Джон Уиклиф

    О Джоне Уиклифе узнал я в самом конце 90-х, есть в Праге церковь Святого Николая на Старо-Месте, я туда приходил по традиции в каждый свой приезд. Храм гуситский, но дело не в этом, там были камерные концерты, и мне очень нравилось, как всё организовано, просто душой отдыхаешь. После концерта хорошо посидеть в тишине, молиться я не умею, да и атеист до мозга костей. И вот однажды зашла в собор группа русских туристов, и экскурсовод им про церковь рассказывает, ну и я тоже решил послушать. Барышня хорошо рассказывала, и про Яна Гуса и Яна Жижку, да и про таборитов. Она и про Уиклифа рассказала, что его учение повлияло на Гуса, и что с Англией плотно общался Карлов университет, где Ян Гус был ректором. Для меня это было ново, про Гуса и Жижку в советской школе нам рассказывали, но то, что так сложно зарождалось Протестантство, такого конечно не было, другое дело табориты с их телегами и борьбой против феодалов – это уж в первую очередь. Итак:
     Джон Уиклиф (Виклиф), 1320 (или 1324) — 1384, английский философ-схоласт, богослов, переводчик Библии, реформатор, священник и профессор семинарии в Оксфордском университете. Был одним из наиболее влиятельных диссидентов среди римско-католического духовенства XIV века и считается одним из главных предшественников Реформации.   
    У Уиклифа вызвали сомнения привилегированный статус духовенства, а также роскошь и пышность местных приходов и их церемоний. Он выступал за обеспечение населения Библией на понятном языке. В 1382 году он завершил перевод Вульгаты на среднеанглийский язык, который известен теперь как Библия Уиклифа. Он перевел Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; возможно также, что он перевёл весь Новый Завет. Его сотрудниками был переведён Ветхий Завет. Библия Уиклифа была завершена к 1384 году.
     Последователи Уиклифа, уничижительно прозванные лоллардами, продолжили его труд, размышляя над такими идеями, как христианские добродетели, предопределение, иконоборчество, и понятием цезаропапизма (термин 18 века), ставя под сомнение почитание святых, таинства, заупокойные мессы, пресуществление, монашество и существование папства.
   Ересь Уиклифа была подавлена, что характерно для многих стран и эпох: руководящие классы, допускающие в своей среде вольность и распущенность, с яростью подавляют любое проявление самостоятельного мышления, любые противоречия с господствующим церковным взглядом, которое всегда опирается на невежество масс.
    Начиная с XVI века движение лоллардов стало рассматриваться как предшественник протестантской Реформации, а Уиклиф был признан первым в английской Реформации. Теологические работы Уиклифа Римской католической церковью в 1382 году были осуждены как еретические.

