Дамоклов меч Руси единой 1 часть

       В восьми частях.
(В полном объёме поэма впервые опубликована в 2005 г.
В данной редакции поэма ОПУБЛИКОВАНА В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ
"НЕ ОТРЕКАЙСЯ ОТ СЕБЯ".)
ЧИСЛА в тексте - это номера сносок. Сноски в конце I части.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
           Н. А. Некрасов,
«Кому на Руси жить хорошо»

    І

НАШИ ИСТОКИ

Краткое содержание главы
Наше древнее и благородное происхождение.
Расселение славян – их движение в Европу.
Сказания греков и китайцев о славянах, об амазонках и о кентаврах.
Триумфальный поход наших пращуров в Египет, Иерусалим…
Путешествие Геродота и его описание нашей земли:
•военные и гражданские обычаи скифов;
•достоинства и слабости этого народа;
•раздоры, ссоры в среде скифов-славян как одна из основных причин
упадка их цивилизации, заката их могущества;
•культурное наследие скифов-славян.
Борьба разрозненных славянских племён с готами.
Сближение роксолан и сарматов, их борьба с Римской империей.
Тяжкая участь многих славянских женщин в те незапамятные времена.
Гунны и славяне. Аттила.
Готские и римские историки об Аттиле. Раздоры между славянами –
нашествие аваров… Хазары на Руси.

Славнейший люд честной славянский
Свой род от ариев1 ведёт:
Народ красивый, гордый, храбрый –
С тех пор достоинство блюдёт!

Не зря у греков и китайцев
О них сказаний полный свод:
В боях теснимы, за кентавров2
Славянский приняли народ!

В Европу двигались бесшумно
На быстроногих лошадях,
Метая на скаку из луков,
Внушая пешим грекам страх!

И наши доблестны славянки
На греков ужас навели –
За ратны подвиги с мужами
Их амазонками3 сочли!

Слепец Гомер4 в своих прославленных твореньях,
Историк греческий, позднейший Арриан5,
Воспели Трою, её подвиг и паденье,
Ахилла-скифа и успех скифов-славян!

Пока они в согласье жили –
Бескрайни земли покорили…
Успех единства их неоспорим:
В их власти М;мфис, Иерусалим,
Изгнали Дария – во славе были!
Цари дары им подносили!6

Но в стане ссоры начались:
Видать, горды уж больно были;
За власть желанную дрались
И, к их несчастью, много пили.

Увы, из дальнего похода
Не все на брег Днепра пришли –
Мужи из славного народа
От рук мидийцев полегли!7

Над всеми предками, как будто меч Дамоклов8, –
Их страсть к вину, раздоры бедствия сулят!
Но не смириться гордым пращурам до гроба –
Уж больно волюшкою вольной дорожат!
Примерно так рёк Геродот –
Знавал он вольный наш народ!

Божества у скифов древние – такие ж,
Как и на далёкой ариев земле…
Сам Арей явился, кровью обагрился:
На войне, как в пекле, – канет всё в огне!
В честь Арея грозного в каждом скифском племени
На холме из хвороста водружали меч9:
Ежегодно жертвами были кони пегие
Да буйна головушка с человечьих плеч!

Суровые нравы10 у скифских вояк:
Из черепа – чаша, из кожи – наряд!
И не было кротких в тот век роковой,
Жививший народы кровавой войной!

Вне войн – просты, великодушны…
В делах смышлёный был народ.
Их вклад в развитие культуры
Прославил и славянский род!..11

Потом опять раздоры, которых столько было!
Могущество забыто! Арей взирал уныло:
Мол, наводнили греки желанный скифский край
И воплотили принцип: чтоб править – разделяй!

Славянским женщинам несладко приходилось,
Видать, со многими несчастие случилось…
Сам Германарих12 над Сунильдой надругался13 –
Один сонет от дщери страждущей остался!

Судьба гуманнее была к младой Роксане14 –
Она своих спасла при славном Александре:
Великий муж был поражён её красою
И в жёны взял, и возлюбил всея душою!
От их любви потом наследник появился…
Жаль, Александр в мир вышних теней удалился.

Царя сарматского жена – краса Амага15
Вершила суд, порой водила лихо рать…
Всем херсонесцам впрок той женщины отвага –
При ней никто не смел их город обижать!

Когда сарматы с роксоланами сближались,
Тогда им войны против римлян удавались!
Недолго пращуры понурыми ходили –
С лихим Аттилой Германариха разбили!

В жестокости готам уж не было равных:
Распять князя Богша, сынов его славных!
Пытались германцы, вишь, гуннов пугать –
Пришлось Винитара16 навеки унять!

