готеню

вот и на нашем еврейском носу 5784 от сотворения мира.
шестьдесят третий рош ха-шана в жизни - там ведь тоже были не только дед морозы и снегурочки под гефилте фиш и ёлку, но и бабушки постили всегда после яблок в меду, гефилте фиш и лыках где-то в начале осени перед жидiвськими кучками.
постили и шептались с готеню.
чужие бабушки, не знавшие языка готеню, тоже постили, но в другие дни.
а ещё они красили яйца зачем-то совсем не тогда, когда мои бабушки мамам этих яиц наполняли животы мукой и черносливом.
чужие ещё пекли куличи для какого-то своего бога, которого в стране открытых форточек по уставам и капиталам вроде и не было.
у нас не было точно: у нас дома форточки закрывали, чтобы не простудить готеню, он снимал угол под бобе майсес где-то между хануке гелт и ой вей.
ветхий, незаметный, пахнувший эсик флейш, форшмаком и лэках. упорно молчавший на идиш даже с бабушкой олей/элкой и её сёстрами рахилей и шелей.
бабушка говорила, что он, сосценировал и поставил вейз этот мир, слепил адама с лилит, впоследствии улучшив и усложнив его хавой.
иногда, устав от моих вопросов бабушке, готеню убегал на гончарную, попробовать юх и гефилте фиш бабушки рухль и её сестры хыси, но всегда возвращался послушать рассказы бабушки оли о том, как он раздвигал моря, напускал саранчу и творил ради и для нас прочие фойле штык.
готеню бабушке не перечил и не исправлял. забыл, наверное, иначе почему молчит до сих пор…
бабушке я верил.
вовкиной бабушке, твердившей, что наш готеню совратил своими голубями их марию и у неё родился их иисус, которого мы убили, я не верил.
не могли мои бабушки никого убить. и мама не могла. и папа.
сосед куна тоже не мог, он с трудом ухаживал за своей голубятней под нашими и вовкиными окнами и никого не пытался ей совратить кроме чужих голубей.
говорят, что до нашей хрущёвки на ленина у готеню был красивый богатый дом в иерусалиме, но время и люди сделали своё: готеню оглох и ослеп.
десять потерянных колен, инквизиция, изгнания, погромы, шоа.
эйнсоф слихот.
котель - кусок стены, куда мы и прочий мир приходим поговорить с готеню – всё, что осталось от дома.
котель и слихот, танах и мы – всё, что осталось от готеню.
странное место котель, подавляющее собой даже меня, точно знающего, что готеню остался подслушивать майсы бабушки оли на кухне нашей старой хрущёвки в житомире.
странное место котель – шхина есть, а готеню нет.
может из-за дедушек он перестал говорить с нами?
из-за шоа?
может, просто нечего сказать.
хотя и раньше он нас не баловал.
мискен, ему ведь никак без нас.
без нас он просто папа того ёшки, который даже не сын нуна.
хотя и мы без него стали бы просто прочим миром.
тем, который предпочитает себя без нас.
и от готеню нас шлимазлов хочет удалить к папам ёшки и прочим аллахам, а мы не соглашаемся, даже сомневаясь в нём.
и я не соглашусь, хотя последний год добавил мне причин не верить.
но разве можно не верить бабушкам, даже к их идиш добавив свой иврит, но так и не услышав готеню?
даже после того, как он не услышал сказанные мной впервые теилим, разве можно бабушкам не верить?
он ведь не только в мезузе на дверном косяке, в камушках на могилах, не только в памяти детства, но и где-то глубоко-глубоко в каждом из нас в том заветном уголке, где лично я ему сдаю угол только потому, что без этого угла не будет ни готеню, ни нас.
с приближающейся шаной, идн.
а гут ёр.
ле-шана това тикатэву ве-тэхатэму


Рецензии
Бабушек в моей жизни была только одна. Циля. Иногда её имя служило исключением из русского языка. Ибо Цыля Абрамовна. Несмотря на свое крайне местечковое происхождение откуда-то из-под Василькова, который к её горю стоял возле матери городов русских, говорила она на русском довольно складно, как и полагалось в прошлом комсомолке, спортсменке и просто красавице. Идиш считался пережитком прошлого, не говоря уже о еврейских именах. Хватит в одной семье Цили и Хаима. Поэтому дочери получили имена славянофильские: Людмила и Светлана. А вместо пасхальной агады пели песни времен гражданской. В глубине души Циля помнила свое еврейское детство, которое оборвалось с налётом петлюровцев на её деревню в 1918 г. Отца – местного коваля - убили. Но Циля с младшим братом и матерью убежала в поля и отца больше не видела. Или не рассказывала. Они вообще были не слишком разговорчивые на эти темы. Зато о годах рабфака, синей блузы и комсомола речь песней лилась. Так что, кому готеню, а кому краткий курс истории партии.

Анатолий Фриденталь   13.09.2023 19:47     Заявить о нарушении
я житомирянин. житомир наряду с вильнюсом был столицей имперской оседлости. мама отца говорила по-русски не очень хорошо. всё соблюдала. имела раздельную посуду и шкафы. мама мамы, с которой я вырос, тоже соблюдала, но нам не мешала делать то, что хотим. много читала и говорила на правильном русском. вообще я ещё застал житомир, в котором на улицах звучал идиш. чаще, конечно, русский, украинский, польский и идиш реже. дедушек я не знал, погибли в вов оба. вообще мужчин их возраста не знал, т.к и брат бабушки, и деда братья тоже погибли. но сыну моси и эстер, племяннику арона, зельды и мунчика готеню с детства был ближе курса истории партии). в принципе у жены всё аналогично, разве что тесть мой и читал, и писал на идиш, а мои только говорили или понимали. шана това, Анатолий.

Леонид Рушклион   13.09.2023 20:41   Заявить о нарушении