   Помимо краткого жизнеописания Уиклифа я остановлюсь только на трех моментах: его переводах Библии, отношении к папам и пресуществовании, поскольку считаю эти пункты важнейшими для понимания его влияния на историю Европы.
    Уиклиф родился в деревне Хипсвелл около Ричмонда, Англия, в 1320 или 1324 году. Семья Уиклифа имела много земли, главным образом в деревне Уиклиф-он-Тис, от которой они и получили свою фамилию. Уиклиф был саксонского происхождения. Начальное образование Уиклиф получил в школе недалеко от своего дома. В 1345 году он уже был в Оксфорде, с которым связана вся его дальнейшая жизнь. На Уиклифа сильно подействовала эпидемия чумы, которая достигла Англии летом 1348 года. По словам Роберта Вона, пережив эпидемию, Уиклиф получил «очень мрачные взгляды на состояние и перспективы человеческого рода».
   Уиклиф получил степень бакалавра гуманитарных наук в Мертон-колледже в 1356 году. В том же году он выпустил небольшой трактат «Последний век церкви». Размышления Уиклифа по поводу эпидемии чумы, которая утихла за семь лет до этого, привели его к убеждению, что окончание XIV века ознаменует конец света. Саймон Айлип, архиепископ Кентерберийский, поставил его в 1365 году во главе колледжа Кентербери. В декабре 1365 года Айлип назначил Уиклифа ректором, но, когда Айлип спустя год умер, его преемник Саймон Лэнгхэм, человек монашеского образования, передал руководство колледжем монаху. Уиклиф обратился с жалобой в Рим. В 1371 году апелляция Уиклифа была рассмотрена, и ему отказали, что было типично для продолжающегося в то время соперничества между монахами и белым духовенством в Оксфорде.
    В 1368 году он занял пост священника в Ладгерсхолле, недалеко от Оксфорда, что позволило ему сохранить связь с университетом. В 1369 году Уиклиф получил степень бакалавра богословия, а в 1372 году — степень доктора. В 1374 году приказом короля он был назначен в приход Люттеруорт.
   Летом 1374 г. он отправляется в Брюгге в составе королевской комиссии, которая была послана для ведения мирных переговоров с Францией и решения спора между королём Англии Эдуардом III и папой Григорием XI о назначении на церковные должности представителями последнего. В Брюгге он близко познакомился с Джоном Гонтом герцогом Ланкастером, любимым сыном Эдуарда.
    Вернувшись в Англию Уиклиф стал выступать за церковные реформы. Также он проповедовал против власти папы в Лондоне и Оксфорде. В одном из своих трактатов он называл римского папу антихристом, «гордым и мирским римским священником». В книге, посвящённой правлению Бога и десяти заповедям, он подверг критике духовенство, занимавшее светские должности, индульгенции и симонию. В своей книге De civili dominio («О гражданском господстве») он потребовал конфискацию государством всего церковного имущества. Движение за конфискацию церковного имущества возглавил герцог Ланкастер, который был ярым врагом клира. «Хороший парламент» 1376 года, в котором Уиклиф выступал письменно и устно, признал жалобы на духовенство справедливыми.
   Уиклиф очень резко критиковал папство. Римского папу он называл антихристом, наместником дьявола. Он заявлял, что папа не является непогрешимым; что он никогда не был необходим церкви; что его отпущение грехов не имеет силы; что он не имеет права отлучать от церкви и придавать новый смысл Писанию. Уиклиф критиковал притязания папы на политические права, называя «Константинов дар» началом всех зол церкви (сейчас точно установлено, что это фальсификация. Предполагается, что он был изготовлен во второй половине VIII или в IX веке, возможно, в аббатстве Корби во Франции), и практику вымогательства денег путём обложения народа данью и налогами, сравнивая папистов с мошенниками, которые воруют кошельки. Также Уиклиф провозгласил принцип «ни при каких обстоятельствах благие намерения не оправдывают лжи», который осудил папскую практику неверных толкований ради содействия благому делу.
     При всём этом Уиклиф не был сторонником полного отказа от папства, а выступал за то, что папе нужно повиноваться лишь в той мере, в которой он повинуется Библии.

    22 мая 1377 г. папа Григорий XI выпустил серию из пяти булл против Уиклифа, отправив один архиепископу Кентерберийскому, а остальные — епископу Лондона, королю Эдуарду III, канцлеру и университету; среди приложений было 19 положений Уиклифа, которые были признаны еретическими и опасными для церкви и государства. Среди этих положений были утверждения, что недопустимо вымогать имущество посредством церковных поборов, что папские анафемы не имеют силы, если противоречат закону Христа, что король может конфисковать церковное имущество, если на это есть веские основания, что миряне могут законным образом требовать отставки папы. В буллах папа приказывал посадить Уиелифа в темницу, пока не будет вынесен окончательный приговор. Вице-канцлер Оксфорда отправил Уиклифа в Блэк-Холл, но заключение было чисто номинальным. В Ламберте собрался суд архиепископа, но ещё до того, как успели назвать имя обвиняемого, в зал вошёл сэр Льюис Клиффорд, который принёс послание от имени королевы-матери (Жанны Кентской), приказывавшей остановить слушание, а толпа лондонцев, ворвавшись в зал, прекратила заседание. Учителя богословия объявили положения Уиклифа истинными, но непривычными для слуха. В марте 1378 года папа Григорий умер, начался папский раскол (великая схизма) и о буллах против Уиклифа было забыто. Стивен Лэхи предполагает, что действия Григория против Уиклифа были попыткой оказать давление на короля Эдуарда с целью заключения мира с Францией.
    После возвращения из Брюгге Уиклиф собрал группу священников из выпускников Оксфорда, которых с 1380 года начал посылать в качестве странствующих проповедников. Среди них также были и миряне. Их называли «бедные священники» (англ. pore priests). Они одевались в большие красновато-коричневые мантии одного образца, ходили пешком, проповедовали в церквях, на площадях и местах скопления людей. Но постоянной организации странствующих проповедников не возникло.
    Уиклиф отрицал католическую доктрину о пресуществлении (см. справку в конце поста) и называл её нововведением, которое возникло в церкви недавно, идолопоклонством и ересью, которая противоречит логике, грамматике и всем естественным наукам. Он считал, что тело Христа присутствует на небесах, а не в хлебе, а хлеб лишь символизирует его. В трактате «О евхаристии» он обсуждает популярный в то время спор о том, причащается ли мышь, если съест евхаристический хлеб. Уиклиф называет неправильной саму постановку вопроса, потому что Христос не присутствует в хлебе телесно, а мнение о том, что священник, преломляя хлеб, ломает шею, руки и другие части тела Христа — заблуждение. Логически он опровергал пресуществление тем, что сама приписываемая человеку возможность переваривать тело Христа отвратительна. Философским аргументом его рассуждений было утверждение, что сущность вещи не может быть отделена от качеств, а значит пресуществление требует также «прекачествления» (англ. transaccidentation, этот термин также впоследствии использовал Лютер). В отношении пользы евхаристии Уиклиф учил, что физическое поглощение хлеба и вина ничего не даёт, если душа не наполняется любовью.
    В 1381 году Уиклиф в 12 тезисах поставил под сомнение католическое учение о пресуществлении. Он заявил, что это учение не соответствует Писанию. Уиклиф считал, что во время совершения евхаристии хлеб остаётся хлебом, а вино — вином, и что тело и кровь Христа присутствуют в них лишь символически. В этом убеждении Уиклифа не поддержал никто из его соратников, ни нищенствующие ордена, ни герцог Ланкастер. По просьбе архиепископов оксфордские власти устроили суд, на котором осудили положения Уиклифа, не называя его имени. Уиклиф ответил, что судьям не удалось опровергнуть его доводы, продолжил проповедовать на эту тему в университете и подал апелляцию в королевский совет. На этот раз герцог Ланкастер выступил против и запретил ему проповедовать на эту тему. В ответ на запрет Уиклиф изложил свои взгляды в «Исповеди», которую закончил словами: «Я верю, что в конце концов истина победит».

