Конкурс - Метаморфозы жанра. Октябрь 2023

Дорогие друзья!
 
    В этом месяце на Маллар Ме проходит конкурс, посвящённый прекрасному цветку гвоздике. Гвоздика - 8 букв, поэтому речь идёт о восьмистишии. Почему бы и не рассмотреть жанр, который по форме отвечает этим требованиям формы? Можно даже поучаствовать в двух конкурсах с одним произведением! Была бы польза... А жанр достоин изучения, потому что при всей свой твёрдости формы склонен к развитию более, чем другие. И в этом нам предстоит убедиться. Наберитесь терпения.

                ЖАНРОВО-СТРОФИЧЕСКАЯ ФОРМА

                ТРИОЛЕТ
         
  ТРИОЛЕТ (франц. triolet) — одна из особых, так наз. «твердых» форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо. ТРИОЛЕТ состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах — одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: abaaabab. Своеобразие формы ТРИОЛЕТА заключается в повторах целых стихов, к-рые, однако, не подходят под тип обособленного рефрена, а тесно сплетаются с тканью стихотворения. Эти повторы появляются в ТРИОЛЕТЕ дважды:
       1) первый стих воспроизводится буквально в четвертом стихе;
       2) первый и второй стихи повторяются без изменений в седьмом и восьмом стихах.
       Если выделить повторяющиеся элементы ТРИОЛЕТА прописными буквами, то приведенная выше схема приобретает следующий вид: ABaAabAB. Эта троекратность появления одной из строк (A) и объясняет происхождение названия триолета.

    "Искусство триолета состоит в том, чтобы повторы воспринимались по возможности как естественные и необходимые, чтобы «повторяющиеся стихи (два первых в конце, как седьмой и восьмой, и первый ещe, как четвeртый) не были только припевом, но появлялись каждый раз с видоизменeнным значением" (Брюсов В.Я.)

    Триолет обязан своим происхождением и названием французским поэтам, которые в 13-ом веке стали использовать для шутливых посланий и эпиграмм однострофное стихотворение особой формы.
    Во Франции триолеты использовали Жан де Лафонтен (La Fontaine), Леже Мари Дешан (Deschamps), позднее — Теодор де Бавиль (Banville), Альфонс Доде (Daudet).
В 18-ом веке триолет проник в Англию и Германию, где большого распространения не получил, хотя и здесь причудливую стихотворную форму не обошли своим вниманием такие авторы как У.Э.Хенли (Henley), Фридрих фон Хагедорн (Hagedorn), молодой Иоганн Вольфганг фон Гeте (Goethe), Август фон Платен (Platen), Альберт фон Шамиссо (Chamisso). Однако отношение к триолету даже среди приверженцев строгих канонов стихосложения было весьма скептическим. Наиболее ясно своe пренебрежение к «французским стишкам», вошедшим тогда в моду, выразил немецкий поэт Иоганн Вильгельм Людвиг Глайм (Gleim) (1719 — 1803), написавший в форме триолета:

Ein Triolett soll ich Ihr singen?
Ein Triolett ist viel zu klein,
Ihr gro;es Lob hineinzubringen!
Ein Triolett soll ich Ihr singen?
Wie sollt’ ich mit der Kleinheit ringen,
Es m;sst ein gro;er Hymnus sein!
Ein Triolett soll ich Ihr singen?
Ein Triolett ist viel zu klein!

Я должен спеть Ей триолет?
Но триолет тот слишком мал,
Чтобы раздался хор похвал!
Я должен спеть Ей триолет?
Ничтожен для Неё куплет,
Ей гимн великий б написал!
Я должен спеть Ей триолет?
Но триолет тот слишком мал!
                (Перевод М.Лeйшель)

И вариация на ту же тему:

Ich kann ein Triolett nicht singen,
Das Triolett ist mir zu klein,
Verstand und Geist hineinzubringen!
Ich kann ein Triolett nicht singen!
Franzosenwitz geht nur hinein;
Ich mag im deutschen Musenhain,
Ich kann ein Triolett nicht singen,
Das Triolett ist mir zu klein!

