Как влияет криминогенная обстановка в семье

Ильфира Радиковна Мусина
С.Е.Гасумова к. соц. н., доцент
КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР,ФОРМИРУЮЩИЙ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со
стороны всех социальных институтов. Данное положение объясняется
объективными процессами, развивающимися в обществе и, прежде всего,
пониманием того, что приоритет в воспитании детей принадлежит семье.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление
личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья —
главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей жизни.
Если рассматривать семью как главный фактор влияния на
формирование отклоняющегося поведения несовершеннолетних, то
проводить профилактические мероприятия необходимо в первую очередь с
семьей несовершеннолетнего. В настоящее время система субъектов
профилактики безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних выстроена таким образом, что работа ведется только
с несовершеннолетним, который, как мы уже выяснили, является лишь
следствием влияния криминогенной зараженности семьи.
Цель исследования – на основе полученных теоретическим и
эмпирическим путем данных, определить социальный статус семей
несовершеннолетних с девиантным поведением, выделить основные
криминогенные факторы таких семей.
О влиянии семьи на девиантное поведение несовершеннолетних
говорится во многих работах юристов, психологов, социологов,
практических работников. Так, В.А. Лелеков пишет, что в разные годы по
различным регионам страны у несовершеннолетних преступников
отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще (в 2-4
раза), чем у подростков, преступлений не совершавших. Вклад таких семей
в преступность несовершеннолетних по некоторым подсчетам составляет
30-35%. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46%
воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние
начинают употреблять с 13-16 лет. О «питейных традициях» они узнают в
гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. Автор статьи так же
отмечает, что в семьях девиантов (в первую очередь правонарушителей)
отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с
одним из них, значительное снижение взаимопонимания (Лелеков В.А.,
Кошелева Е.В., 2006).
Чтобы проиллюстрировать факт влияния статуса семьи на
формирование различных отклонений в поведении подрастающего
поколения, нами было проведено исследование, в котором участвовали 104
воспитанника СПУ «Уральское подворье». Исследование осуществлено на
основе контент-анализа социальных карточек, которые заводятся на
каждого воспитанника училища. Они включают такие сведения как:
• фамилия, имя, отчество воспитанника, дату рождения;
• группу, в которой учится подросток;
• его домашний адрес;
• сведения о родителях (образование, место работы, дата рождения);
• анализ семьи: полная/неполная, благополучная/неблагополучная, обеспеченная/малоимущая;
76
• состоит или нет воспитанник на учете в органах по делам несовершеннолетних;
• если состоит, то по каким причинам;
• состояние здоровья членов семьи.
В результате были получены следующие данные:
Из 104 подростков, которые участвовали в исследовании, 46
воспитываются в неблагополучных семьях, 12 – в малоимущих, 51 – в
неполных, 7 – в многодетных. Таким образом, наибольший риск развития
девиантного поведения у тех, обучающихся в училище, подростков,
которые воспитывались только одним родителем (51%). Здесь, как правило,
на отклоняющееся поведение подрастающего поколения влияют ошибки
родителей в воспитании своих детей. Одной из причин данного явления
может быть то, что в неполных семьях довольно часто встречается,
например, гиперопека со стороны матери или отца. Те же последствия
вызывает, наоборот, безразличное отношение к ребенку или чрезмерный
контроль, предъявление слишком строгих требований.
На втором месте находятся подростки, выросшие в неблагополучных
семьях (46%). Напомним, что социально-неблагополучными называются
семьи с низким культурным уровнем и употреблением алкоголя одним или
обоими родителями. Судя по результатам исследования, меньшую долю
риска для развития девиантного поведения воспитанников училища
представляют малоимущие и многодетные семьи, по 10 и 6%
соответственно. Такие семьи, как правило, страдают нехваткой
материальных ресурсов, что, в свою очередь, может отрицательно
сказаться на поведении подростков.
В результате проделанной работы были получены также следующие
данные: из 104 воспитанников училища, которые участвовали в
исследовании, 28 (27%) состоят на учете в органах по делам
несовершеннолетних (далее ОДН). Из них восемь человек (28,57%)
поставлены на учет в ОДН из-за уходов из дома. От общего числа
участвовавших в исследовании воспитанников они составляют 7,7%.
Второй по распространенности причиной, из-за которой
несовершеннолетние состоят на учете в ОДН, является употребление ими
спиртных напитков и токсических веществ. Это 24% из всех, кто состоит
на учете и 5,8% из тех, кто принимал участие в данном исследовании.
Следующую строку занимают 5 условно осужденных несовершеннолетних
(17,9%). От общей выборки исследования данная категория
несовершеннолетних составляет 4,8%. Всего лишь 2 воспитанника состоят
на учете в ОДН за антиобщественное поведение. Это 7,14% из всех, кто
состоит на учете и 1,9% из тех, кто принимал участие в исследовании и,
соответственно, учится в данном отделении училища.
Таким образом, данные исследования показали, что важным
фактором формирования неблагополучного поведения подростков является
семья, ее социальный статус, стиль воспитания родителями своих детей. К
основным криминогенным факторам семей, находящихся в социально77
опасном положении, которые негативно влияют на поведение
несовершеннолетних относятся: 1) воспитание детей в условиях неполных
семей; 2) наличие в семье судимых родственников; 3) злоупотребление
спиртными напитками взрослыми членами семьи; 4) недостаточность
педагогических знаний родителей; 5) тяжелое материальное положение,
жилищные проблемы, отсутствие постоянного заработка; 6) грубость,
жестокость, насилие в семье.


Рецензии