   В том же 1381 году произошло восстание Уота Тайлера. Восстание было частично вызвано проповедью идей Уиклифа, разнесённой по королевству «бедными священниками», назначенными им. Проповедники не ограничивали свою проповедь критикой богатств духовенства, критикуя также богатство аристократии. Сам Уиклиф не одобрял восстание, но некоторые из его последователей оправдывали убийство Саймона Садбери, архиепископа Кентерберийского.
   В 1382 году новым архиепископом Кентерберийским стал Уильям Куртене. Став архиепископом, он сразу созвал синод против Уиклифа. Синод осудил 24 положения реформатора, 10 из них были признаны еретическими, остальные — противоречащие мнению церкви. Главными ересями были признаны отрицание пресуществления, отрицание устной исповеди для умирающих, идея о том, что английская церковь не должна признавать папу (!) и что наделение духовенства светской властью противоречит Писанию.
    После окончания синода Куртене призвал канцлера Оксфорда Ригге бороться с еретическими учениями. Ригге проигнорировал призыв и назначил на должность проповедника ещё одного сторонника Уиклифа. Когда сторонник архиепископа профессор Питер Стокис, кармелитский монах, попытался отменить решение, студенты и преподаватели университета стали угрожать ему шпагами. Тогда Куртене призвал Ригге и других руководителей университета, которые были сторонниками Уиклифа, в Ламбет, и заставил их поклясться на коленях, что они предпримут необходимые действия против ересей. Парламент поддержал архиепископа, и проповеди были прекращены.
     Уиклиф послал жалобу королю и парламенту, но король Ричард II отклонил её и осудил реформатора. Уиклифу запретили проповедовать, копии его произведений подверглись уничтожению. Поскольку Уиклиф ещё не утратил поддержки части дворянства и духовенства, его не казнили и даже не отлучили от церкви. Его сторонники покаялись, а он удалился в свой приход в Люттеруорт.
    