И вновь Фортуна предков улыбкой одарила –
Из скифских недр к славянам, взывая, шёл Аттила!17
Он двигался победно, презрев авторитеты,
И, как листва, срывались античные портреты…

И Древний Рим, и Византия, и все готы
Великим гунном лишены былой свободы!
Теперь они уже платили дань Аттиле –
Ему служили, покоряясь его силе!

Судили разное о нём – не люб был готам –
Его прозвали бичом божиим, уродом!
Мол, гунны18 – помесь страшных ведьм с нечистым духом,
В бою – как молнии, в седле владели луком!

Язык у них едва ль похож на человечий –
Они двусмысленны, не знали кодекс чести.
Страшнее воинов не видели на свете –
Они хитры, своих врагов ввергали в сети.

И совершенно по-другому
О гуннах сказывал Приск-грек…19
Скифов-славян потомки – гунны –
Их судьбы связаны навек!
А государь Аттила – мудрый,
Искусный воинский стратег!

Был знатен. Выглядел не вычурно, опрятно –
Из злата тканей, украшений не носил.
Он ел и пил с простой посуды деревянной,
Но много жён имел – таков обычай был…

С послами добр и обходителен –
Знал этикет, гостеприимство чтил,
Но люто презирал предателей –
Без промедления казнил!

К его портрету штрих не лишний –
Имел блистательный успех
У пылкой, гордой Гонории20,
Пленяющей красою всех!

И снова женщина, как яблоко раздора,
Мужчин гурьбой на смертный бой, увы, влекла:
В античной Греции – Елена в дымке флёра…
Здесь – Гонория «эстафету» приняла!

В войну вовлёк лихих славян, коварных готов…
В Европу армию могучую повёл!
Поверг он много городов, имён, народов –
Не каждый гунн и грек с войны домой пришёл.

Уж после битвы непростой Каталаунской21
Он был отравлен – так источники гласят.
Не стало личности столь яркой, вольнодумной –
Держава пала... Предкам было что терять!

И снова греки из-за моря «правят балом»!
Славяне в распрях – тщетно борются с пожаром!..
Пока порядка нет, они как те отары,
И «волки» тут как тут – жестокие авары!22
Враждой ослаблены, они сопротивлялись –
Ценой немалою дулебы23 доставались!
За их упорство обры женщин понукали –
Впрягали тройкою, тугим кнутом стегали!..

Тогда не все славяне обрам покорились –
Часть их дружин немалых в горы удалились.
Когда ж к ним двинулась хагана24 вражья свита,
Навстречу оным вышел славный князь Добрита…25

Он заявил, что не родилась в мире сила,
Которая бы гордых сербов покорила!
Пока ж славяне крепко держат острый меч –
Они врагов коварных будут кровно сечь!..

Ещё напасть одна – двуликие хазары26,
Их связь с Византией да их коварны чары...
О мужах хазарских древние писали:
Как проникли к обрам, власть к рукам прибрали…
На славян разрозненных наложили дань;
Много крови попили – был жесток каган!

Так греки кознями желанного добились –
Славян рассорили, с каганом сговорились...
И наступила тишь да гладь в Причерноморье,
А для хазар и греков – много лет приволья!

