Заметки о стихотворении Е. Зейферт Собираю ракушки

Аналогично необычному образно-семантическому наполнению этой поэтической миниатюры, её форма также весьма необычна.

Сначала о строфике. Финальная строка отделена от предыдущего сплошного (по строфике) текста и - кроме функции итога - служит своеобразным отложенным названием всего стихотворения, благо что - на первый взгляд - не рифмуется ни с одной предыдущей строкой… Разве что само сочетание "РАКу'Шечная мАтРё'ШКа" представляет собой созвучие на принципе диссонансной рифмы, усиленной метрофоническим совпадением предударного гласного звука - безударного [а]. Исходя из такой логики, в этом тексте в целом можно найти скрытую рифмическую арку - и переходим к рифмике. Но перед этим важно отметить, что по слоговому объёму эти два слова - ракушечная матрёшка - довольно сильно различаются, 5 слогов представляют собой существенное преимущество над 3 слогами, учитывая такое миниатюрное пространство.

Предыдущее наблюдение (5 слогов к 3 слогам) акцентировано потому, что благодаря финальной строке и прилагательному "ракушечная" обращаешь внимание на породившее это слово существительное из 1-й строки - "РАКу'ШКи", а здесь уже 3 слога - именно столько же и с тем же ударением на 2-м слоге, как и у финального слова "мАтРё'ШКа", это одно из проявлений точной метрофоники (мой термин, - А.Б.). В далёкой друг от друга паре слов свойства диссонансной рифмы выражены сильнее, чем в предыдущем примере, - и за счёт более полного совпадения заударных согласных, и за счёт общего метрофонического совпадения, подобного стопе амфибрахия. В итоге рифмическая пара "ракушки / матрёшка" несёт важную композиционную арочную функцию.

Остальные две пары рифм более очевидны: большу'ю / другу'ю, поме'ньше / ме'ньше, которую можно назвать полутавтологической, - в силлабо-тонических катренах она считалась бы эстетически слабой, однако в такой подаче строк, при которой происходит (по А.Л.Жовтису) "деформация" стиха и строфы, подобные рифмы, на мой взгляд, становятся более статусными, они представляют собой не только часть формы, но и работают как органичный каркас формы. В итоге приходим к выводу (парадоксальному?), что все 6 строк этого стихотворения зарифмованы. Парадоксальному - потому что в таком нерегулярном стихе с вариациями длин строк рифма едва заметна, едва различима и для слушателя, и для читателя, то есть рифма здесь не обладает той силой воздействия, которой она обладает в силлабо-тонических размерах, метрически завершая строку. В той или иной степени или определении все проанализированные выше различные по структуре рифмы это рифмы Интегральные (И-рифмы), функционально работающие в Интегральном стихе.

Напоминаю определение. Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по всем своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифмовка, строфика, длина строки, те или иные технические приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания регулярности и силы какого либо из компонентов над другими.

Самая сильная рифмическая пара всей анализируемой миниатюры - большую / другую - ещё более усиливается благодаря позиции слова "другую" на конце строфического высказывания (это действует аналогично позиций рифмы в финале рифмованного силлабо-тонического катрена); одновременно с этим снижается сила без того неявной рифмы на 1-2 строках - ракУШки / больШУю, однако последняя пара метрофонически примыкает к уже упоминаемой паре "ракушки / матрёшка", арочно охватывающей весь текст.

С чисто метрической точки зрения в этом стихотворении (и практически во всех подобных нерегулярных) чрезвычайно важным является начало каждого стиха, - здесь первые ударения по стихам распределены следующим образом: 3 / 2 / 2 / 1 / 3 / 2 (указан порядковый номер слога от начала строки). Аналогичное разнообразие и контраст наблюдаем по длине строк: 7, 3, 3, 5, 9, 8 (указано количество слогов в строках). Единственное совпадение - идентичная метрическая конструкция 2-3 строк: большу'ю, поме'ньше. Но она и по масштабу невелика, и никак не нарушает общей интегральности, не переходит в регулярность, которая началась бы с трёх подряд полностью идентичных по метрике строк. Естественности и интегральности в этот ряд добавляет следующая после слова "поменьше" строка, логично разрабатывающая корень слова, добавляя интонацию фразеологизма: "мал мала меньше"; происходит естественное усиление и развитие образа на материале 2 и 3 строк, вплоть до акцента на начальной звукобукве М*, которая, как бы замирая на время, не появляясь в тексте, затем в финале переходит в Матрёшку - оригинальную метафору, неожиданно и ярко объединяющую всю миниатюру в единую форму Интегрального стиха с истинно поэтическим содержанием, охватывающим в небольшом объёме многие образы и интонации, включая фольклор. И думается, что неслучайно совпадение хайкообразного созерцания с образом матрёшки, которая - по устойчивой версии - пришла в российскую культуру именно из Японии.


* Исследователь И-стиха Игорь Бурдонов заметил любопытное распределение буквы Ш по строкам (личная переписка): в каждой строке по одной Ш, а после паузы в 5-й строке, в финальной 6-й строке сразу две Ш. Наверное, такая тенденция, отмеченная Бурдоновым, здесь больше на пользу интегральности формы, чем напротив, ведь относительная регулярность звукобуквы Ш, хотя и явно превышает здесь средний фоновый уровень в речи, ненавязчиво даёт новый нюанс и необычный баланс звуковой композиции стихотворения, по вертикали "проШивает" художественный текст ("textus" - ткань, с лат.) недалеко от правого "среза" строк ("…напоминает шипение волн, выбрасывающих ракушки", И.Бурдонов, "…А там был ш-шум моря", ответ автора). Это обстоятельство на уровне звукобукв, наряду с общей тенденцией метрической трёхсложности, включая стабильную женскую клаузулу, составляют разные Интегральные доминанты (И-доминанты), которые, впрочем, именно здесь ненавязчиво вплетаются в форму И-стиха.


