Из писем Феофана Затворника...

К сожалению, человек часто видит причину своих бед не внутри себя, а в других людях и обстоятельствах жизни. Святитель Феофан показывает, что все происходящее ниспосылается от Бога для врачевания наших душевных немощей, и объясняет, как лучше всего встречать неблагоприятные обстоятельства: «На окружающих вас смотрите, как на орудия Божия во благо вам и за ними всегда зрите руку Божию, вам благодеющую. И за все говорите: слава Тебе Господи! Но старайтесь, чтобы это было не на языке только и в мысли, а и в чувстве. Молитесь, чтобы Господь и чувствовать так дал. И даст. Положите законом — 1) всякую минуту ждать неприятность, и когда придет, встречать ее как жданную гостью. 2) Когда деется что воли противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и сколько можете напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо все от чувств; если же породится, хоть маленькое, положите, если можно, ничего не говорить и не делать, пока не выгнали те чувства, если же нельзя не говорить и не делать, старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит, кротко и тихо — будто ничего не было. 3) Всякое ожидание прекращения такого порядка выбросьте из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Не забудьте! Это очень важно. Если не будет этого, терпение установиться не может. 4) Ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и главное всевозможно избегайте чем либо напомнить им о их несправедливостях. Действуйте так, как бы ничего от них не было».

«Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость — конечно все это не добрые чада, – пишет святитель Феофан, обращая внимание собеседника внутрь себя, - Но хорошо уже то, что сознаете их недобротность. Поищите родителей их и придушите. Тогда чада сами собою пропадут. Посмотрите, нет ли у вас самочувствия, т.е. чувства своего значения, или отрицательно, отсутствие чувства, что вы ничто. Это самое сокровенное чувство, но оно всем ворочает (т.е. управляет) в жизни. От него первое требование, чтобы все было по нашему и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем; а на людей серчаем. От него же уверенность, что все сами можем сделать и устроить, пустивши в ход придуманные средства, ожидаем, что все так и будет, как придумали. Оттого, что дело начинаете без усердной молитвы, и продолжаете тоже, и кончаете опять ропотом, если что не по нашему, и чувство самодовольства, — если по нашему. Бога во всем этом помышляете яко стороннее, а не действующее лицо. Так вот присмотритесь, нет ли сего, и если есть хоть не в большой мере, позаботьтесь восстановить чувство ничтожества своего во всех отношениях. И всегда Господа о том молите».

«Покаяние… у вас в действии. Что еще нужно? — рассуждает святитель Феофан – Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, — не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и внутренне, т.е. чтобы и мысли и чувства всегда были богоугодны. Что еще кроме доброй жизни?! Пророк говорит: взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Этим выражалась непрестанная память о Боге, с непрестанною ревностью всем благоугождать Ему. Это же есть молитвенный строй — внутри.

Просите дать вам молитвенное правило. Сказанное пред сим и есть первый пункт молитвенного правила. Старайтесь всегда так держать свое внутренное, чтобы оно всегда обращено было к Богу, и всегда пред лицем Его стояло, и как бы от лица Его действовало, чтобы это делалось телом, во вне, в обычном ходе дел житейских.
Второй пункт молитвы есть молиться всегда от сердца, — не слова только произносить молитвенные, но из сердца изводить молитвенные к Богу воздыхания. Они и составляют собственно молитву… Навык надо приобресть к сему. Приобретается же он трудами молитвословия. Молитвословие есть исполнение правила молитвенного. Правило надо иметь, — и всегда строго его исполнять». О высоком достоинстве составленных святыми отцами молитвословий и служб святитель Феофан пишет: «Читай или слушай, как следует, молитвословие, — и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух. В молитвах св. отцев движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот — в силу закона взаимодействия — непременно вкусит молитвенной силы, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы».

Чтобы молитва была более внимательной, Вышенский затворник советует: «В свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце, дабы — во время молитвословия — легко тебе было понимать и чувствовать. Если твоя летучая мысль, во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание, и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает, опять возврати: повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве».
О богомыслии святитель Феофан рассуждает: «Стань, например, размышлять о благости Божией, — увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно и духовно, — и падешь пред Богом в излиянии чувств благодарности; — стань размышлять о вездесущии Божием, — уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, — и не можешь не исполниться благоговейным страхом; — стань рассуждать о правде Божией, — уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, — и непременно положишь — очистить все грехи свои сердечным сокрушением пред Богом и покаянием; — стань размышлять о всеведении Божием, — познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, — и непременно положишь быть строгим к себе и внимательным во всем, чтобы как-нибудь не оскорбить всевидящего Бога».

«Любили вы когда-либо кого-нибудь сильно? Припомните как любимое лицо не отходило от сердца и чувство все было в нем, — и мысль не отходила, и все, что вы делали, думали, что то лице видит и старались сделать, что делали, хорошо, чтобы не заслужить неодобрения от того лица. Непрестанная молитва похожа на это, только место имеет в другой области. Помоги вам Господи найти такое к Нему чувство. Тогда всем оплошностям, вялостям и разленениям — конец!!!»

Важно и такое замечание святителя о духовной жизни: «Вам, кажется, думается, что как скоро где Бог и истина Его, там все должно быть блестяще, — ярко бить в глаза, — и всем внушать громко: вот что есть Божеское! Не замечаете ли вы, что думая так, вы Богу предписываете, как Он должен вести дела Свои. А это, как сами согласитесь не в порядке вещей. — Дела Божии сами в себе точно таковы; но внешне прикрыты невзрачностью, выражусь так. — Зачем так?! На это нечего сказать, кроме: так Богу угодно. Но что точно так есть, что под невзрачностью скрыта красота, и под примрачностью свет — в этом нет сомнения: Только свидетельство об этом надо искать не у неверов, а у верующих, и не у верующих только, но и живущих по вере. — Раскуси орех, — найдешь ядро — вкусное и питательное. Бог не пометает бисера — как попало. Спаситель и к народу о царстве Своем говорил прикровенно, в притчах. Имевшие в себе задаток духовного разума, тотчас проникали внутрь, и уразумевали истину. Так и во всем. Вот возьмите — как из семени растение выходит. Семя раскиснет, разложится, и будто загниет; а между тем внутри раскрывается зародыш, понемножку, понемножку крепнет, дает росток, выходит из земли, и т.д. … Так мрачно все вокруг, если смотреть совне. На деле же есть — светлое водительство Божие, которым Он всех и каждого ведет к последнему концу. — Никто не забыт. Всех отец есть Бог».

«Вера христианская — не система учения, — а образ восстановления падшего (человека) в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго… Ищите такого настроения, чтобы телом делать обычные дела, а духом всегда быть с Господом. Милостивый Господь дает безпопечение, — по которому все делается во свое время, но ничто не озабочивает и не томит. Ищите, просите, — и дастся».

В небольшой статье не представляется возможным показать все духовное богатство, которое содержится в письмах и трудах святителя Феофана Затворника. Но даже из небольших выдержек из его творений видно, какие любовь и усердие к Богу, и в то же время сочувствие к ближним имел этот необыкновенный человек, ревностный подвижник и молитвенник за Землю Русскую. Его слово способно разжечь в сердце человека духовную искорку и укрепить решимость жить духовно. Молитвами святителя Феофана, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!


Рецензии