Август устало

Август устало подался в отставку,
Сдав сентябрю дымно-сизый туман,
В душу мою словно злую пиявку
Мне посадил этот месяц тиран.

Голос любви всё терзает доселе,
В чувствах её догорает душа,
Осень тоской обживается в теле,
Песнь мою лучшую сном заглуша.

Ты улетаешь, с осеннею стаей
Счастье моё унося навсегда,
Песня любви с туч дождинками тает,
И не вернётся назад никогда.

Дом мой поник среди плачущих сосен,
Струйки ползуче плывут  по стеклу,
Это как червь точит душу мне осень,
Что погасила угли и золу.

А на листве одинокой берёзы
Смыта дождями сосновая пыль,
И на её запоздалом начёсе
Тайной легла наша громкая быль.

 


Рецензии
Дорогой Николай Лаврентьевич!

Быстро ещё устаю после операции. Поэтому несколько часов передохнул после написания Вам своей первой рецензии и возвращаюсь на Вашу страничку и не напрасно: замечательное стихотворение Ваше читаю об Августе Жизни!

Вроде бы что о нём можно написать! А Вы раскрыли в нём вид с его высоты на склоны жизни.
Образность самая необычайная, которую несомненно никому не придумать: в каждой строчке - оригинальное поэтическое Слово, есть вообще уникальная рифма, позволяющая избежать рифмы банальные. Я имею в виду концовку: "берёзе - начёсе". Это не надоевшие "слёзы - берёзы" или "грозы - берёзы".

"А на листве одинокой берёзы смыта дождями свинцовая пыль".

Как вы это метко увидали эту "свинцовую пыль" (по цвету, конечно, свинцовую) да ещё в не встречавшейся мне паре рифм "пыль - быль". Причём "наша ГРОМКАЯ быль". Эта "быль", не тень прошлого, а гром отзвучавших грозных или торжественных событий жизни.

Да уже первая строка стихотворения с "отставкою" не простого, а усталого" августа
сразу же обещает читателю, что он открыл дверь в дверь из мира обыденного в мир необыкновенного - в мир поэзии. Такое мы встречали часто в стихах Есенина, хотя Вы совсем не Есенин. Он тоскует, потому что он лирик, но не философ и не может найти смысла жизни, отчего и погиб так рано. А Вы в равной мере и лирик, и философ, и по прочтении Вашего стихотворения (и не только одного его) открывается и и грустная, и торжественная истина жизни.

Сложность и простота у Вас - в каждом четверостишии, к чему призывал Пушкин:

"Дом мой поник среди плачущих сосен,
Струйки ползуче плывут по стеклу,
Это как червь точит душу мне осень,
Что погасила угли и золу".

Ещё никто не называл осень червем души, а весь известная осенняя грусть у всех нас вызывается именно червем мудрости и познания, который начинает нам, особенно с возрастом, угрызать душу (отсюда и древнее русское выражение "угрызение совести: совесть "угрызает", то есть грызёт душу)!..

Хочется разбирать Ваше стихотворение... нет, не по косточкам, а по строчечкам драгоценным, но тогда это будет не рецензия, а целый литературоведческий трактат о Вашем уникальном таланте, вернее о его одном - поэтическом крыле, ибо вторым Вашим крылом является Ваш прозаический язык Вашего ждущего публикации романа о жизни, который изумляет и мудростью, и юмором, и игривой самоиронией - всеми богатствами приключенческой прозы, но не поверхностного лёгкого чтива, а источника познания жизни в якобы лёгком изложении. Мы со Светой так много узнали о жизни из Вашей рукописи, что часто в своих разговорах приводим Ваши афоризмы или сравнения(!).
Такое бывает только с произведениями классиков!