Рецензии
Ну бред же Бриджит моя!

ПОПЫТКА ПОНЯТЬ (непутёвые) Заметки о стихотворении Е. Зейферт Собираю ракушки (Александр Бубнов) / Стихи.ру http://stihi.ru/2023/10/03/8076
°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°
НЕ ПО-РУССКИ — собственно безграмотный огрызок Елены Зейферт:
0
Собираю ракушки —
большую,
поменьше,
мал мала меньше —
и кладу их одна в другую.

Ракушечная матрёшка.

ТЕПЕРЬ ПО-РУССКИ:
1
Собирая ракушки — вначале беру большую потом поменьше потом ещё меньше и ещё меньше и кладя их одна в другую — получается ракушечная матрёшка.
2
Собираю ракушки
Вначале большую
Потом поменьше
Ещё меньше
И меньше
И кладу их одна в другую
Ракушечную матрёшку
3
Собираю ракушки
Вначале большую
Поменьше
Ещё меньше
И меньше
И кладу их одна в другую
Ракушечную матрёшку
4
Собираю ракушки
Вначале большую
Поменьше
Ещё меньше
И меньше
И кладу их одна в другую

°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

КОММЕНТАРИИ.
0. Просто безграмотно.
1. Собственно элементарная прозаическая грамотность. Со смыслом. Ничем не примечательным. Из которого уж не знаю родился ли нулевой вариант но благодаря ему точно родился первый. И последующие.
2. Чтобы из прозы сделать более-менее поэтический текст нужно отсекать лишнее и при необходимости менять слова. И связывать так чтобы появилась гармония.
3. Здесь уже окончательный вариант... По большому счёту с тем же банальным смыслом. Но с загадкой. Которую дарит последняя строка. Которая отталкивается от последнего слова (с приставкой) предыдущей строки.
4. Просто стишок-загадка. Для детей. Которые должны отгадать что это такое. Правильно! Ракушечная матрёшка.

ВОПРОС: Стоит ли резензии этот стишок? Хороший вопрос. Если учитывать варианты 1/2/3/4 Ибо вариант 0 вообще не стих. ОДНАКО

°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

ЧТО СОБСТВЕННО ПИШЕТ НАШ РЕЦЕНЗЕНТ. Господи! Он дурак. По-другому и не скажешь. А. Нет. Прошу прощения он учёный дурак. Во-первых хочется объяснить ему почему собственно этот ракушечный огрызок безграмотен.

1. Размер первых трёх недострок 4-ст. анапест:
"Собираю ракушки — большую, поменьше,"
оо1оо1о/о1оо1о
Соответственно читатель обязан кушать вот этот смысловой винегрет под ритмическим соусом трёхсложника: большую ракушку поменьше — это классика! + "Собираю ракушки — (вангую) поменьше" – на выбор!
2. "Мал мала меньше" псевдофольклорный бред сам по себе. Вкупе с предыдущими псевдостроками это как на рваные джинсы надеть валенки.
3. Последние две строки являют собой уже поэтическую безграмотность. Потому как выражение "...в другую ракушечная матрёшка" являет отсутствие взаимодействия речи... В отличие от "...в другую ракушечную матрёшку". Про паузу молчок. Но это как подпись. В конце. Ага. Приятно познакомиться!

Во-вторых рецензент рассмотрел в этом огрызке тонну относительно бесполезных ш-аллитераций без каких-либо логических комментариев к ним однако не заметил ни р- ни д- ни м/б/п- и л-аллитераций. Вот возьмём эти недостроки:
"мал мала меньше —
и кладу их одна в другую."
"мал мала и кладу" — благодаря л-аллитерациям это звучные звуки попугаев Какаду. Тем самым превращая первую грамотную строку этого недотекста в кисель.

В-третьих наш безусловно поэтически безграмотный рецензент перелопатив кучу чуши по сдаче бессмысленного счетоводста ничего не сказал о смысле этой болванки. Кою он зачем-то обозвал интегральной.

Ну бред же Бриджит скажи!

(Вот опять же — чем занимаются эти учёные глупцы чтобы остаться в истории... Гаспаров отдыхает!)

_______Напоминаю определение. Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по всем своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифмовка, строфика, длина строки, те или иные технические приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания регулярности и силы какого либо из компонентов над другими._____

Спасибо! (епанашка) А что же тогда верлибр? Хер с ним!

В ЧЁМ СМЫСЛ ЭТОГО ПО-ВАШЕМУ СТИХА МНОГОУВАЖАЕМЫЙ? —

°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°°

ТО ЧТО Я СМОГ ОТЫСКАТЬ В ЭТОМ ТЕХНИЧЕСКОМ НАВОЗЕ ПСЕВДОРАЗБОРА:

- "Аналогично необычному образно-семантическому наполнению этой поэтической миниатюры,"
- "с истинно поэтическим содержанием, охватывающим в небольшом объёме многие образы и интонации, включая фольклор."

ЭТО ВСЁ. ТАК

В ЧЁМ ЖЕ ПО-ВАШЕМУ СМЫСЛ "истинно поэтического содержания" ЭТОГО ПО-ВАШЕМУ ЧУДО-СТИХА МНОГОУВАЖАЕМЫЙ?

С уважением,

Рихард Мор 2   28.11.2023 12:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.