Опыт материального и духовного ограничения аппетит

Ерошенко Т.И, , Ерошенкко И.П.

ОПЫТ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ КАПИТАЛА
( Субъективные заметки)
      
     Под капиталом мы здесь понимаем не столько денежное или иное выражение накопленной собственности, хотя и это тоже, сколько специфический материально закреплённый потенциал социальной энергии (по Сорокину )* .  Мы стоим на той точке зрения, что капитализм или его фрагменты всегда присутствовали и присутствуют внутри социумов как социально-антропологических систем.  При благоприятных условиях   капитализм  (капитал) «просыпается» и проявляет себя. Может проявлять себя положительно для социума, а может и негативно.
    
      Весь опыт ХХ  века показал, что не имеющий никакого контроля капитал через череду кризисов приводит социум  к катастрофам. Две мировых войны на его счету и на очереди третья.   
     Обратимся  к некоторым примерам ограничения или контроля за ростом капитала.  Одним из вариантов материального ограничения накопления сокровищ, а следовательно и резкого нарастания внутриклассового расслоения  в античном мире явился отказ в государстве Спарта от использования денег из драгоценных металлов (серебра и золота). Известное время Спарте удавалось избегать таким образом резкого социального расслоения среди своих привилегированных граждан – воинов, а государству поддерживать свою гегемонию в Античной Греции.  Речь идёт именно о расслоении внутри рабовладельческого класса.
     Спартанские рабовладельческие семьи жили за счёт труда приданных им (закреплённых за ними) семей илотов вместе с землёй (илоты – местное порабощенное население) . Спартанцам, чтобы не накапливали богатства запрещалось заниматься также ещё и торговлей. Железные деньги ограничивали такую возможность объективно. Правда, ограничивая развитие хозяйственной деятельности, железные деньги привели в конце концов к экономическому ослаблению Спарты и падению её гегемонии.
      
     Есть ещё одна историческая форма контроля за владеющими капиталом и одновременно взаимодействия с ними : это особые отношения между абсолютистскими монархами, формирующими национальные государства и укрепляющейся буржуазией. Абсолютная монархия, играла на определённом историческом этапе прогрессивную роль, и, пользуясь своим всевластием, устанавливает своеобразный  социальный контроль над частью финансов буржуазии с целью поддержания и роста национального государства: для этого королевская власть берёт у буржуазии кредиты, порой беззастенчиво не возвращая их.  С превращением буржуазии в класс для себя сотрудничество  с абсолютизмом перерастает в борьбу с ним, в ходе которой абсолютная монархия либо превращается в парламентскую, либо  заменяется республикой. 

      Одним из самых распространённых в наше время способов хоть как-то ограничивать аппетиты капитала являются системы налогообложения, которые предусматривают повышенные ставки на сверхприбыль. В лидерах по этим показаниям по современным данным из Интернета являются Швеция (61,85), Япония (55,95), Дания.(55,9). В целом в развитых странах культивируется высокое налогообложение богатых и состоятельных людей. 
      Повышенные ставки  на сверхприбыль независимо от того, действительно ли они способствуют реализации социальной справедливости, подтверждают наличие исторической потребности общества в средствах ограничения сосредоточения богатств, а с ними и власти в руках немногих. 
    
     Однако наиболее жёсткое средство контроля за чрезмерным накоплением капитала в частных руках было выдвинуто социальной практикой, получившей название  «строительства социализма». Последовательная модель социалистического общества отказывается от функционирования  капитала, как средства извлечения прибыли. Капитал перестаёт быть капиталом – это лишь средства производства материальных благ, сами материальные блага, необходимые человеку для поддержания жизнедеятельности. Они же включают в себя  в том числе и то, что мы называем  личной собственностью.
       Но практика строительства социализма и в СССР, и в Восточной Европе, и в Китае показала и показывает, что абсолютный отказ от функционирования капитала как упакованного специфического потенциала социальной энергии в современных условиях невозможен. Пока необходим налаженный и эффективный контроль за реализацией общественной и частной функцией капитала, но не полный отказ от него.
       Однако, свёртывание народной власти (диктатуры пролетариата) в бывших странах социализма превратило созданные народом средства производства и накопленные богатства в средства получения прибыли для их реальных владельцев (партноменклатуры, бюрократов, криминала) и средства эксплуатации для тех, кто их создал, т.е. трудящихся. А мировая олигархия, избавившись от сдерживающей её антикапиталистической силы распоясалась.
       Прямые в той или иной форме ограничения деятельности владельцев капитала в обществе могут иметь место, а могут и не иметь, или просто не выполняться. Но вот нравственно-моральное давление на чрезмерно богатых в той или иной мере в социуме присутствует всегда. Другой вопрос: насколько могут реагировать на него (моральное давление) владельцы неправедно нажитых капиталов. Это народное осуждение неправедно нажитого богатства, как правило, закономерно присутствует в ведущих религиях: «Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение.» (Лука 6:24). И пусть в устах клира осуждение богатых  часто звучит лицемерно. Но это отношение к неправедно нажитому фиксируется  в социальных низах социуме как духовная реальность.
*  Теория культурных суперсистем п.А. Сорокина (studfile.net)