Я не могу прославить триолет,
Он слишком мал для выраженья чувства,
Французской шутки жалкое искусство.
Я не могу прославить триолет!
Немецких муз мне радостен букет,
В нём дух и разум, и фантазий буйство.
Я не могу прославить триолет,
Он слишком мал для выраженья чувства.
                (Перевод М.Лeйшель)

    Очевидно, триолет не пришeлся по вкусу немецким поэтам не только из-за их тяготения к крупным эпическим формам (балладам, одам) и презрения к чуждой поэтической моде, но и в силу чисто лингвистических проблем, неизбежных при строго фиксированном порядке слов, характерном для грамматики немецкого языка.
В свою очередь, свободный порядок слов, употребительность безличных предложений и огромное словарное богатство русского языка способствовали гораздо более широкому распространению триолета в русской поэзии. Можно было бы составить целую подборку хвалебных «триолетов о триолете», принадлежащих разным авторам:

Мне мил капризный триолет
С его упорным повтореньем.
Подобно женственным веленьям
Мне мил капризный триолет.
Нейдут терцины и сонет
Душе, разметанной по звеньям,
Мне мил капризный триолет
С его упорным повтореньем.
                (А.Курсинский. Триолет, 1906)

Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.
                (Иосиф Калинников. Триолет,1915)

     Триолет пришeл в русскую поэзию в конце 18-го века. Классическим образцом старинного триолета считается стихотворение Н.Карамзина:

«Лизета чудо в белом свете, —
Вздохнув, я сам себе сказал, —
Красой подобных нет Лизете:
Лизета чудо в белом свете!
Умом зрела в весеннем цвете»,
Когда же злость еe узнал…
«Лизета чудо в белом свете!» —
Вздохнув, я сам себе сказал.
                (Н.Карамзин. Триолет Лизете, 1796)

   Ему же принадлежит и фраза, определявшая восприятие триолета на протяжении долгого периода: «Триолет есть игрушка в стихотворстве» (Карамзин Н.М. Примечание к стихотворению «Триолет Алете в тот день, как ей исполнилось 14 лет», 1795 г.). Действительно, вплоть до 20-го века триолет использовался в «лeгких» жанрах лирической поэзии (послания друзьям, поздравления, эпиграммы) — изящный, грациозный, иногда с элементами эротики.
       Лицеист Антон Дельвиг, к примеру, накануне выпуска написал триолет, посвящeнный приятелю:

Тебе желаю, милый князь,
Чтобы отныне жил счастливо,
Звездами, почестьми гордясь!
Тебе желаю, милый князь,
Видать любовь от чeрных глаз:
То для тебя, ей-ей, не диво.
Тебе желаю, милый князь,
Чтобы отныне жил счастливо!
               («Триолет к Горчакову», май 1817)

     Предпринимались попытки использовать триолет и как повторяющуюся строфу. Так, поэт карамзинской ориентации П.А.Пельский обратился к наиболее сложной форме сдвоенного триолета на одну и ту же пару рифм:

В любовь коль дружба обратится,
Прости, спокойство наших дней!
Тоскою жизнь вся отравится,
В любовь где дружба обратится.
Пусть всяк премены сей страшится!
Сердец союз опасен сей —
В любовь где дружба обратится,
Прости, спокойство наших дней!

Любовь коль в дружбу обратится,
Прости, утеха наших дней!
Унынье, томность поселится,
Любовь где в дружбу обратится;
Веселье скукой заменится.
Страшитеся премены сей!
Любовь где в дружбу обратится,
Прости, утеха наших дней!

(«Любовь и дружба», 1797)

    В 1881 году была опубликована аллегорическая сказка Константина Фофанова «Триолет», состоявшая из пятнадцати строф-триолетов. Приводим первые три:

Царевич пылкий Триолет
Расцвeл в краях душистых юга
И был восторжен, как поэт.
Царевич пылкий Триолет
Любил цветы, а в ночь досуга
Мечтал смотреть на лунный свет.
Царевич пылкий Триолет
Расцвeл в краях душистых юга.

В сады цветущие к нему
Мороз, царь полюса седого,
Послал раз кумушку-зиму
В сады цветущие к нему…
И просит гостя дорогого
К себе пожаловать во тьму;
В сады цветущие к нему
Пришeл царь полюса седого.

Не соглашался Триолет
На приглашения Мороза.
Боясь покинуть юг и свет,
Не соглашался Триолет,
Но царь сказал, что дочка Греза
О нем тоскует много лет.
И согласился Триолет
На приглашение Мороза…

    Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, «упорное повторенье» мешает развитию сюжета, затормаживает действие. Чтобы каким-то образом оживить повествование, автору приходится использовать неполные повторы стихов, что само по себе является отклонением от канона и вызывает сомнения в необходимости избранной стихотворной формы.
    Привычной формой триолета была и остаeтся наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные).