    После изгнания Уиклиф занялся переводом Библии на английский язык. Уиклиф не знал древнееврейского и древнегреческого, поэтому его перевод сделан с латинской Вульгаты. Сам Уиклиф перевёл Новый Завет. Ему помогал Николас Херефорд. Он перевёл Ветхий Завет и второканонические книги до Варуха. После смерти Уиклифа перевод был пересмотрен Джоном Пурви. Современники восприняли перевод как нововведение и осквернение святыни, а церковные власти осудили перевод. Несмотря на это, копии Библии Уиклифа распространились по Англии в больших количествах.
    В Люттеруорте Уиклиф написал главный богословский труд «Триалог», в котором был сформулирован принцип: если между Библией и церковью есть разногласия, человек должен следовать Библии, а если разногласия происходят между совестью и человеческим авторитетом, предпочтение следует отдать совести.
    В том же, 1382 году он пережил инсульт, в результате которого оказался частично парализован. Спустя 2 года во время проведения мессы в церкви его вновь постиг удар, и через 2 дня, 29 декабря 1384 года он скончался и был похоронен на общем церковном кладбище.
    Констанцский собор 1415 года осудил Уиклифа как еретика, отлучил его от церкви и постановил выкопать его останки, сжечь их и прах развеять над рекой. В 1429 году под напором Мартина V это постановление было выполнено Флемингом, епископом Линкольна. Прах Уиклифа был брошен в реку Свифт
    Сторонников взглядов Уиклифа называли виклефитами или лоллардами. Архиепископ Куртене, осудивший Уиклифа, предпринимал против них активные меры. При его преемнике гонения усилились. В 1396 году Бонифаций IX выпустил буллу против лоллардов. В период с 1390 по 1425 количество лоллардов сильно возросло. В 1401 году, с восшествием на престол Генриха IV Ланкастера, был отдан приказ о сожжении еретиков. На протяжении XV и начала XVI века многие лолларды стали мучениками.
    Взгляды Уиклифа также проникли в Чехию. С 1367 года между Пражским университетом и университетом Оксфорда были установлены связи. Студенты из Праги время от времени ездили в английские университеты и даже в шотландский Сент-Эндрюс. Например, в Оксфорде учился будущий гусит Иероним Пражский. Таким образом, взгляды Уиклифа довольно быстро получили известность в Чехии. Известно, что уже в 1381 году чешский богослов Николай Бицепс счёл нужным критиковать их в своих лекциях. Идеи Уиклифа были подхвачены чешским реформатором Яном Гусом и его сотрудником Иеронимом Пражским, в результате чего было основано гуситское движение. В 1415 году по решению Констанцского собора Ян Гус был признан еретиком, в результате чего был сожжён на костре. Через год на костре был сожжён его сотрудник Иероним Пражский (о Яне Гусе напишу отдельно). Последователей Гуса стали называть гуситами, которые в упорной войне одержали победу над императорскими войсками и основали свою церковь. Последователями Гуса также являются Моравские братья, известные своей миссионерской деятельностью по всему миру.
    С трудами Яна Гуса, в которых излагались идеи Уиклифа, впоследствии ознакомился будущий реформатор Мартин Лютер и признал их «откровенно евангельскими».
Справка:
   Термин «пресуществление» (transsubstantiatio) появляется в латинском богословии в IX веке, а затем получает широкое распространение в католичестве. На 4-м Латеранском Соборе в 1215 году было изложено учение о превращении хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову. «Пресуществление» хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа окончательно сформировалось в трудах Фомы Аквинского. Это учение называется doctrina de fide. Согласно ему, во время Евхаристической молитвы сущность (субстанция) хлеба и вина пресуществляется в сущность Тела и Крови Христовых, в то время как доступные для органов чувств свойства хлеба и вина (акциденции) остаются неизменными.
    Термин «пресуществление» никогда не употреблялся святыми отцами в Православной церкви до середины XV века по отношению к освящению Святых Даров. Впервые его перенёс из католической литературы Геннадий Схоларий, используя как синоним традиционным святоотеческим терминам «преложение» и «претворение». Впоследствии в 1672 году в Иерусалиме термин «пресуществление» был принят; а в 1691 году на соборе в Константинополе все, отрицающие термин «пресуществление», предаются строгим анафемам и даже вечным проклятиям. Решения Собора 1691 года были приняты Русской православной церковью и включены в Догматическое послание патриарха Московского и всея Руси Адриана. Термин «пресуществление» является нововведением в православное богословие, а прославленные православные святые отцы ни соборно, ни в своих трудах не объясняли детально сам процесс преложения Святых Даров в Тело и Кровь, они ограничились лишь понятием «Таинство» применительно к этому процессу. По этой причине учение Фомы Аквинского о сохранении акциденций при изменении физической сущности хлеба и вина в человеческие тело и кровь не является учением Православной церкви.
Не могу себе представить, что люди сейчас верят, что, кусая хлеб, они кусают тело Господа, а выпивая чашку вина, пьют его кровь. Это странно, граждане, каннибализм какой-то.

Источников, которые использовались, несколько, но я советую посмотреть:
О.Еегер. Всеобщая история. С.-Петербург. 1906

Портрет Джона Уиклифа в Scriptor Majoris Britanni; Джона Бойла (1548)

28.5.2023


Рецензии