Рецензии
Было бы очень интересно, полезно и познавательно, если бы вы от общих слов о синергии, народной демократии и общечеловеческой духовности перешли к конкретному разбору позиций в этом отношении разных политических сил страны. Одно дело - просто выдвигать мечту о соединении всего хорошего против всего плохого и совсем другое - трезво оценить расстановку политических сил и идейных течений в обществе и на этом основании сделать какие-то реальные толковые прогнозы.

Владимир Морозов 5   08.06.2023 14:02     Заявить о нарушении
Владимир! Спасибо за рецензию-вопрос. Но честно сознаемся: ваш вопрос на засыпку. В качестве оправдания мы сообщаем, что политическими прогнозистами себя не представляем. Если, где-то мелькнёт в наших текстах намёк на прогноз, то в примерных вариантах. Цель наших заметок не прогнозы предлагать читателю, а подумать над теми же вопросами-проблемами, которые, по нашему мнению волнуют людей в стране. Если есть желание что-то обосновано опровергнуть, оспорить. Пожалуйста.
В 1917 Ленин вовратившись из эмиграции в Россию, переживающую революцию, взял твёрдо курс на перерастание буржуазной революции в социалистическую, а Максим Горький, который и духовно и материально всегда поддерживал ленинцев, по сути в своих "Несвоеременных мыслях" запротестовал против подготовки большевиками социалистического переворота: как художник он чувствовал, что масса духовно, культурно не готова ещё к социализму. А когда всё-таки переворот всё-таки совершился, он (Горький) стал одним из главных организаторов процесса одухотворения масс, он проделал гигантскую работу по проникновению и сохранению всего лучшего, что было в дореволюционной культуре в культуру, которую мы называем теперь советской культурой.Но ведь советская культура в конце концов выросла из дореволюционной. Вот почему борьба, которую затеяли враги России против советской культуры (культуры "коммуняк" по их фальшивому определению) оказалась прежде всего борьбой против русской культуры и многонациональной культуры Советского Союза и России. Но выдающиеся представители нашей отечественной культуры не противопостовляли её мировой культуре, а всегда считали её частью мировой. Речь идёт именно о культуре, а не об антикультуре (разновидностью которой является фашизм). Драма нашей страны заключается в том, что власть в ней продолжает оставаться в руках антикоммунистов (антисоветчиков и де факто русофобов). Власть они держат крепко в руках в том числе и благодаря владению СМИ. И вот эта власть объявляет себя защитниками "Русского мира". С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   08.06.2023 17:28   Заявить о нарушении
Владимир! На что надеяться? Это не прогноз. Надежда. Належда на возможное изменение содержания власти под давлением объективных обстоятельств. Создание коалиционного правительства по типу правительства Примакова могло бы стать отправной точкой. Правительство Примакова возникло как-то неожиланно. Но это может произойти, если "левые" при всех их вутренних разногласиях получат мощную поддержку со стороны народных масс. Конечно, если выборы не отменят. К сожалению, у нас половина избирателей на выборы не ходят. Поэтому и манипуляции с выборами происходят. Надежда умирает последней. С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   09.06.2023 12:34   Заявить о нарушении
Да, тема интересная и нужная. Очень жаль, что обсуждать её трудно, - не всё можно сказать, что хочется. Буду надеяться, что вы и сами всё понимаете правильно, только испытываете те же трудности с формулировкой, что и я.

Конечно, буду с интересом читать ваши публикации и дальше.

Владимир Морозов 5   09.06.2023 18:58   Заявить о нарушении