     Поистине ошеломляющую популярность триолет приобрeл в русской поэзии начала 20-го века. Поэты Серебряного века в корне изменили отношение к стихотворной форме, переставшей после них быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они, в частности, и эстетические возможности триолета.
      Между 1915 и 1918 годами вышли в свет три сборника Иосифа Калинникова, содержащие не только отдельные триолеты, но и поэмы в триолетах.
Автором двух книг триолетов и статей о твeрдых строфических формах в «Литературной энциклопедии» 1925 года стал поэт-символист Иван Рукавишников:

Пропал прелестный триолет,
Забытый в суете всегдашней.
На мысль мгновенную ответ
Пропал прелестный триолет.
Кем снова он увидел свет?
Портретом? Лаской? Песней? Башней?
Пропал прелестный триолет,
Забытый в суете вчерашней.
                (Иван Рукавишников. Триолет, 1922)

    Из известных поэтов с триолетом особенно продуктивно работал Фeдор Сологуб, сознательно допускавший отклонения от канонической формы (неполные повторы стихов). В его книге «Очарование земли» (1913) содержится 178 триолетов. Вот один из них:

Стихия Александра Блока —
Метель, взвивающая снег.
Как жуток зыбкий санный бег
В стихии Александра Блока.
Несемся — близко иль далеко? —
Во власти цепенящих нег.
Стихия Александра Блока —
Метель, взвивающая снег.
                (28 декабря 1913)

    И.Северянин пошeл в «оживлении» триолета ещe дальше своего поэтического наставника — повторяющиеся строки в его стихах изменены порой до такой степени, что триолетами по сути дела эти восьмистишия не являются:

За струнной изгородью лиры
Живeт неведомый паяц.
Его палаццо из палацц —
За струнной изгородью лиры…
Как он смешит пигмеев мира,
Как сотрясает хохот плац,
Когда за изгородью лиры
Рыдает царственный паяц!
                («Интродукция». Триолет, 1909)

Ты мне желанна, как морю — буря,
Тебе я дорог, как буре — штиль.
Нас любит море… И, каламбуря
С пурпурным небом: «как морю — буря,
Она желанна», — на сотни миль
Рокочут волны, хребты пурпуря
Зарей вечерней: «…как морю — буря…
…Как буре — штиль…»
                (Триолет, 1910)

   Ближе всего к каноническому стоит «Трeхцветный триолет» И.Северянина (1915), который даже по своему характеру напоминает старинные образцы:

Пойдeм, Маруся, в парк; оденься в белый цвет
(Он так тебе идет! Ты в белом так красива!).
Безмолвно посидим на пляже у залива, —
Пойдем, Маруся, в парк; оденься в синий цвет.
И буду я с тобой — твой рыцарь, твой поэт,
И буду петь тебя восторженно-ревниво:
Пойдем, Маруся, в парк! Оденься в алый цвет:
Он так тебе к лицу! Ты в алом так красива!

     Приверженец ясной и строгой поэтической формы Владислав Ходасевич опубликовал всего два триолета, объединeнных одним названием, но зато поистине великолепных:

              КАК СИЛУЭТ

1
Как силуэт на лунной синеве,
Чернеет ветка кружевом спаленным.
Ты призраком возникла на траве —
Как силуэт на лунной синеве, —
Ты вознесла к невнемлющей листве
Недвижность рук изгибом исступленным…
Как силуэт на лунной синеве,
Чернеет ветка кружевом спалeнным.

2
Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели.
О, как чиста, спокойна и легка
Из-за стволов — забвенная река!
Ты темная пришла издалека
Забыть, застыть у светлой колыбели.
Из-за стволов забвенная река
Колеблет пятна лунной пуантели…
                (1907)

     В руках большого мастера триолет перестаeт быть «игрушкой», а становится изысканной поэтической миниатюрой, выражающей и страстное чувство, и спокойную отрешeнность вечного забвения. Триолеты В.Ходасевича можно без преувеличения назвать шедеврами стихосложения.
   Но остановимся на особенностях этой жанровой формы и её развитии более конструктивно и подробно...
      
     В качестве канонического стихотворного размера ТРИОЛЕТ в России закреплен наиболее близкий к французским образцам 4-стопный ямб; однако у нас имели место, как приведено выше, неоднократные попытки применять другие размеры и даже дактилические рифмы, что неизменно приводило к искажению замысла и стиля ТРИОЛЕТА.
       Главная трудность формы ТРИОЛЕТ заключается в задаче органического слияния повторяющихся стихов с остальными в композиции целого. Поэтика французского ТРИОЛЕТА, в целях облегчения этой задачи, регламентировала систему знаков препинания ТРИОЛЕТ, разделяя стихи на предложения (пример: 1-2, 3-4, 5-8 строки в трёх предложениях или самостоятельных фразах) Такого рода правила, создавая удобные, хотя и вряд ли желательные трафареты, разумеется, обязательной силы не имеют. Гораздо большего внимания заслуживает запрещение вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения, к-рые ослабляют ощутительность повтора.