ДАМОКЛОВ  МЕЧ  РУСИ  ЕДИНОЙ
І. НАШИ  ИСТОКИ
1 Первоначально наши древние предки, жившие в верховьях Аму-Дарьи и
Сыр-Дарьи, носили название ариев. “Арии” на древнем языке, на котором
они говорили, означало – превосходные, почтенные…
   По мере увеличения  населения ариев, происходило постепенное
расселение их с родных мест в разные стороны, в том числе и в Европу.
Это племена, заселившие Испанию, Италию, Грецию, Францию. За  ними в
Европу  шли германские племена, литовские и славянские. Существуют
другие теории по данному вопросу…
2 Наши славянские предки приручили дикую лошадь и сделали из этого
борзого скакуна преданного друга; сроднившись с ним, наши предки стали
лучшими наездниками и конными стрелками. Их греки принимали за
кентавров…
   У древних китайцев тоже существовало сказание, что далеко от них на
западе, в обширных степях живёт народ Дин-Лунь, обладающий конскими
ногами и совершающий все свои передвижения с необычайной быстротой.
Китайцы причисляли народ Дин-Лунь  к арийскому племени. Это видно,
если сравнить изображения арийцев и человека племени Дин-Лунь  на
древних китайских рисунках. (Смотреть рисунки из Большого  Китайского
сборника ХVІ  века.)
3 Эти сказочные амазонки – наши доблестные прародительницы, которые
принимали участие во всех кровавых боях, умирая рядом с  мужьями,
отцами, братьями…
4 Легенды рисуют Г. слепым странствующим певцом… В числе славных
дружин, принимавших участие в военных действиях под Троей, Гомер
упоминает и доблестную дружину славянского племени  - генетов.
   Славянами или “Словыми”, то есть говорящими, стали называть себя
первоначально наши предки сами, обозначая этим “именем” все племена,
говорящие на понятном языке… “Немыми” или “немцами” называли все те
народы, которые говорили на непонятном славянам языке.
   Название “славяне” долгое время употреблялось среди самих же славян.
Обитатели других стран называли их по-разному; из этих названий весьма
долго наиболее известным было наименование – скифы.
   На берегах Борисфена  (Днепра) нашёл Геродот царских скифов, то есть
имеющих города и монархическое правление. На десять дней пути от
столицы этих скифов к северу, при многоводном озере, была колония
греков, прозывавшаяся Гелон. Полагают, что столицей скифов был Киев, а
Гелон – Новгород.    Геродот (5 в. до н. э.) пишет, что финикиане,
ездившие на южные берега Балтийского моря за янтарём и оловом, знали
там богатое племя “энетов”, пришедшее из Скифии. В первые века н. э.
упоминание о венедах встречается в трудах Плиния старшего, Тацита,
Птолемея, Иордана и др. Позже, в ср. века, немцы называли славян В.
(Wenden, Winden), а финны и в настоящее время именуют русских В.
(venaja).
5 Позднейший греческий летописец Арриан утвердительно говорил, что
Ахиллес был чистокровным скифом, родившимся на берегах нынешнего
Азовского моря. Он был изгнан со своей Родины  за необузданность нрава
и гордость, поселился в Греции, где скоро прославился.
   Признаками скифского происхождения Ахиллеса, по словам Арриана,
были его русые волосы, голубые глаза и необычайная  ярость в бою, а
также скифский покрой его одежды с застёжкой. Он был уроженцем
берегов Азовского моря, родины нашего доблестного донского
казачества!..
6 Особенно прославились скифы своим далёким походом около 630-го
года до Р.  Х. Поход этот продолжался 28 лет и доставил  громкую
известность его участникам.
   На своём победоносном пути они покорили многие народы. Заставили
платить дань мидийского царя Киаксара; далее покорили ассирийского
царя; египетский царь Псамметих преподнёс им дары; иудейский царь
Осия тоже преподнёс скифам дары.
   Живший в то время  в Иерусалиме пророк Иеремия предсказал
нашествие скифов в следующем пророчестве: “Вот я приведу на вас, дом
Израилев, - говорит Господь, - народ  издалека, народ славный, народ
древний, народ, языка которого  ты не знаешь и не будешь понимать,  что
он говорит. Колчан его как открытый гроб. Все они  люди храбрые…”
   “Так говорит Господь: Вот идёт народ из страны северной и  народ
великий поднимается от краёв земли. Держат в  руках лук и копьё…”
  “От Дона слышен храп лошадей  его, от громкого ржания жеребцов его
дрожит вся земля, и  придут и истребят землю и всё, что в ней, города и
живущих в них”.
7 Зная непомерную жадность скифов к вину, мидийский царь Киаксар
приготовил для них роскошное угощение, множество вина. Скифы
перепили… Коварный Киаксар перебил большую часть из них.
   Сто лет спустя, подобное удалось персидскому царю Киру. Он перебил и
взял в плен около 150 тысяч скифов. Однако он, впоследствии, был
наголову разбит скифской царицей Тамириссой.
8  Нависшая над кем-либо постоянно угрожающая опасность.