Николай Лаврентьевич, я обещал, надеюсь, в смеси юмора и антиюмора (если можно так назвать страдания) написать в личке о своей необычайной (впервые без общего наркоза!) операции и о том, как я приходил в себя душой и телом после неё, но снова мне надо передохнуть, так что я напишу Вам завтра!
Спокойной ночи (впрочем, Вы у себя в Сибири, конечно, давно уже спите!),
Искренне Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   17.09.2023 19:05     Заявить о нарушении
Дорогой Константин Фёдорович! Вчера и сегодня я с радостью и даже с восторгом восхищался вашим, сначала хотел сказать - моно спектаклем, а подумав говорю: вашим авторским спектаклем, но в котором есть кроме Вас ещё несколько виртуальных участников, созданных вами и каждый из них философ: 1.Вы, как главное действующее лицо и повествователь.
2. Вы, в моем образе, поясняете всем возможным читателям какой Вы - т.е. я - автор стиха, изобретательный сочинитель виртуозно жонглирующий мыслями и рифмами.
3.Вы, бескорыстный рецензент, разбирая студенческую работу ученика(не буду скромничать и подам заявку от имени подающего надежды ученика) на непредусмотренную никакими структурами стипендию)( в надежде таким образом подать идею на создание таковой) и так легко, играючи рассказываете, всем пожелавшим "да услышать" разложенное по полочкам, а кое-что и по косточкам, произведение.
4.Вы, Человек - Божий посланник, добрейшей души, острого ума, тонкого юмора с достаточно весомой самоиронией, и по сути своей эквилибрист словами и стоя на огромном багаже тех же самых слов, держите эту ношу, будучи еще чуть старше юношеского возраста(учитывая выше перечисленные достоинства) и не боитесь сорваться и упасть при всём честном народе.
И вот, эти четыре действующих лица(очень скромных - это в первую очередь) уже довольно длительное время радуют меня, вгоняя меня в долг, вынуждая меня - лентяя, вполне серьёзно задумываться об творческом отношении к стишкам. А ведь стишки эти не что иное как подачка и наживка вожделенной красавицы - Музы, которая ох как избалована шикарными букетами невиданных цветов произраставших на просторах Стихи ру и не только!
Вы трудитесь "в поте лица" и уже воздвигли себе литературный памятник, равный классическим! Но будь моя воля, я бы Вам при жизни создал памятник из душевных, искренних, многого стоящих рецензий, не тех которые появляются у некоторых авторов за деньги пачками( я это знаю точно т.к. и мне предлагали).
И меня беспокоит, Константин Фёдорович, что Вы слишком много времени и здоровья тратите на рецензии таким типам как я. Вам надо беречь здоровье. У меня - у хитрого лиса появилась мысль, которую я изложу на воцап. Ну, вот, начал писать короткое полушутливое замечание на Вашу рецензию, а нагородил, Бог знает что... Я и сам не знаю где больше шутки и иронии, а где серьезные мысли. Это как жизнь: как создалась, так пусть и живёт. Всё! Жму руку. Николай. Привет Светлане Юрьевне!

Николай Чечулин 2   18.09.2023 13:26   Заявить о нарушении
Дорогой Николай Лаврентьевич!
Стихи - высшая форма искусства или, по крайней мере, литературы как искусства. А Вы пишете не стишки, а такие стихи, которым вполне могу завидовать я. У меня самого проза получается если не лучше, то и не хуже стихов, а, главное, она другая: её творит другая половинка моей души. И если в стихах я лирик, то в прозе - серьёзно мыслящий сатирик, каким являюсь в обычной жизни: при разговорах из меня вылетают такие неожиданные для меня шутки, остроты и афоризмы, что Света то и дело хохочет, и при этом я не сразу понимаю, что смешного или язвительного я сказал. Я специально выбрал неблагодарный в наше прагматически рассудительное время путь поэта, хотя я знаю, что так и уйду из-за этого из мира сего, расчётливого и практического, оставшись навсегда неизвестным народу. А вот как прозаик я несколько лет, живя в Америке и отправляя свои статьи и рассказы лирико-политически-философские в газету "Советская Россия" в 90-е годы, с жестоким юмором высмеивая как узурпаторский ельцинский режим, так а американскую "демократию", и поэтому я был в течение нескольких лет очень популярен в левой патриотической, просоветской части населения России. Газету активно покупали, которая появлялась только по четвергам в киосках, так как по четвергам мои статьи там публиковали на целый газетный разворот. Так, если в другие дни покупатели слышали от киоскёра, что сегодня статьи Константина Ковалёва в газете нет, они поворачивались и уходили. Однажды в редакцию газеты пришла группа известнейших актёров и выразила пожелание встретиться со мною, и редактор их спросил: "Разве в статьях Ковалёва для Вас осталось незамеченным то, что он сам пишет, что находится в Америке в эмиграции?" Однако я заметил, что могу стать известным прозаиком, а вот поэтом я перестану быть: я стал очень редко в те годы писать стихи. Вы сами можете в этом убедиться, заглянув на даты под моими стихотворениями в моей книге "Вверх по лестницам стихов". И вот в 1999 году я пишу роман в стихах "ЗОНА" о хрущёвском Гулаге, в котором я был зеком, и понял, что не надо гнаться за известностью, а следует писать стихи, хотя и непопулярные в нашем деловом веке. А ведь именно за рассказы и статьи в феврале 1997 года меня ЗАОЧНО в Москве приняли без моей просьбы в секцию ПРОЗЫ (а не поэзии!) по предложению группы прозаиков-патриотов. Прозаические иронические статьи я и сейчас пишу на стихи.ру, но очень редко. Так что не забывайте и Ваш в высшей мере потрясающий поэтический дар, и, если возможно, творите одновременно Вашу бесподобную прозу. Светлый пусть Вам к успехам!
Что касается Вашего ко мне обращения через WhatsUp, то я с радостью уже дал Вам согласие. Возможно, вы уже прочитали этот мой ответ Вам. Ваша проза, кстати, полна и поэзии по содержанию.
Меня очень позабавило Ваше сообщение о том, что на стихи.ру есть определённые продавцы рецензий. Что поделаешь: мелкий бизнес хочет заработать и на тщеславных поэтах!