       ТРИОЛЕТ принадлежит к легким жанрам лирической поэзии, с игривым содержанием, нередко окрашенным в тона грациозной эротики.
       Триолет в русской поэзии – жанрово-строфическая форма, основанная:
1) на функционировании и эволюции через многочисленные вариации, сохраняющие ориентацию на строфический инвариант формы;
2) на расширительном развитии через создание циклов, жанрово-тематических единств и жанровострофических образований;

      Классический триолет-инвариант – это восьмистишие на две чередующиеся муж-жен рифмы, равнозначно представленных в истории русского триолета, –

                abaaabab   или    abbaabab

   при этом первый стих полностью повторяется в четвертом и седьмом, а второй стих – в восьмом стихе. Единства 1-го и 2-го стихов, 3-го и 4-го стихов и 5-го – 8-го стихов образуют ритмико-синтаксические группы:  после ритмически и синтаксически цельных, оформленных как одно предложение первых двух пар стихов следует синтаксическая конструкция из четырех стихов. Сюжетно-композиционная система триолета инварианта достаточно динамична, так как объединяет идеи структурной завершенности (2-й и 4-й стихи оканчиваются знаком конца предложения) и структурной открытости (7-й, 8-й рефренные стихи не являются отдельным синтаксическим единством). В ней четвертым стихом заканчивается второй сюжетно композиционный этап развития темы, образующий с первым внутреннее композиционное кольцо, а со следующим пятым однократным стихом содержание триолета выходит на следующий виток композиционнообразной спирали, включающий во вновь образованный
контекст повторяющуюся группу – 7-й, 8-й стихи. Следовательно, повторяющиеся элементы содержательно не эквивалентны, поскольку занимают различные в структурном отношении позиции, определяемые оригинальными закономерностями становящегося внутри себя «подвижно-равновесного целого».
    Искусство и задача триолета состоят в том, чтобы рефрены воспринимались как естественные и необходимые, чтобы повторяющиеся стихи являлись и источником нового контекста, и возникали из него. Система заданных повторов образует композиционнообразную сетку, концентрирующую синергетические возможности формы. Формально идентичный повтор стихов в триолете символизирует развитие поэтической мысли замкнутое кругом, но осложненное «пульсацией» неполным круговым возвратом при повторе 1-го стиха в 4-м стихе. Реально же композиционно-образное движение осуществляется по принципу сжимающейся и разжимающейся спирали, что обнаруживается в рекуррентных (закономерно вариативно возвращающихся) отношениях композиционнообразной структуры произведения. Заданная повторяемость является гармоническим каркасом, она же актуализирует кульминацию, которая предсказывает
композиционно-образное содержание финала. Повторяемость рекуррентна и вариативна, потому что, развивая, повторяет заданные инварианты и отношения в развивающемся контексте на новых витках смыслов.
    Таким образом, повтор в триолете – принцип системной организации его лирического целого. В триолете он наполнен следующими жанрово-строфическими функциями:
1) будучи наиболее выраженным средством связи его архитектонических частей; он структурно определяет композиционно-образную материю всего текста;
2) содержит в себе фермент вариативной упорядоченности, рекуррентности, композиционно-образной троичности – когда заданные в начале отношения в результате достигают катастрофической напряженности в кульминации триолета и разрешаются в финальном повторе двух стихов.
    Своими количественными характеристиками триолет ориентирован на пропорцию золотого сечения: 8 стихов; 3 группы рефренов; 5 рефренных стихов; 3 неповторяющихся стиха, 3 ритмико-синтаксических этапа, определяющих архитектонику формы, их числовое соотношение 2 – 1 – 2; 2 рифменных созвучия восьмистишия (1, 2, 3, 5, 8 – число ряда Фибонначи).

