеру, была обычной современной улицей, дома носили отпечаток  коммунистической эры. Вдоль строительных площадок тянулись щитки с душераздирающими видами Дрездена, лежавшего в руинах после жестоких бомбардировок ВВС антигитлеровской коалиции 1945 года. Только Цвингеру и домам вокруг центральной площади удалось вернуть исторический облик. Во время бомбардировок погибло до 30 тысяч мирных граждан. Я вспоминала книгу Курта Воннегута “Бойня номер 5” и соглашалась, что уничтожение города и его жителей было преступлением против человечности сродни Холокосту, что простые люди, дети, женщины, старики не должны погибать из-за преступлений руководства своей страны. Я думала о взглядах многих уважаемых людей, священников, философов, утверждающих, что коллективной ответственности не существует, что не может невинный народ нести наказание за агрессию своего государства. Но факт свершившейся трагедии почти 80 лет назад опровергает эти утверждения, увы. Война – дело обоюдоострое. И если даже то, что коллективной ответственности не существует, является абсолютной истиной, правда жизни оказывается иной, гораздо более безжалостной. Стоит об этом помнить.
                Итальянский художник Бернардо Беллотто по прозвищу Каналетто, племянник того самого венецианского Каналетто, творивший при Саксонском дворе по приглашению Августа, запечатлел Дрезден с такой невероятной точностью, что глядя на его полотна, переживаешь эффект присутствия в том времени и в той обстановке и не хочешь возвращаться в современность. В картинах этого мастера – настоящая магия.


Рецензии