   Согласно др.-греч. преданию, сиракузский тиран Дионисий І Старший
(кон.5-4 вв. до н. э.) предложил на один день престол своему фавориту
Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных. В разгар
веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей головой обнажённый
меч, висевший  на конском волосе…
   Главные упрёки, которые делает Геродот скифам, – это пагубная страсть
к раздорам между собой и невоздержанность в употреблении вина…
9 Арей – бог войны. “Этому-то мечу ежегодно”, рассказывает Геродот,
“приносят в жертву…”; “сделавши предварительно возлияние вином на
головы людей,  их режут над особым  сосудом; потом кровь убитых
относят на холм из хвороста и льют её на меч…”
10 “Военные обычаи скифов, – рассказывает Геродот, – были таковы:
молодой скиф первый раз, как убьёт врага, должен обязательно напиться
его крови, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю…”
От их количества зависит доля неприятельской добычи при дележе.
“С неприятельской головы скифы снимали кожу… После этого она
употребляется как утиральник, и скиф привязывает её к уздечке той
лошади, на которой ездит сам, и гордится этим. Тот, кто владеет
наибольшим числом таких утиральников из кож неприятельских голов,
почитается доблестнейшим человеком. Многие скифы приготавливали себе
из неприятельских человеческих кож плащи, в которые и  одевались…   
Многие скифы снимают также кожу с правых рук убитых врагов и
приготавливают из этих кож колчаны для своих стрел…”
“С головами врагов, не всех впрочем, но ненавистнейших, скифы
обращаются так: они отпиливают ту часть головы, что повыше бровей, и
потом очищают череп изнутри; если скиф … богат,  то обтянувши кожей,
покрывает череп внутри золотом и употребляет его вместо чаши…”
“Похороны скифских царей и вождей происходили...” – рассказывает
Геродот. “По происшествии года скифы возвращаются на могилу и
совершают следующее: из оставшихся слуг выбирают пятьдесят самых
лучших, которые были особенно угодны покойнику; выбирают так же и
пятьдесят лучших лошадей; … затем удавливают  как слуг, так и коней …”
Но надо не забывать, что все войны велись тогда с беспощадной
жестокостью. Просвещённые греки вступили между собою в
братоубийственную войну, продолжавшуюся 27 лет. Победители не
щадили ни женщин,  ни грудных детей…
Ещё большей жестокостью отличались знаменитые римляне. Они
водружали христиан на высокие шесты, обмазывали  смолой, потом
поджигали их и при пламени таких  “светочей” устраивали ночные
пиршества…” Не говоря об их моральном облике (чит. Гай Светоний
Транквилл  “О жизни  двенадцати цезарей”).
Финские  же племена, жившие на севере России, были во времена
Геродота людоедами, не гнушались поедать тела  своих покойных
родителей… Обычаи эти у северных инородческих обитателей России
сохранились вплоть до московских царей, которые строго приказывали
следить за ними своим воеводам и выводить эти “прелести”.
11 Геродот (посетивший  южную Россию), высоко ставил скифов  среди
остальных народов за их душевное благородство, разум, отвагу,
понимание военного дела, трудолюбие…
Обсуждая погребальные обряды скифов, надо помнить о том, что наши
предки верили в бессмертие души как язычники… Были преданы своим
вождям, шли на смерть с радостью. Это была истинная  преданность своим
повелителям “на живот и на смерть”.
Главные упрёки, которые делает Геродот скифам, - это пагубная для
самих же скифов страсть к  раздорам между собой и столь же пагубная
невоздержанность в  употреблении вина!!!
(Об искусстве скифов читать издания “Курьера ЮНЕСКО” за январь 1977г.
и др.)
12  Германрих – первый исторически удостоверенный готский король из
рода  Амалов, основатель остготского могущества. Покорил в начале ІV в.
множество германских и славянских племён и распространил своё царство
от Тиссы до Дона и от Дуная до берегов Балтийского моря. Побеждённый
гуннами, Германрих бросился на свой меч (375  до Р. Х.). В сказаниях
известен под именем Эрменриха.
13  Когда до Германриха дошла весть о движении гуннов, то на готов
напал страх. В это время роксоланы (славянское племя) которые были
ранее покорены готами, передались на сторону гуннов. При этом, один  из
вождей роксоланов, бывший при Германрихе,  покинул его, оставив во
власти короля свою жену – Сонильду. Рассвирепевший Германрих
приказал казнить Сонильду: её привязали к диким лошадям и она была
растерзана на части.
14 Роксана – дочь одного из скифских царей, которую полюбил Александр
Великий  Македонский.
15 По Геродоту – Савроматия или как называли Римляне – Сарматия.
Севернее  них жило славянское племя роксолан.  Имя сарматов, благодаря
ряду их побед, на время, сделалось общим для всех славянских племён,