   Согласно пропорции золотого сечения гармонический центр триолета тяготеет к расположению в 5-м стихе: меньшая часть так относится к большей (3 : 5), как большая к целому (5 : 8), но не закреплен за ним неизменно: например, в триолетах с открытой ритмико синтаксической структурой на втором сюжетном шаге и/или закрытой ритмико-синтаксической структурой на третьем сюжетном шаге он может быть смещён с 5-го в 6-й стих (триолеты Н.М. Карамзина «Триолет Лизете», И.С. Рукавишникова «Пляши, Мариула!», «К тебе, мой нежный триолет», Е.Л. Кропивницкого «Скрыться бы в глухую нору…» и др.).
    Гармоническая задача, предлагаемая триолетом, заключается в соразмерной реализации антитетичных начал симметрии и асимметрии, традиции и новаторства.
       Задача для всех, но каждый поэт должен решить ее по-своему, полностью подчиняясь условиям жанровострофической традиции или частично видоизменяя ее, в
соответствии с замыслом, художественной задачей, индивидуальным пониманием возможностей формы.

      Триолет В.Я. Брюсова «Ф. Сологубу» 1913 г. (AbbAAbAb), по содержанию близок к посвящению, обыгрывает ассоциацию облика поэта с орхидеей:

1. Зев беспощадной орхидеи –
2. Твой строгий символ, Сологуб.
3. Влечет изгибом алчных губ
4. Зев беспощадной орхидеи.
5. Мы знаем, день за днем вернее,
6. Что нам непобедимо люб –
7. Зев беспощадной орхидеи,
8. Твой строгий символ, Сологуб!

    Триолет-инвариант отличает однотипность сюжетно-композиционных решений, что обусловлено однократной открытостью ритмико-синтаксической модели на третьем сюжетном шаге, что подразумевает поглощение повторяющейся группы 7-го, 8-го стихов заданным контекстом 5-го, 6-го стихов. В этих условиях рефрен может обрести смысловые приращения через изменение риторической установки. Наиболее часто встречающееся решение следующее: рефренные 7-й, 8-й стихи выступают в роли пояснительной конструкции отличного от первого употребления смысла в бессоюзном предложении или выступают в форме прямой речи.
     Триолеты реализуют восемь вероятностно возможных ритмико-синтаксических моделей: 1) закрыто-закрыто-закрытая; 2) закрыто-закрыто-открытая; 3) закрыто-открыто-закрытая; 4) открыто-закрыто-закрытая; 5) открыто-открыто-открытая; 6) открыто-открыто-закрытая; 7) открыто-закрыто-открытая; 8) закрыто-открыто-открытая.
 Инварианту формы соответствует вторая модель. Семь других моделей при сохранении идентичности или вариативном характере рефренных стихов используются в «строгих»
и «вольных» триолетах.
    Ритмико-синтаксические этапы «строгого» – с идентичными рефренами – триолета-мадригала В.Я. Брюсова «Мой маяк» (1914) соответствуют восьмой модели: 1-й, 2-й стихи; 3-й – 5-й стихи; 6-й – 8-й стихи:

1. Мой милый маг, моя Мария, –
2. Мечтам мерцающий маяк.
3. Мятежны марева морские,
4. Мой милый маг, моя Мария,
5. Молчаньем манит мутный мрак.
6. Мне метит мели мировые
7. Мой милый маг, моя Мария,
8. Мечтам мерцающий маяк!

       Как и в триолете-инварианте, 1-й, 2-й стихи – тема и её минимальное развитие – рема, это первый сюжетный шаг, обращение к Богоматери – покровительнице моряков. В рамках двух следующих сюжетных этапов происходит монологическое развитие ремы, сопровождающееся рефреном темы. Гармонический центр триолета при количественном соотношении рифм 5 : 3 (AbAAbAAb) традиционно располагается в 5-м стихе, завершающем тему страха мореплавателя из-за подстерегающих опасностей. В рамках следующего «шага» она сменится уверенностью в
защите Марией от опасностей. Благодаря аллитерации звука М (все слова начинаются на [м]) усиливается ассонансом (многократный повтор сочетаний [мо], [м`и], [ма],
[м`э]), что приводит к актуализации темы Марии – хранительницы моряков в плавании – образная система организуется вокруг образов-инвариантов – Мария, море, маяк.

    Наличие вариативного лексико-синтаксического повтора в рефренных стихах определяет триолеты в нашей классификации как «ВОЛЬНЫЕ». Как правило,
основная цель вариаций заключается в подготовке  кульминационной и итоговой поэтической мысли произведения. Разработка темы средствами вариативного повтора способствует образованию и активизации возникающих контекстов, переходу смыслов на новый виток, формированию событийного сюжета.