Успехов Вам на обоих фронтах писательского творчества!
С уважением,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   18.09.2023 21:41   Заявить о нарушении
Николай Лаврентьевич!
И вот что мне только что пришло на ум. Если Вы будете писать и стихи, и прозу, которая сейчас в моде, а стихи нет, то с Вашими стихами может произойти следующее. В 20-30-е годы Борис Пестернак был весьма известен как поэт, соперничал с Маяк0овским. С ним даже заигрывал Сталин, предполагая объявить его "лучшим, талантливейшим поэтом нашей эпохи". Но тут покончил собой затравленный советскими чиновниками за их карикатурную критику (например, "Баня") или был убит Владимир Маяковский. И Сталин по просьбе Брик не предавать забвению Маяковского (её интересовали его посмертные гонорары за массовое издание его книг в СССР), объявил покойника "лучшим, талантливейшим...", и его стали изучать, читать и навязывать в школах и вузах, чем навредили ему.
Так вот Пастернак не пострадал от Сталина (тот считал его придурковатым), но и был предан забвению. Если мы после войны, несмотря на запреты, знали Есенина, стихи которого ходили в списках, то О Пастернаке-поэте мы в 50-е и 60-е годы ничего не знали. Но вот Пастернак написал абсолютно скучную, бездарную антисоветскую книгу "Доктор Живаго" и издал её за границей... О ужас! Вместо того, чтобы этот факт проигнорировать, умолчать, глупая и злая гебистско-чиновничья власть СССР устроила истерику на весь мир и заставила людей искусства и общественных деятелей заклеймить "изменника" Пастернака! Началась свистопляска. Уже не писателя", а "литератора"(!) исключили со злой радостью из Союза писателей СССР. Наша псевдоинтеллигенция, почуяв запах антисоветчины и запретного плода, бросилась читать его роман, тайно ходивший по рукам, попавший в СССР контробандой из-за границы в ничтожном количестве. И тут литературоеды накопали, что Пастернак, оказывается и "великий" поэт, и давай шёпотом рассказывать об этом на кухнях. Появились, видимо, тоже из-за границы книжечки его стихов, которые я ценю низко, и все культуртрегеры стали, закатывая глаза, осторожно декламировать его опусы. А тут ещё Запад объявил Пастернака Нобелевским лауреатом. Хрущёв собрался, как он это не раз делал, вопреки Уголовному кодексу, изгнать Пастернака из СССР, хотя такой меры после опрометчивой ошибки Сталина - высылки создателя Красной армии Троцкого из СССР, в законе не существовало. Пастернак испугался, публично покаялся и отказался от пропагандистской Нобелевки...
Так вот, если Вы станете известным, великолепным писателем, вездесущие "знатоки" обнаружат, что Вы и замечательный поэт, и тут же раздуют интерес (но несомненно заслуженный!) к Вашей поэзии. Она будет "вишенкой на торте" Вашей вкуснейшей прозы!!!
Так что пишите и Ваши необыкновенные стихи!

С добром и улыбкою,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   19.09.2023 00:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.