обитавших Русскую землю, и она сама прозывалась одно время Сарматией.
Савроматы были очень воинственны. На войну ходили  со  своими жёнами,
которые ловили врагов, ловко накидывая  им, на полном скаку,  аркан на
шею. У них девушка не могла выйти замуж раньше, чем не убьёт врага…
Их женщины имели такое же участие в  государственных и  военных
делах, как и мужчины. У греков было поверье, что племя савроматов
произошло от браков скифов с амазонками.
16 После Германриха вёл войну с гуннами готский король Винитар. Он, с
целью устрашения гуннов, распял одного из князей (Богша), его сыновей
и семьдесят старейшин на крестах. На реке Прут повелитель гуннов
Валамир победил Винитара, который погиб от стрелы, пущенной
Валамиром. Валамир взял в жёны Валадамарку, племянницу Винитара, а
готский народ без сопротивления покорился гуннам.
17 Аттила (ум. 453) – предводитель гуннов 434-453 (до 445 совм. с братом
Бледой, затем убив брата, - единолично). При А., резиденция которого
находилась на территории современной Венгрии, гунский союз  племён
распространил свою власть на В. – до Кавказа, на З.  – до Рейна, на С. –
до датских о-вов, на Ю. – включая  правый берег Дуная.
18 “Они, - рассказывали готы про гуннов, - когда родятся у них дети
мужского пола, то изрезывают им щёки, чтобы уничтожить всякий
зародыш волоса. Однако у всех у них коренастый стан, члены сильные,
голова огромная. Скорее это двуногие животные, а не люди, или каменные
столбы, грубо вытесанные в образе  человека; на своих лошадях,
нескладных, но крепких, они точно прикованы и  справляют на них
всякого рода дела. Начиная битву, они разделяются на отряды и,
поднимая ужасный крик, бросаются на врага. Рассыпавшись или
соединившись, они нападают, и отступают с быстротой молнии. Но вот, что
особенно делает их наистрашнейшими воинами на свете: это, во-первых,
их меткие удары стрелами хотя бы и на далеком расстоянии, а во-вторых,
когда в схватке один на один дерутся мечами, они с необыкновенной
ловкостью в одно мгновение накидывают на врага ремень и тем самым
лишают его всякого движения…”
(См. Космографию Себастьяна Мюнстера, издания 1550 года.)
Греки из страха скифов-славян принимали за кентавров, а готы, по той же
причине, увидели в гуннах животных… Очевидна также преемственность в
обычаях, верованиях, тактике ведения боя скифов-славян, сарматов,
гуннов.
19 Грек Приск – секретарь посольства, которое послал к Аттиле
Византийский император в 448 году.
20  Гонория – сестра императора Западной Римской  империи –
Валентиниана ІІІ. Она отличалась “бешеным” нравом. Её мать, хорошо
зная свою дочь, требовала, чтобы  она оставалась безбрачной. Гонория
послала Аттиле кольцо с предложением своей руки. Аттила принял
предложение и потребовал  от её брата не только  согласия на брак, но и
часть Римской империи в приданое за сестрой. Валентиниан отказал…
Аттила настаивал… Это и привело, в конце концов, к кровопролитной
войне.
21 Битва на Каталаунских полях (451г.).
22 Авары или обры (обрины) – родственное  нынешним туркам племя,
которое пришло с Востока, из далёкой  Азии.
23  Племя дулебов или бужан, жившее по реке Бугу.
“Когда случалось обрину куда-либо ехать, - говорит летописец, - он не
запрягал в телегу лошадей или волов; а впрягал наших женщин тройкою,
четвёркою или пятериком; так и ездил, куда было надо”.
“…А ще попхати будяше Обрину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но
веляше въпрячи 3 ли 4 ли, 5 ли жёнъ в телегу и повезти Обърена; тако
мучаху Дулебы…”
(Из Кенигсбергской или Радзивилловской летописи.)
24 Хаган – Аварский повелитель. Речь идёт о славянах, которые перешли
на Дунай в Болгарию, Сербию, Хорватию.
25  Добрита – хорватский князь.
26  В Хазарском (бывшем Аварском) государстве первенствующим
сословием были иудеи, которые, благодаря своей сметливости, мирным
путём захватили власть.
Столица хазар была сперва на Каспии, который стал называться
Хазарским морем, у селения Тарки; а затем она была перенесена в г.
Итиль; несколько  ниже нынешней Астрахани.
Во главе Хазарского государства стоял неограниченный повелитель –
каган, или хакан, иудей  по происхождению и вере. Он жил особо со своим
двором и военной свитой. Очень редко показывался перед  народом.
Могущество его было таково, что если он кому-то из знатных приказывал:
“Поди умри”, тот неизменно исполнял его волю  и убивал себя.
Ниже хакана стоял царь – наместник Хазарский, тоже иудей. Хотя царь  и
ведал  всеми делами, но к хакану обязан был входить босыми ногами,
держа в руках лучину…
Хазары распространили своё  владычество на всю нынешнюю южную и
среднюю Россию; и всё земледельческое славянское население
принуждено было платить им  дань.


Рецензии