    Ритмико-синтаксический состав триолета Игоря Северянина «Интродукция» (1909) имеет три части: 1-й, 2-й стихи; 3-й, 4-й стихи; 5-й – 8-й стихи:

1. За струнной изгородью лиры
2. Живёт неведомый паяц.
3. Его палаццо из палацц –
4. За струнной изгородью лиры...
5. Как он смешит пигмеев мира,
6. Как сотрясает хохот плац,
7. Когда за изгородью лиры
8. Рыдает царственный паяц!..

   Структурно данный триолет соответствует инвариантному закрыто-закрыто-открытому типу. Первый сюжетный шаг воспринимается как экспозиция, констатирующая факт и сказочное место жизни загадочного паяца-поэта. Оградой его дому от внешнего мира служат струны лиры. Второй сюжетный шаг посвящен развитию темы жилища. Паяц живет в живописном и великолепном палаццо, располагающемся за оградой из струн, сквозь которые, чтобы дойти до хозяина загадочного дома, преломляются звуки и краски внешнего мира. На третьем сюжетном шаге инверсионно осуществляется обратная трансляция: рыдания царственного паяца, преломляясь сквозь струны лиры, вызывают смех и хохот потребителей искусства поэта-паяца.
    Замены-вариации лексических единиц в рефренах оживляют сюжет и привносят в него драматичные нотки. Эмоционально нейтральное повествование, использующее слово «живет», преобразуется в итоге в знак творческого пересоздания – чувственное «рыдает». То же самое возвышающее начало содержится и в оппозиции-замене «неведомый» / «царственный». Приём ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВАРИАЦИИ приводит к акцентному смещению: бытийность сменяется в рефренной с неполным повтором группе 7-го, 8-го стихов на времяпричинную характеризацию. Нужно признать, что
прием варьирования при сохранении опорных рефренных единиц стиха, находящихся в сильной стиховой позиции, позволил Северянину в полном смысле лирически, а не риторически презентовать свое  эстетическое кредо.

   В процессе эволюции триолета явственно заявила о себе тенденция к модернизации формы (триолеты с кодой, триолеты в оправе, купированные триолеты, моноритмические триолеты, перевернутые триолеты, потайные триолеты, японские триолеты). Эти модифицированные триолеты объективно ориентированы на строфическую традицию, однако имеют либо отличное от 8 количество строк (9 стихов в триолетах с кодой, 7 стихов в купированных триолетах), либо изменённый способ рифмовки (одна рифма в восьми стихах моноритмических триолетов, полное отсутствие рифмы в японском триолете), либо изменённое положение рефренных строк в рамках целого (рефренное воспроизведение 2-го стиха не в 4-м, а в 5-м стихе). Кроме явных новаций, стремящихся к признанию в традиции, имеются примеры конструктивистского переосмысления форм (триолет расширенный, триолет в оправе (оправу образуют собою терцины), рондель триолетный, сонет триолетно-октавный, рондолеты, триоли). Триолет в модернизированных образованиях не утратил релевантных жанровострофических свойств, так как сохранил выраженную ориентацию на инвариант формы.
     Один из первых опытов подобного рода – сонетизированный триолет Константина Липскерова «Азия» (1915), четырнадцатистишие, условно названное М.Л. Гаспаровым «расширенным триолетом» [5. C. 183]:

1. Азия – желтый песок и колючие желтые травы...
2. Азия – розовых роз купы над глиной оград...
3. Азия – кладбище битв, намогилье сыпучее Славы...
4. Азия – желтый песок и колючия желтые травы,
5. Голубая мечеть, чьи останки, как смерть, величавы,
6. Погребенный святой и времен погребальный обряд; –
7. Азия – розовых роз купы над глиной оград...
8. Азия – желтый песок и колючия желтые травы,
9. Узких улиц покой, над журчащими водами сад...
10 Азия – розовых роз купы над глиной оград,
11. Многопестрый базар, под чалмою томительный
взгляд,
12. Аромат истлеваний и ветер любовной отравы; –
13. Азия – желтый песок и колючия желтые травы...
14. Азия – розовых роз купы над глиной оград

     Авторские новации реализуются на уровне архитектоники в вариациях сочетаний повторяющихся стихов. Визуально стихотворение можно разделить на две равные по объему части: 1–7-й и 8–14-й стихи. Место стыка – рокировка стихов первого двустишия. В результате возникшего стяжения количество стихов в триолете «расширено» до 14, а не до 16 стихов. Но композиционно обоснованное членение: 1–8-й и 9– 14-й стихи. Место стыка – гармонический центр триолета, содержащий идею слияния прошлого и настоящего: «Азия – желтый песок и колючие желтые травы, / Узких улиц покой, над журчащими водами сад...». Умершее прошлое выражено посредством образов «жёлтых трав», «останков мечети». Образ «журчащих вод» в 9-м стихе открывает новый смысловой виток, транслирующий изображение живого настоящего: в этой части триолета изображены одушевлённые предметы – «многопёстрый базар», «томительный взгляд», но и они лишены какого-либо движения. И прошлое, и настоящее представлены исключительно в зрительном восприятии. Статичность картины подчёркивает четырежды употреблённый в тексте триолета образ «розовых роз» – «погребальный наряд времен».

  Триолет активно взаимодействует как со смежными жанровыми и строфическими формами (например, сонет триолетно-октавный, рондель триолетный, мадригал, рондолет, жанры альбомной лирики, посвящения, послания), так и в пределах собственной формы, ассоциируясь в лирические циклы, в которых триолеты составляют структурное целое благодаря очевидному сюжетному или образно-тематическому единству («двойчатки» триолетов «Любовь и дружба» П.А. Пельского, «Как силуэт» Владислава Ходасевича, «тройчатки» триолетов «Окна готический узор…» Д.А. Магулы, «В семнадцать лет душа ясна…» С.В. Ильяшенко, цикл из четырёх триолетов «Брызжет золотом заря» Е.А. Христиани), книги стихов («Триолеты» Рукавишникова, первая часть книги стихов «Очарования земли» Сологуба), «гирлянды» триолетов (Северянин), «цепочки» триолетов (сетевой поэт с псевдонимом «Планета триолета»), сказки («Белая Лилия» и «Принцесса Мимоза» Северянина, «Триолет» К. Фофанова), баллада в триолетах «Вина Балькис. Триоли» Северянина и др.).
    Лирические циклы и жанрово-строфические образования, подчиняясь условиям триолета, образуются на основе структурных, сюжетных, тематических, ассоциативных связей триолетов-строф или триолетов-частей циклов. Образно-смысловые связи между
ними создают контекст цикла или жанрово-тематического образования, в котором предшествующий триолет, транслируя строфическую закономерность, становится основой для последующих.
     Таким образом, реализуя качества самоорганизации, саморегуляции и саморазвития триолет реализует себя и как жанр, и как строфа. Если в поэтическом повествовании преобладает стремление к выражению завершенного в логике своего развития явления, а событийное начало явлено в качестве фонового, то триолеты в
большей степени реализуют жанровый потенциал. Триолет в рамках лирических циклов сохраняет относительную автономность как структурно завершенное целое, в котором заявленная тема композиционно-содержательно разрешена. В случае преобладания установки на реализацию средствами формы событийной канвы изображаемого явления доминирует строфическое начало, а функция триолета заключается в ритмико строфической организации повествования. Триолеты-строфы с точки зрения художественной завершенности целого не самодостаточны: они – звенья в развитии сюжета.
     История развития триолета свидетельствует о том, что постепенно он стал представлять собой сложное синтетическое единство. Установка на системность
сформировала его многоуровневое диалектически цельное гармоническое единство. Невыполнение или изменение каких-либо структурных норм из свода традиционных правил, обеспечивающих эстетическую системность, не привело к разрушению триолета как жанра и строфы. Триолет остается легко узнаваемым и однозначно идентифицируемым. Во-первых, возможные отступления компенсируются актуализацией жанровой идеи в системе других уровней художественного целого (звукового, лексического, ритмического, композиционного, сюжетно-событийного); во-вторых, только на ее фоне и воспринимаются их новизна и оригинальность, поэтому индивидуальные отступления, в конечном итоге, поддерживают общую традицию; в-третьих, с течением времени сами новшества иногда приобретают статус нормы (например, ритмико-синтаксические варианты структуры «строгих» триолетов).
     Эстетический потенциал триолета реализуется в гибкой жанрово-строфической программе развития, определяющей динамику, законы развития и коррекции формы: во-первых, строфически организованное стихотворное произведение само по себе представляет динамическое единство, характеризующееся системными взаимоотношениями упорядоченных горизонтальных и вертикальных структур; во-вторых, данные качества в триолете реализуются наиболее полно, так как обеспечены поддержкой традиции, ориентированной на структурный инвариант; в-третьих, твердая форма триолета, имеющая многовековую историю существования в национальных поэтических культурах и в индивидуальных художественных системах, при каждом применении вариативно реализует свою инвариантную идею, выраженную в восьми моделях ритмико-синтаксических структур триолета; в-четвёртых, триолет, обладая способностью к развитию жанрового и строфического потенциала, обнаруживает возможность образования циклических и жанрово-строфических образований (двойчатки триолетов, тройчатки триолетов и т.д., «гирлянда» триолетов, «цепочка» триолетов) и жанрово-тематических единств (лирическая поэма, сказка в триолетах, баллада в триолетах) и, следовательно, в-пятых, может выступать как в качестве отдельного и самодостаточного художественного целого, так и в роли строфы – архитектонической единицы развернутого жанрово-строфического образования; в-шестых, в процессе функционирования наметилось стремление триолета к модернизации формы (триолет расширенный, триолеты с кодой, в оправе, купированные, моноритмические, перевернутые, потайные, прошитые, японские) и к взаимодействию с сопредельными строфическими формами (триолет в оправе (оправа представляет собой терцины), рондель триолетный, сонет триолетно-октавный); в-седьмых, триолет как открытая система проявляет интерес и способность к содержательному взаимодействию с сопредельными формами лирики (лирическое послание, путевые заметки, пейзажные и портретные зарисовки).  Следовательно, триолет в русской поэзии обладает выраженными качествами и развивающимся потенциалом синергетической системы.


***

 ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности поэтического ЖАНРОВО-СТРОФИЧЕСКАЯ ФОРМЫ

                ТРИОЛЕТ:

• по жанру может иметь вариативность: послание, поздравления и другие жанровые признаки, но чаще всего лирическое стихотворение, иногда с элементами лёгкой эротики
• по форме строфа: восьмистишие на 2 рифмы с повторяющимися 1-4-7 и 2-8 стихами. Выделяются два варианта строгости повторения: классический/строгий триолет с полным повторением указанных строк и с лексической вариацией (частичного совпадения текстов рефренов)
• композиционно строфа делится на три части с кульминацией во второй части (5, реже 6, стих)
• изменение смыслового значения рефренов в обновлённом контексте.
• цельность и смысловая законченность внутри одной строфы при классическом использовании триолета в одну строфу, и, наоборот, при выстраивании цепочек триолетов  - наличие смысловой зависимости, исходящих из одной в другую.
• триолеты реализуют восемь вероятностно возможных ритмико-синтаксических моделей, от которых зависят смысловые паузы и знаки препинания.
• исходя из классической французской твёрдой формы триолет пишется 4-х стопным ямбом. Но в России имеет развитие:  другие размеры стоп и строк (4-6 стоп) При 6-сти стопном размере обратите внимание на наличие цезуры в середине строк, которая может также иметь рифму и при желании триолет можно будет разделить вертикально на два - высший пилотаж комбинаторики! При последнем надо иметь в виду и смысловую самостоятельность разделяемых частей
•   чередование видов рифм, мужских и женских, по правилу альтернанса. Виды рифм - любые, вплоть до гипердактилических!
•  уход от лёгкого жанра игрушки-триолета в серьёзное произведение, всё зависит от замысла автора. Важно ставить конкретную задачу.
•  развитие других вытекающих форм, основой которой является строение строфы как триолет. Возможны наложения, совмещения и прочие модификации.
• художественный стиль согласно сюжету, где возможно всё, включая обращение
• тонкая и остроумная ирония, элементы эротики без пошлости - отражают вкус и интеллект автора

   По объёму и размеру поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений! Принимаются триолеты в строгой и вариативной форме, а также венки, циклы, гирлянды, цепочки, с мадригалами и другими излишествами, но... помните: мы обращаем внимание на основную форму строфы, на её умелое использование по раскрытию замысла! ЕСЛИ ЗАЯВКА БУДЕТ ИМЕТЬ НЕСКОЛЬКО ТРИОЛЕТОВ - ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯЗАНЫ СТРУКТУРНО И ТЕМАТИЧЕСКИ, КАК ОДНО ЗАВЕРШЁННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. И не важно одна строфа или несколько. Но всё в разумных пределах.

==============================

  Верим в каждого участника, что он сможет доказать, что и в наше время поэзия живёт и продолжает развивать преемственные связи с великим достоянием прошлого!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ОКТЯБРЕ 2023-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся только к разделу:
 ТВЁРДА ФОРМА:  - ЗАПАД: СОНЕТЫ, КАНЦОНЫ, РОНДО

       Будьте внимательны!
  Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!
  Стихи в прозе не принимаются.

 Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного по ЖАНРОВО-СТРОФИЧЕСКОЙ ФОРМЕ  ТРИОЛЕТ:в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, или виде, опубликованное в ОКТЯБРЕ 2023 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 НОЯБРЯ будет открыто голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: художник Федерико Андреотти (1847 - 1930)

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.11.2023 21:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.